Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46

Файлы: 1 файл

влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.doc

— 288.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………..2

 

Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4

 

Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18

 

2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18

 

2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22

 

2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29

 

Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32

 

3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32

 

3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38

 

Заключение………………………………………………………………………41

 

Литература……………………………………………………………………….43

 

Приложения……………………………………………………………...………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время развитие общества характеризуется  все возрастающей динамичностью  и неопределенностью, и тем, что  человечество создает и вовлекает себя во все новые, более широкие и сложные сети различных взаимодействий (экологических, технологических, информационных, социальных, политических и т.д.).

Эти условия  окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Исходя из этого  можно сказать, что самоопределение  старшеклассников становится одним  из самых актуальных вопросов на сегодняшний  день.

Божович выделяет «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что  оно осуществляется одновременно, с одной стороны, как конкретное определение будущей профессии и планирование жизни, а с другой – как поиск смысла своего существования.

Вопрос, казалось бы, в другом: как соотносится  ценностно-смысловая ориентация старшеклассника с профессиональным самоопределением?

Ответ на этот вопрос требует изучения ценностей современных  юношей и девушек, а также их профессиональных намерений, интересов и склонностей.

В данной работе я пытаюсь показать как ценностно-смысловые  ориентации, будучи элементами структуры личности, влияют на выбор конкретной профессии (или профессионального направления). Это особенно важно сейчас, когда возникают принципиально новые области и виды деятельности, а ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми. От понимания этой проблемы и отношения к ней зависит не только успех старшеклассников в их будущей профессиональной деятельности, но и психическое здоровье молодого поколения и возможность максимальной реализации своих возможностей.

Исследованию особенностей психического развития личности подросткового и старшего юношеского возраста посвящены работы отечественных (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Л.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Дж. Дьюи, Джерсильд, Гаррисон, Заззо, Озибелл, Пиаже, Хоррокса и др.) психологов.

Изучением ценностных ориентаций занимался целый ряд психологов за рубежом и в России Франкл, Г. Олпорт, B.C. Мерлин, А.И. Донцов, Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов и др.

 

        Цель работы: выявить и изучить взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассника.

         Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников

         Предмет: взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников.

          Гипотеза исследования состоит в том, что ценностные ориентации определяют содержательную сторону профессиональной направленности личности, что старшеклассники, выбирающие один и тот же тип профессий, возможно ориентированны на одни и те же группы ценностей, а именно направленность «человек-человек» может иметь в качестве ценностных ориентаций счастье других, чуткость, а старшеклассник направленности «человек-художественный образ» будет выделять такие как красота природы и искусства, творчество.

 

 

 

Глава 1.  Сущность и содержание профессионального самоопределения

    

             Целенаправленное изучение профессионального самоопределения началось  в начале ХХ века. Система профессионального самоопределения раньше, чем в других странах, начала создаваться в Германии и Америке при бюро по устройству на работу (1902г.), а первое справочно-информационное бюро для учащихся школ было организовано в США в 1907 году.

В России первое бюро профконсультации для молодежи было основано в 1927 году при Народном Комиссариате труда  В.М. Бехтеревым и его коллегами.

В практике профессионального  самоопределения профконсультанты  делали основной акцент на «самосознание» как определяющее условие адекватного  выбора профессии. «…Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты».

Природа далеко не каждому  и не сразу открывает его предназначение, иными словами, не у всех правильный выбор профессии основан на раннем и подлинном, а не случайном проявлении способностей. В оказании помощи по выявлению способностей, наклонностей и интересов; в формировании устойчивых мотивов выбора профессии; в соотнесении личностных желаний с потребностями общества и заключается основная цель профконсультационных мероприятий. Считается, что на процесс профессионального самоопределения  наиболее сильное влияние оказывают следующие группы факторов:

- интересы, на формирование  которых, в свою очередь, влияют  способности, прошлый опыт, представление о будущей профессии;

- индивидуальные особенности,  а именно: черты характера, темперамент  и свойства нервной системы;

- уровень подготовки, который включает в себя широту  эрудиции и кругозор, школьную успеваемость, мировоззрение;

- состояние здоровья  и уровень физической подготовки;

- а также, ряд социальных  факторов: место жительства, профессия  и советы  родителей, рекомендации учителей, друзей, средства массовой информации.

Словосочетание «профессиональное  самоопределение» может употребляться и пониматься очень различно. Это и «самоопределение профессионала», т.е. работника со стажем, молодого специалиста, и «самоопределение подрастающего человека – будущего профессионала».

