Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа
Основная цель этой курсовой работы: исследование важных аспектов проблемы неформально лидерства.
Предметом курсовой работы является то влияние, которое оказывает лидер на взаимоотношения в группе.
Объектом курсовой работы является группа УПО-201.
Вступление………………………………………………………………………...3
1. Подходы к изучению лидерства……………………………………………….4
1.1 Подход с позиции личных качеств………………………………………...4
1.2 Поведенческий подход……………………………………………………...5
1.3 Ситуационный подход……………………………………………………...6
2. Психологические теории лидерства…………………………………………..7
3. Формальные и не формальные группы……………………………………….9
3.1 Формальные группы………………………………………………………...9
3.2 Неформальные группы…………………………………………………….10
4. Психологическая характеристика неформальных лидеров в молодежной среде………………………………………………………………………………12
4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти………………...13
4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы..16
5. Межличностные отношения в неформальной группе……………………...17
6. Социометрическое исследование……………………………………………19
Анализ полученных результатов……………………………………………………………………….30
Выводы…………………………………………………………………………...32
Список литературы………………………………………………………………33
– делает общим достоянием, полученные знания, и основывающиеся на них передовые технологии и приемы в работе
– устанавливает единые нормы и правила для всех, что исключает произвол и способствует объективизации деятельности
– обеспечивает «прозрачность» постановки вопроса для контроля и гласность для взаимодействия с общественностью, что, безусловно, важно для демократизации процесса.
Таким образом, формальная группа имеет следующие особенности:
1. Она рациональна, т.е. в основе ее лежит принцип целесообразности, сознательного движения к заданной цели.
2. Она безлична, т.е. рассчитана на индивидов, отношения между которыми устанавливаются по составленной программе.
В
формальной группе предусмотрены только
служебные связи между
1. Вертикальная (линейная) организация, объединяющая ряд органов и подразделений таким образом, что каждое из них находиться между двумя другими – вышестоящими и нижестоящими, а руководство каждым органом и подразделением сосредоточено в одном лице.
2. Функциональная организация, в соответствии с которой, руководство распределяется между рядом лиц, специализирующихся на выполнении определенных функций и работ.
3. Штабная организация, характеризующаяся наличием штаба советников, экспертов, помощников, не включенных в систему вертикальной организации.
Формальные группы могут быть сформированы для выполнения регулярной функции, как, например, бухгалтерия, а могут быть созданы для решения определенной целевой задачи, например комиссия по разработке какого-либо проекта.
3.2 Неформальные группы.
Неформальные группы возникают в следствии принципиальной неполноты формальных групп, поскольку должностными инструкциями все возможные ситуации, какие могут случиться, предусмотреть попросту невозможно, а «формализовать» все виды общественных отношений возможно только при тоталитарных политических режимах.
Неформальные
группы создаются не распоряжением
руководства и формальными
Неформальные группы обычно имеют свои неписаные правила и нормы поведения, люди хорошо знают, кто входит в их неформальную группу, а кто нет. В неформальных группах складывается определенное, рассредоточение ролей и позиций. Обычно эти группы имеют явно или неявно выраженного лидера. Во многих случаях неформальные группы могут оказывать на своих членов влияние равное или даже большее, чем формальные структуры.
Неформальные группы представляют собой спонтанно (самопроизвольно) сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного общения.
Неформальная группа проявляется в двух разновидностях:
1. Представляет собой «внеформальную» организацию, в которой неформальные, служебные отношения несут функциональное (производственное) значение, и существуют параллельно с формальной организацией. Например, оптимальная система деловых отношений, стихийно складывающаяся между работниками, способы принятия решений и т.д.
2. Представляет социально-психологическую организацию, выступающую в виде межличностных связей, возникающих на основе взаимного интереса индивидов друг к другу, без какой-либо связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая группа людей, основанная на личном выборе. В качестве примера можно привести, товарищеские отношения, любительские группы и т.д.
Состав неформальной группы чрезвычайно пестр и изменчив по направленности интересов, характеру деятельности и возрастному, социальному составу. В зависимости от идейной и нравственной направленности, стиля поведения, неформальные организации можно разделить на три группы:
1. Просоциальные - это социально-положительные группы. Это общественно-политические клубы интернациональной дружбы, фонды социальных инициатив, группы экологической защиты и спасения памятников культуры, клубные любительские объединения и др. Они имеют, как правило, позитивную направленность.
2. Асоциальные - это группы, стоящие в стороне от социальных проблем. Группы, интересы которых не затрагивают социальную сферу, или их влияние минимально.
