Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46
Многое дают для понимания
психологической природы
Глава 3. Экспериментальное
изучение взаимосвязи ценностных ориентаций
и профессионального самоопреде
3.1. Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников
Исследования по изучению взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями, проводился в апреле 2012 года.
Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе МОУ гимназии №1 г. Липецк. В исследовании принимали участие дети старшего школьного возраста – ученики 11 «А» (29 человек). Возрастной состав испытуемых 16-17 лет. Общее количество испытуемых составило 29 человек, из них 10 мальчиков и 19 девочек.
Цель: выявление взаимосвязи между профессиональными предпочтениями старшеклассников и доминирующими ценностями.
Задачи:
1.Экспериментально изучить доминирующие группы ценностей старшеклассников
2.экспериментально изучить профессиональную направленность старшеклассников.
3. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.
Для изучения особенностей профессиональной направленности были использованы опросник Климова и тест для определения ценностных ориентаций М.Рокича. Данные тестовые методики позволяют диагностировать профессиональную направленность, а также отношение субъекта труда к его объекту. При выборе методик я опиралась на предположение о том, что в основе предпочтительного отношения к выбору старшеклассниками определенного профессионального направления или специальности лежат ценностные ориентации.
Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, было проведено анкетирование старшеклассников.
Опросник Климова направлен на диагностику склонностей к профессиональным знаниям и содержит 20 пар утверждений. Интересы и склонности человека - важные факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Склонность отражает положительное внутренее мотивированное отношение (влечение, интерес и пр.) к какому-либо занятию. Опросник позволяет узнать, что человек предпочитает, к какой области приложения сил он сейчас более склонен, к какой - менее, но не насколько. Образец опросника можно увидеть в приложении 1.
Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования – 1,5 часа
Выявление с помощью тестов профессиональной направленности старшеклассников послужило основанием для разделения всей выборки на группы.
К первой группе,
(32 % от общего числа старшеклассников,
принявших участие в
Во вторую группу
(36%) вошли старшеклассники с
Третью группу (20%) составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу Человек-Человек по ДДО Е.А.Климова. Эти молодые люди обладают социальными умениями и нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера являются общительность, стремление поучать и воспитывать, гуманность, психологическая настроенность на человека. Предпочитаемые профессии – врач, психолог. Хорошо развиты вербальные способности.
В четвертую группу (16%) вошли старшеклассники профессиональная ориентация которых соответствовала типу Человек-Знак по ДДО Е.А.Климова. Этот тип личности характеризуется тем, что предпочитает руководящие роли, в которых он удовлетворяет свои потребности быть признанным. Данная группа людей выбирала следующие профессии: заведующий, директор, журналист, судья, дипломат и т.п. Им нравятся занятия связанные с ручным трудом, требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий.
Для выявления ценностных ориентаций была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке,. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника можно увидеть в приложении 2. Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников;
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем. Студенты первой группы выделили для себя следующие наиболее важные для них ценности - цели:
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
Исследование системы ценностных ориентаций в выделенных группах позволило выявить следующие особенности.
Таблица 1
Среднегрупповые
ранговые показатели терминальных ценностей
в группах с различной
1 Ч-Т |
2 Ч-Х |
3 Ч-Ч |
4 Ч-З | |
Активная деятельная жизнь Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе |
9 13 7 11 17 3 1 2 15 14 10 4 12 8 7 16 18 5,5 |
12 6 2 7 18 1 10,5 3 9 16 17 8 13 4 10,5 15 3,5 5 |
6 11 1 4 18 5 10 3 12 14,5 16 10 14,5 8,5 2 17 13 8,5 |
13 10,5 4 5 18 3 8 1 9 16 17 10,5 12 2 6 14 15 7 |
Среднегрупповые ранговые показатели инструментальных ценностей в группах с различной профессиональной направленностью
1 Ч-Т |
2 Ч-Х |
3 Ч-Ч |
4 Ч-З | |
Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость |
14 7 17 12 16 5 18 1 12 10,5 8 13 4 9 6 2 10,5 15 |
10 2 6 1 18 3 17 7 5 12 8,5 11 8,5 13 14 4 16 15 |
12 4 17,5 3 15 6 17,5 2 11 9 5 16 1 14 12,5 7 8 10 |
13 5 16 7 14 12 18 6 8,5 3,5 1 2 3,5 17 11 8,5 15 10 |
В иерархии терминальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают здоровье, любовь и наличие хороших и верных друзей.
