Сущность теории арессии и подражания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: теоретический анализ понятия агрессия, основных подходов к её изучению и методов её диагностики.
Исследуемая проблема: агрессия, её влияние на жизнедеятельность человека.
Задачи работы:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ (МИЛЛЕР, ДОЛЛАРД, БАНДУРА) ………………………………………………………….5
1.1 Теория фрустрации. (Миллер, Доллард) ………………………….....5
1.2 Теория социального научения. (Бандура) ……………………….....11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И НЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ……………………………………………...17
2.1 Методы исследования агрессии …………………………………….17
2.2 Анализ результатов исследования проявления агрессии…………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………….………………………...26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………..…..…………….27
ГЛОССАРИЙ …………………………………………………………….……...28
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Файлы: 1 файл

0678. Сущность теории арессии и подражания.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Например, если мы хотим применить экспериментальный подход для изучения связи агрессивного поведения с опьянением, мы будем варьировать независимую перменную, давая одной группе испытуемых большую дозу алкоголя, а другой группе – кока-колу с запахом алкоголя. Если мы обнаружили, что люди, выпившие коктейль с настоящим алкоголем ведут себя более агрессивно, чем те, кто пил кока-колу с ароматизатором, мы будем более-менее уверны, что причиной такого поведения был алкоголь.

Существуют различные методы, используемые для изучения агрессивного поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие же могут быть использованы как в экспериментальных, так и в не экспериментальных исследованиях.

     Методы изучения агрессивного поведения с помощью опроса.    

     Архивные исследования – состоят в сборе информации из публичных

источников. Например, сведения автоинспекции, статистика преступности и

бракоразводные записи, данные о массовых беспорядках и милиции о насильственных преступлениях в качестве источников информации об агрессивном поведении.

Одно из главных достоинств архивных данных заключается в том, что они относительно свободны от вносимых исследователем искажений (так как не он их собирал). Но так как данные изначально собирались для других целей исследователю бывает трудно найти сведения, непосредственно касающиеся интересующей его проблемы. Это является одной из самых больших проблем архивных исследований.

     Вербальная информация. Психологи часто используют ответы людей для

получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения агрессивности психологи разработали множество опросников.               Некоторые из них посвящены общей агрессивности, другие же предназначены для изучения агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их агрессивности.

Инциденты, лежащие в подоплеке гнева и агрессии как правило, таятся в

прошлом, в истории взаимоотношений, которая недоступна непосредственно,

поэтому исследователю не удается выявить подлинные мотивы. Таким образом, утверждает Эврилл, опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть не хотят признаваться.

Анкеты.

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об их непосредственном опыте, связанном с агрессивном поведением других.

Большинство подобных опросников предназначены для оценки агрессии в

конкретных ситуациях. Штраус и Штаймец применяли анкеты в исследовательской программе, предназначенной для выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник называется «Шкала тактики поведения в конфликтах». Галли Денджерник, Пеппинг и Бергстром использовали версию «Шкалы тактики поведения в конфликтах» в исследовании влияния сибсов (дети из одной семьи) на агрессивное поведение. Исследователи заключили, что переживание насилия в семье могут способствовать будущей агрессивности, в частности благодаря возможности тренировки такой формы поведения на сибсах.

Личностные шкалы.

Иногда опросники предназначены для измерения постоянного уровня

агрессивности. Такие опросники являются разновидностью личностных тестов.

Наиболее часто употребляемая мера агрессии и враждебности – это тест враждебности по Бассу Дарки. Басс Дарки установили меру двух видов враждебности (негодование и подозрение) и пяти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия).

Оценивание другими.

Еще один вид вербальной информации – оценивание другими – состоит в том, что человека чья агрессивность нас интересует, оценивают люди, отличные от него: знакомые, знакомые, друзья, родители, одноклассники, сибсы. Этот метод наиболее часто используется в исследованиях детской агрессивности. Преимущества такого оценивания заключается в том, что окружающие могут быть более объективны, чем сам испытуемый. С другой стороны, подобные оценивания зависят от восприятия испытуемого окружающими, которое может быть искаженным.