3. Антисоциальные
- эти группы, самая неблагополучная часть
общества, вызывающая у него тревогу. С
одной стороны, нравственная глухота,
неспособность понять других, иную точку
зрения, с другой, это часто боль и страдания,
выпавшие на долю этой категории людей,
все это способствует выработке сомнительных
взглядов, у отдельных ее представителей.
4.
Психологическая характеристика
неформальных лидеров
в молодежной среде.
Лидер в группе - это ее член,
который спонтанно
Представителям высших и
Таким
образом лидер неформальной группы
- умен, обладает организаторскими
способностями и психологической властью
над подчиненными. Можно сделать вывод,
что современные лидеры в молодежной среде
обладают всеми необходимыми личностными
качествами, для осуществления руководства,
а также обладание такими индивидуальными
характеристиками, обусловливает их выдвижение
в лидеры.
4.1 Причины выдвижения лидера и источники его власти.
Выдвижение лидера в молодежной группе происходит спонтанно, по мере развития и функционирования группы. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный.
Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее “полезен” ее деятельности, а также проявляющий себя наилучшим образом, в повседневной жизни коллектива.
Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами которые попросту необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.
Однако не только особые личные качества индивидуума обуславливают его выдвижение в лидеры, так как они имеют значение постольку, поскольку необходимы для решения общих, стоящих перед группой задач и целей. Выдвижение лидера постепенно, по мере развития и функционирования неформальной группы. В молодежных группах низкого развития (случайных и компаниях) - процесс выдвижения лидера только начинается, но успевает завершиться. Лидер может появиться только в определенных ситуациях, члены группы еще не осознают его как лидера, да и в иных ситуациях его функции может выполнить и еще кто-либо, а не будущий лидер.
В
группах высокого развития феномен
лидерства представлен в его
классическом виде. В этих группах
лидер проходит путь от лица,
обладающего склонностью к
Также лидер в группе
Лидеры групп обладают психологической властью над подчиненными, однако, необходимо отметить, что настоящий лидер не стремится к подчинению себе других, ему подчиняются с удовольствием. Само возникновение и существование неформальной группы базируется на власти лидера. В психологии есть определение понятия “власть”: это каждый эффект, который производит индивид, воздействуя на окружающий его мир, определяется его властью, понимаемой как: способность, сила, компетентность. Источники власти лидера - это средства, с помощью которых применяющий власть субъект сможет обеспечить удовлетворение соответствующих мотивов другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его.
Лидеры молодежных неформальных групп для сохранения лидерства используют следующие возможные источники власти:
1. Власть эталона. Эта власть основана на идентификации члена группы с лидером и желании члена группы быть похожим на лидера.
2.
Власть принуждения или
а) вариантов возможных наказаний и санкций. Например следующие санкции: моральные (обсуждение, замечание о неправильности поведения, пощечина и т.д.), материальные (“штраф”, “пеня” в течение определенного срока и т.д.), физические (избиение).
б) от угрозы наказания с одной стороны и вероятности его избежания благодаря послушанию, с другой.
3.
Власть знатока. Вся сила
4. Информационная власть. Она возникает в тех условиях, когда лидер имеет доступ к информации, неизвестной членам группы, причем такой, которая является значимой для оценки ситуации и коррекции поведения. В организованных молодежных группах этот вид власти выражается в дозированном распределении информации между членами группы, в то время как полной информацией обладает только сам лидер.
5.
Нормативная власть. Речь идет
о неких нормах, согласно которым
лидер имеет право
Подводя итоги, можно сделать
краткий вывод. Власть лидера
в неформальной группе – явление многогранное
и в зависимости от структуры
группы, уровня ее развития,
сложившихся межличностных отношений,
источники власти могут варьироваться
и смешиваться настолько, насколько
это необходимо для осуществления
целей и задач группы, но чаще
всего, в неформальных группах высшего
уровня, лидером используются все
возможные варианты в их совокупности,
для осуществления всеобъемлющего
и эффективного руководства. Говоря
о руководстве, необходимо отметить,
что нормальное функционирование
неформальной группы обусловлено выполнением
лидера ряда социально-психологических
функций.
4.2 Взаимоотношения лидера с другими членами неформальной группы.
В процессе функционирования, внутри неформальной группы происходит формирование психологической и функциональной структуры. Чем выше уровень развития группы, тем более отчетливо выступает ее внутренняя психологическая структура. Закономерностью развития неформальной группы является тенденция к постепенной взаимосвязи эмоциональных отношений между участниками группы, с чисто деловыми, функциональными, основанными на совместной деятельности.
Информация о работе Влияние неформального лидерства на взаимоотношения в группе