Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа
Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46
Мыслители древности, в своих трудах, предостерегали молодежь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего.
Однако то, что было
предметом размышления
Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.
По мнению Е. А Климова профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения, как считает Е. И. Головака – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.
Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вынужден совершать множество выборов (сама карьера также рассматривается как «смена чередующийся выборов»)
Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими востребованными ныне понятиям как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансцеденция и.т.д. При этом многие авторы связывают самореализацию, самоактуализация и т.п. с трудовой деятельностью, с работой.
Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя через увлеченность значимой работой, К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение, П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.
По мнению Е.А.Климов выделяет
два уровня профессионального самоопределе
1) гностический (перестройка сознания и самосознания);
2) практический уровень
(реальные изменения
Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей (В.Франкл): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…».
Таким образом, именно смысл определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла».
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
При творческом подходе к своей жизни сам смысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.
Самоопределение – центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего листа в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.
Самоопределение можно рассматривать с разных позиций: - как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход;
- как процесс формирования
индивидуального стиля жизни,
частью которого является профессиональная деятельность,
- дифференциально-
В период самоопределения человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом. В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный.
Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:
- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;
- личностное самоопределение
связано с формированием
- профессиональное
Профессиональное
В социально педагогическом смысле профессиональное самоопределение жизненно необходимо для каждого человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества.
В психолого-педагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решения.
Поскольку «мир труда и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, поскольку профессиональное самоопределение – необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.
Опираясь на работы К.А.
Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга,
Е.И. Головака, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова
можно рассматривать самоопреде
Ценностно-смысловой
аспект профессионального
Деятельностный аспект
профессионального
Эти аспекты самоопределения личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы. Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность … сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования.
Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности. Деятельностно-смысловое единство личности – это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:
- оптимальным соотношением
между системой ценностно-
- возможностями для
развития ценностно-смысловой
- минимальным проявлением
неблагоприятных
Личность при таком подходе является одновременно объектом профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).
Профессиональное
Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека.
Каждый этап
Ситуация профессионального
самоопределения – это
Внутренние условия
профессионального
- особенности ценностно-
- объем предыдущего опыта личности и степень его использования;
- наличные знания, умения, навыки личности;
-индивидуально-
Внешние условия профессионального самоопределения:
- условия и содержание профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заниматься человек;
- требования этой деятельности к человеку, его качествам;
- условия жизни, быта,
особенности их влияния на
профессиональное самоопределен
- особенности влияния на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и прочее.
Затруднения и риски
профессионального
Рассматривая социально-
- Самоопределение в
обществе и культуре, предполагающее
в качестве идеального
- Самоопределение на
уровне конкретного
- Самоопределение в
рамках какой-то отрасли