Проективные методы.

Проективные методы особенно полезны для изучения агрессии и враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует исследователей. Одна из главных проблем заключается в том, что методы могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти людей, согласных с одной и то же интерпретацией.

Наиболее часто используемые проективные методы – тест тематической апперцепции (ТАТ). Этот тест состоит из серии картинок, о которых испытуемый пишет или рассказывает истории: что происходит и что предшествовало событиям на картинке. В тесте Роршаха исследователь показывает испытуемому серию карточек с чернильными пятнами и просит сказать на что они похожи или о чем они ему напоминают.

Например, если человеку одно из пятен напоминает схватку зверей, или

пистолет, значит, он описывает агрессивное поведение и ответ должен

засчитывается в качестве агрессивного.

Рисуночный тест изучение фрустрации по Розенцвейгу является

полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой

картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему.

Наблюдение агрессии.                      

Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения. Главное преимущество таких методов состоит в том, что они позволяют изучать причиняющее реальный вид повреждение.

Полевые наблюдения.

Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

Недостаток в том, что исследователь может потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения.

Натуралистические наблюдения.

Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

    

    

 

              2.2. Анализ результатов исследования проявления агрессии.

 

              Существует 2 основных типа на которые можно разделить агрессивные проявлениятипа: первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями — гневом, враждебностью).               Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной

агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса—Дарки.

              А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: «... реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;

2) косвенная агрессия — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;

3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

4) негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;

5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;

7) вербальная (словесная) агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». (см. приложение 3)

              Было исследовано 11 человек, в возрасте 15-16 лет. Данные испытуемых представлены в приложении 2.

              Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность подростков, были выделены следующие:

              - Привлечение к себе внимания сверстников

              - Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё               превосходство

              - Защита и месть

              - Стремление быть главным

              - Стремление получить желанный предмет

              Как можно видеть большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной ,после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия подросткоы имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывали у этих детей удовлетворение, а агрессия выступала при этом как самоцель. Такое поведение может свидетельствовать о склонности человека к враждебности и жестокости, что естественно вызывает особую тревогу.

              Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками.

              На основе тестирования были выявлены следующие показатели по группе:

              Как можно видеть, у группы отсутствует косвенная агрессия. Зато показатели физической агрессии очень высоки. Это говорит о том, что группа склонна к самому примитивному виду агрессии - решать вопросы с позиции силы. Так же высоки показатели категории "подозрительность". Данная категория говорит о том, что дети видят в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против них. В крайних своих проявлениях может быть симптом нездоровья.

              Необходимо  научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими  членами социума, умение находить альтернативные  мирные пути решения  конфликтов. Ведущая  роль в предупреждении и    коррекции  агрессивности   у  детей  принадлежит  педагогам, но не стоит исключать  и психологов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема агрессии в современном мире, является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики. Необходимо выяснить механизмы возникновения и принципы функционирования агрессии и разработать методы профилактики и коррекции агрессивного, асоциального поведения.

Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

Существует несколько теорий, каждая из которых даёт своё видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, предложенная З.Фрейдом, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является вызываемый внешними причинами позыв или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации – агрессии, предложенная  Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Миллер, выдвинул систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

Бандура в теории социального научения рассматривает агрессию как явление социальное, как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Оптимальный метод или подход должен определяться конкретной проблемой, интересующей исследователя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс,  Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. – 512с.

2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.- СПб. ПРАЙМ ЕВРОЗНАК. 2001. – 512с.

3. Бэрон Р., Ричардсон Д.  Агрессия – СПб.: Питер, 1998. – 336с.

4. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. – Самара: «БАХРАХ – М», 2000. – 248 с.

5. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) –М.: «Прогресс», «Универс»,  1994.- 272.

Информация о работе Сущность теории арессии и подражания