В иерархии терминальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей . Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих терминальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей.
В иерархии инструментальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают Образованность, Твердая воля, Воспитанность. В иерархии инструментальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь. Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей. Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих инструментальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
Для выявления различий между четырьмя описанными группами был использован t-критерий Стьюдента, который относится к числу параметрических.
По результатам проведенного анализа я получила следующие показатели значимости различий.
Таблица 2
Список терминальных ценностей |
1-2 |
1-3 |
1-4 |
2-3 |
2-4 |
3-4 |
Активная деятельная жизнь Мудрость Здоровье Интересная работа Красота природы и искусства Любовь Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей Общественное призвание Познание Продуктивная жизнь Развитие Развлечения Свобода Счастливая семейная жизнь Счастье других Творчество Уверенность в себе |
0,9 1,8 0,8 0,9 1 0,6 1,7 0,8 2,5 1 3,6 1,4 0,2 1,7 0,4 0,4 2,2 0,2 |
0 0,4 2,2 2,6 0,2 0,7 0,7 0,08 1,3 0 1,4 2,1 1 0,3 0,17 0 0 0,6 |
1,4 0,5 0,7 1,5 0,5 0,6 0,3 0,8 1,8 0,6 2 1,1 0,2 2,5 0,3 0,2 1,5 0,1 |
0,9 0,8 1,6 1,1 0,9 0,1 1,7 1 0,5 0,8 1 0,1 0,8 1,6 0,2 0,3 2,3 0,7 |
0,8 0,8 0,1 0,4 1,3 0,1 0,5 1,8 0 0 0 0,3 0,3 1,4 0,6 0 0,3 0 |
1,9 0,02 3,2 0,6 0,15 0,06 1,2 2,3 0,9 0,9 0,35 0,5 0,3 1,7 0,4 0,3 1,5 0,2 |
Достоверно значимыми различиями в системе ценностных ориентаций у исследуемых групп можно считать различия:
- между группами 1 и
2 по ценностям общественное
- между группами 1 и
3 по ценностям здоровье и
- между группами 1 и 4 по ценности свобода;
- между группами 2 и 3 по ценности творчество.
Список инструментальных ценностей |
1-2 |
1-3 |
1-4 |
2-3 |
2-4 |
3-4 |
Аккуратность Воспитанность Высокие запросы Жизнерадостность Исполнительность Независимость Непримиримость к недостаткам в себе и других Образованность Ответственность Рационализм Самоконтроль Смелость в отстаивании своего мнения Твердая воля Терпимость Широта взглядов Честность Эффективность в делах Чуткость |
1,3 0,4 1,7 0 0 0 0,6
1 1 0,4 0,4 0,8 1,4 0,5 1,7 0,5 1 0,3 |
0,4 0,9 0,3 0,1 1,3 0,3 0,6
0 0,8 0,6 0 0,3 1,3 0,4 0,4 0,8 0,9 0,9 |
0,06 0,2 0,3 0,3 1,3 0,8 2
0,9 0,3 1,1 0,5 1,7 0,3 2,6 0,6 0 1,3 1,5 |
0,6 0,5 1 0,1 1,3 0,3 0,1
0,7 1,7 1,6 0,3 1,2 2,2 0 1,3 0,4 1,5 1 |
0,8 0,4 0,9 0,3 0 0,8 2,2
0 0,3 2,3 1,3 1,2 1,2 1,3 0,5 0,3 0,3 1,3 |
0,29 0,8 0,6 0,2 0,8 0,4 0
0,6 0,9 0,7 1,6 2,3 0,8 1,3 0,5 0,6 1,8 0,38 |