Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа
Цель работы: теоретический анализ понятия агрессия, основных подходов к её изучению и методов её диагностики.
Исследуемая проблема: агрессия, её влияние на жизнедеятельность человека.
Задачи работы:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ (МИЛЛЕР, ДОЛЛАРД, БАНДУРА) ………………………………………………………….5
1.1 Теория фрустрации. (Миллер, Доллард) ………………………….....5
1.2 Теория социального научения. (Бандура) ……………………….....11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ……………………………………………...17
2.1 Методы исследования агрессии …………………………………….17
2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………..…..…………….27
ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………….……...28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
6. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. – 688с.
7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576с.
8. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В.Сельченок.-Мн.:Харвест,М.: АСТ,2001.656.
9. З.Фрейд «Я» и «Оно». Кн. 1. - Тбилиси, «Мерани», 1991, 397с.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С. – Петербург.: изд - во
«Питер – пресс». 1997. 608с.
11. Можете ли вы стать бизнесменом / В. П. Фоминых, Е. В. Гукина, О. И.
Волошин. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1992.
12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997
ГЛОССАРИЙ
Понятие | Определение |
Агрессия | ллюбая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. |
Агрессия | поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. |
Агрессивность | обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению, стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля. |
Агрессивное действие | это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. |
Агрессивное поведение | периодично повторяющиеся агрессивные действия. |
Катарсис | сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии. |
Манипуляция | обеспечить негласное получение манипулятором односторонних преимуществ, но так, чтобы у адресата сохранялась иллюзия самостоятельности принимаемых им решений. |
Скученность | субъективное ощущение недостаточного пространства, приходящегося на одного человека. |
Смещение агрессии | перенос агрессии с источника фрустрации на другую мишень. Обычно новая мишень гораздо безобиднее или более социально приемлема. |
Фрустрация | состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Схема различных теорий агрессии. Гипотетические конструкты заключены в рамку. [1, c.54]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
| Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обидчивость | Подозрительность | Словесная агрессия |
Р1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Р2 | 4 | 0 | 1 | 1 | 2 | 5 | 3 |
Р3 | 5 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 |
Р4 | 2 | 1 | 1 | 0 | 4 | 3 | 4 |
Р5 | 2 | 1 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 |
Р6 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 |
Р7 | 5 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 |
Р8 | 4 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 |
Р9 | 3 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Р10 | 5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Р11 | 3 | 1 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест Басса-Дарки
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбу.
5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
7. Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать.
8. Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
14. Я держусь насторожено с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
15. Я часто бываю не согласен с людьми.
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему.
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.
20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
21. Меня немного огорчает моя судьба.
22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
26. Я не способен на грубые шутки.
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
30. Довольно многие люди завидуют мне.
31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
32. Меня угнетает, что я мало делаю для своих родителей.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу.
34. От злости я иногда бываю мрачен.
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь.
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
37. Хотя я не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям.
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.
43. Иногда люди раздражают меня своим присутствием.
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
49. С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева.
50. Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться.
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
54. Неудачи огорчают меня.
55. Я дерусь не реже, и не чаще, чем другие.
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо.
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
60. Я ругаюсь только со злости.
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
67. Я часто думаю, что жил неправильно.
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
72. В последнее время я стал занудой.
73. В споре часто повышаю голос.
74. Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.
Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:
1. Физическая агрессия:
"да" = 1, "нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, "нет" =1, "да" = 0:9,7
2. Косвенная агрессия:
"да" - 1, "нет" = 0:2, 10, 18, 34,42, 56, 63, "нет" = 1, "да" - 0: 26,49
3. Раздражение:
"да"=1, "нет"=0: 3,19,27,43, 50, 57,64,72, "нет" = 1, "да" =0: II,35,69
4. Негативизм:
"да" == 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28, "нет" - 1, "да" = 0: 36
5. Обида:
"да"= 1,"нет" - 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58
6. Подозрительность:
"да"=1, "нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, "нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74,75
7. Вербальная агрессия:
"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" - 1, "да"= 0: 33,66,74,75
8. Чувство вины: "да"-1, "нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67
Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Опросник Басса-Дарки
Данный опросник предназначен для выявления уровня агрессивности. Определенный уровень агрессии часто помогает нам быть успешными в продвижении карьеры, однако по если эта личностная особенность имеет высокую выраженность это может служить существенным препятствием нашего личностного и профессионального роста. Английский социолог Г. Вильсон утверждает, что агрессивное поведением является формой невротического расстройства и может быть рассмотрено как противоположная форма по отношению к адаптивному поведению. Адаптивное поведение - это способность человека эффективно выстраивать свои отношения с социальным окружением, характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий его участников. Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует возникновению конфронтации и конфликтов, препятствует успешной деятельности.
Личностная методика разработана А.Бассом и А.Дарки включает 75 вопросов и предназначена для диагностики агрессивных и враждебных реакций личности.
Тест на агрессивность Баса - Дарки широко распространена среди практикующих психологов, консультантов, психотерапевтов, кадровых служб и высоко оценивается психологами практиками за компактность, высокую валидность и достоверные диагностические данные.
Методика Басса-Дарки включающая в себя 8 шкал агрессивности, позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности дома, в процессе обучения или работы.
Опросник Басса-Дарки дает возможность определить уровень враждебности и итоговой агрессивности и оценить уровень агрессивности в различных ее проявлениях. Сама агрессивность не дает возможности выявить причины и характер поведения субъекта в конкретной ситуации.
В тесте - опроснике Басса-Даркивыделено 8 шкал агрессивности: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Норма агрессивности: 21±4;
Норма враждебности: 7±3.
Применение опросника Басса-Дарки совместно с другими личностными тестами психических состояний (опросниками Кеттелла и Спилбергера-Ханина) дает комплексную методику, выявляющую широкий спектр личностных характеристик, исходя из которой, можно сделать вывод о состоянии свойств личности и оказать действенную помощь в случае необходимости.
31
[1] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.
[2] Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М. 2000
[3] Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. – 158 с.
[4] Бэрон Р., Ричардсон Д. Психология человеческой агрессии – СПб.: Питер, 1998. – 42с.