Может показаться, что  слово «самоопределение» содержит в себе знание «предел», т.е. граница, ограничение и может осмысливаться и как самоограничение, постановка себе пределов, границ. Конечно же, обдумывание жизненного и в частности, профессионального трудового пути это есть непременно некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем. Однако, уменьшение неопределенности выбора профессии не следует понимать как воздвижение преград, препятствующих дальнейшему развитию, т.к. оставляя в стороне некоторые другие возможности выбора (вроде бы лишая себя возможности «прожить» те или иные жизненные пути, избирая один из них), человек в то же время обретает новые, недоступные ранее возможности профессионального развития, а этот процесс не имеет принципиальных ограничений. Таким образом «самоопределение» следует понимать не просто как «самоограничение», не как некое добровольное впадение в профессиональную ограниченность, а как важное проявление психического развития, как активный поиск возможностей развития, формирование себя как профессионала.

По мнению М.А. Галагузовой, предметная область профессионального самоопределения предполагает ориентировку в четырех блоках явлений:

1блок – многолетний  процесс возрастного (физического  и психологического) развития человека на всем протяжении жизненного пути (от младенчества до естественного финала);

2 блок – множество  разнотипных профессий в современном  обществе («пространство выбора»,  перед которым рано или поздно  реально оказывается подрастающий  человек);

3 блок – возможные  варианты соотнесения (приведения в соответствие) личных качеств человека с теми требованиями, которые предъявляет каждая работа (хотя бы тип профессии) к человеку;

4 блок – своеобразие  методов и средств педагогического  руководства процессом развития, становления человека как субъекта профессионального труда на разных его этапах (включая длительную «допрофессиональную» фазу этого процесса и еще более длительную собственно профессиональную – овладение профессией, вхождение в профессиональную общность, достижение высоких уровней мастерства или приход к разочарованию, перемене труда – профессиональной переориентации и др.).

Активность профессионального  самоопределения (а, следовательно, самооценок,  взаимооценок, общественных оценок) связана с глубокими, сильными эмоциональными переживаниями развивающегося человека. Здесь, в частности, возникают не только предпосылки для счастливой осмысленной жизни в будущем, но и риск ситуаций душевного неблагополучия, утраты смысла жизни, невротических срывов и более серьезных нарушений внутреннего мира. Очевидно, что проблема профессионального самоопределения человека настолько сложна, что удовлетворительное ее решение не под силу отдельному человеку, она требует разностороннего информационного и организованного обеспечения. И здесь роль школы, семьи, социального окружения, как формирующих систем особенно высока.

Что касается семьи, то она  является той системой, которая оказывает  очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи и не только в форме прямых воздействий –  требований родителей, родственников, но и в роли реального фактора, косвенно, но закономерно определяющего идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. Как нет двух совершенно одинаковых людей, так нет и одинаковых семей. Это различие еще более усилилось в последние годы в связи с экономическим расслоением нашего общества, отходом многих людей от традиционных ценностей. Однако в одном еще по - прежнему работает стереотип – в семье проблема профессионального самоопределения осознается и становится предметом серьезных разговоров обычно к старшему школьному возрасту.

Следует обратить внимание и на то, что в неправильном выборе профессии нередко виновны члены семьи, которые ориентируются не на подлинные способности и призвание своего ребенка, а на приходящие или ситуативные ценности: заработок, преемственность профессии в семье, доступность получения профессии, престижность и т.д. Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Существует также большая доля случайного выбора профессии: по совету друзей, знакомых, по причине престижности и привлекательности профессии и т.д.

С точки зрения интересов  развития нашего общества идеальным  был бы такой случай, когда профессиональная устремленность молодежи, вступающей в трудовую жизнь, в точности соответствовала бы потребностям различных отраслей в кадрах. Именно случай, когда большинство молодежи стремится в наиболее массовые и «дефицитные» (с точки зрения потребности общества в притоке трудовых ресурсов) области труда, а меньшинство – в наименее массовые; когда,  профессиональные устремления соответствуют возможностям, потенциалам людей (состоянию их здоровья, способностям, склонностям).

В этом идеальном, вымышленном  случае объективный общественный запрос на приток трудовых ресурсов в разные сферы труда точно удовлетворялся бы их предложением; тогда потребность в руководстве выбором профессии, профессиональным самоопределением людей была бы минимальной. И наоборот, крайне нежелательна и с хозяйственной и с психологической точек зрения картина несоответствия, рассогласования профессиональных устремлений потенциальных субъектов труда и объективной потребности общества в кадрах.

Анализ результатов, неоднократно проводимых социально-психологических  исследований, направленных на выяснение  мотивов выбора профессии, путей их получения и перспективах дальнейшего приложения своих сил свидетельствует о том, что влияние на выбор учащимися будущей профессии оказывают: родители (родственники) – 47%;  друзья – 10%;  общественное мнение – 17%; непредвиденные обстоятельства – 20%; собственное мнение – 6% .

Проблема выбора профессионального  и жизненного пути встает перед человеком  в том возрасте, когда он до конца  не осознает всех отдаленных последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием. С него начинается самостоятельный жизненный путь человека. Первое, самостоятельное решение приходится принимать, опираясь не на жизненный опыт, который приходит с годами, а скорее, на представления о своем будущем и о будущем обществе, в котором им предстоит жить.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников