Сущность теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены задачи:
- рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории;
- изучить версии потребительского выбора;
- проанализировать эффект дохода и эффект замещения, а так же кривую безразличия и бюджетное ограничение.

Оглавление

ОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………..……….………….........3
I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…...........................................................................5
1.1. Теория потребительского поведения…………..……………………...5
1.2. Потребительское поведение в современных условиях……………..8
1.3. Методы исследования потребительского поведения………….......15
II. ВЕРСИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА …………………………..…17
2.1. Кривая безразличия и бюджетное ограничение……………….…...17
2.2. Эффект дохода и эффект замещения………………………………...20
2.3 Формирование потребительских предпочтений……………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального  образования

«Московский государственный  индустриальный университет»

филиал  ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Сергиевом  Посаде 

Кафедра «                             Экономики и менеджмента   » 

К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А

 
 
 
 

по дисциплине «                        Экономическая теория                                          » 

на тему «                 Сущность теории потребительского поведения                               » 

Выполнил:

Студент                              Сикора Юлия Владимировна      ______________________                                             

Группа          3762            курс           2          семестр            3                               _                   

Проверил:

Преподаватель                  Попов __________________

Оценка работы _____________________________________________________ 

Дата сдано:                                                     «______»____декабря____2011 г.

Дата проверено:                                             «______»_______________2011 г.

Сергиев Посад

2011 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………..……….………….........3

I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…...........................................................................5

     1.1. Теория потребительского поведения…………..……………………...5

     1.2. Потребительское поведение в современных условиях……………..8

     1.3. Методы исследования потребительского поведения………….......15

II. ВЕРСИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА …………………………..…17

     2.1. Кривая безразличия и бюджетное ограничение……………….…...17

     2.2. Эффект дохода и эффект замещения………………………………...20

     2.3 Формирование потребительских предпочтений……………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы.

     Потребительское поведение - это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор  товаров с учетом цен и личного бюджета, т.е. собственных денежных доходов. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены - на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского поведения, которое учитывает предприниматель в ценовой политике. Предприниматель должен достаточно определенно знать, насколько следует повысить цены на товары более высокого качества и каков предел этого повышения. Или наоборот, насколько следует снизить цену, не рискуя торговой выручкой, если спрос на данный товар сокращается. Ответы на эти и подобные им вопросы также связаны с изучением особенностей потребительского поведения.

     Поведение покупателей, их выбор в мире товаров  имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своими вкусами, отношением к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями. Здесь возможна лишь группировка покупателей по социально-демографическим факторам: общей численности населения данного региона; распределение по возрастному составу; количеству мужчин и женщин; особенностям их занятости и образу жизни и т.д.

     В последние годы в нашей стране все шире используются выборочные статистические методы для совершенствования методологии  социально-экономических и маркетинговых обследований.

     При этом необходимо констатировать, что  в специальной литературе недостаточно широко представлены работы, ориентированные  на изучение поведения покупателей, анализ таких важных понятий как  предпочтение, потребности, вкусы и т.п.

     Сказанное выше свидетельствует об актуальности в научном и практическом плане исследования факторов, определяющих поведение покупателей на любом рынке, с его особенностями формирования, функционирования и развития рыночных отношений.

     Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить факторы, влияющие на выбор потребителя.

     Для достижения цели в курсовой работе поставлены задачи:

- рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории;

- изучить версии потребительского выбора;

- проанализировать эффект дохода и эффект замещения, а так же кривую безразличия и бюджетное ограничение.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

     1.1. Теория потребительского поведения

     Потребление – это обретение и использование продуктов, услуг, идей.

     Поведение потребителей – это деятельность, непосредственно вовлечённая в  обретение, потребление и избавление от продуктов, услуг, идей, включая процессы решений, предшествующие этой деятельности и следующие за ней.

     Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия.

     Любая теория является достаточно абстрактной  моделью и строится на ряде методологических допущений, позволяющих сконцентрировать внимание на принципиальных ключевых моментах. При анализе поведения потребителя исследователи обычно полагают, что:

- все  рынки товаров и услуг являются  совершенно конкурентными, а все  товары и услуги имеют рыночную  цену;

- все  домохозяйства и фирмы располагают полной и достоверной информацией, необходимой им для совершения выбора и принятия решений о потреблении или производстве. Всем точно известны цены, процентные ставки, ставки заработной  платы, величины издержек производства, качество товаров и т.д;

- в основе  потребительского выбора лежит  полезность, величину которой можно  измерить;

- все  контрагенты ведут себя рационально,  т.е. соотносят свои затраты  и выигрыши по каждой дополнительной  единице потреблённого или произведённого  товара и принимают решения, при которых выигрыш был бы не меньше, чем издержки;

- потребители  последовательны в своих вкусах  и предпочтениях и всегда предпочитают  большую полезность меньшей. Так,  если полезность товара А больше  полезности товара В, а та, в  свою очередь, больше полезности товара С, то при выборе между товарами А и С потребитель обязательно выберет товар А и предпочтёт иметь этого товара чем больше, тем лучше.

     Легко заметить, что большая часть названных  выше предпосылок является условными  и не реализуется на практике. Нигде, по сути, нет рынков совершенной конкуренции, покупатели никогда не знают точно о реальном качестве покупаемого товара, производители не знают истинного дохода покупателей и пр. Наконец, далеко не всегда и не все покупатели (ровно, как и производители) ведут себя рационально и последовательно.

     Наиболее  уязвимым является тезис о полезности, которую можно соотнести с  затратами. Индивидуальная оценка полезности является субъективной характеристикой. Отдельные индивиды оценивают полезность одной и той же вещи по-разному, в зависимости от своих вкусов и предпочтений. Более того, один и тот же потребитель оценивает полезность того же самого продукта/услуги не одинаково в зависимости от конкретной ситуации, места, времени, моды и пр.

     При всём несовершенстве методологических посылок и основных положений теории предельной полезности она, тем не менее, достаточно точно обрисовывает поведение потребителей и отчасти производителей, пытающихся воздействовать на потребительский спрос и предпочтения.

     Прежде  чем перейти к более детальному изучению полезности как основы выбора потребителя, определим границы открытого для потребителя поля выбора. Не всякое желание потребителя может быть реализовано, не всякий выбор может быть осуществлён. Однако одним из важных ограничений является время. Другим важным ограничением, который будет  в дальнейшем учитываться при анализе, является доход индивида. Потребителю открыты и доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелёк. Это важное ограничение называется бюджетным.

     Представим, что всё многообразие товаров  на рынке сведено к двум продуктам. Это не будет большим прегрешением против действительности, поскольку  часто в быту вопрос стоит именно так: купить на обед мясо или рыбу, купить жене платье или мужу ботинки.

     Если  весь доход будет потрачен на приобретение товара А, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько  единиц этого товара можно будет  приобрести. Это количество товаров  определяется, с одной стороны, доходом  потребителя и, с другой стороны, - ценой товара А. Если весь доход будет потрачен на приобретение товара В, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтали. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничения.

     В пределах поля возможностей, ограниченного  бюджетной линией, потребитель свободен осуществить любой выбор, предпочесть  любую комбинацию товаров А и  В. При этом потребитель основывается на субъективной оценке того удовлетворения, которое он получит от потребления товара. В экономической теории такое удовлетворение называется полезностью.

     Каждый  потребитель заинтересован максимизировать  общее количество полезности, которое  он получает. В этом состоит его  выигрыш. В своём стремлении к максимизации полезного эффекта потребитель наращивает потребление. С потреблением каждой дополнительной единицы одноимённого товара совокупная полезность прирастает на некоторую величину, предельную полезность, которая определяется как полезность от потребления дополнительной единицы продукта/услуги. Таким образом, совокупная полезность данного количества одноимённого товара равна сумме предельных полезностей всех единиц данного товара. 
 
 

     1.2. Потребительское поведение в современных условиях

     Рассмотрим  основные факторы, которые могут  оказывать влияние на потребительское  потребление в современных условиях:

     1) Традиционное действие потребителя.

     Многократно повторяющееся действие становится традиционным, выполняемым автоматически, без размышлений. Повседневное поведение в таком автоматическом режиме позволяет существенно экономить силы, нервы, время и не ломать голову при каждой покупке. Товар, место его приобретения превращаются в привычку. В модели традиционного действия небольшие колебания цен могут совершенно игнорироваться: сила привычки оказывается сильнее экономического расчета. Особенно часто модель традиционного поведения срабатывает при совершении покупок товаров, вызывающих сильное привыкание (алкоголь, табак, наркотики). В этом случае колебания цен в пределах имеющегося финансового потенциала вообще игнорируются.

Информация о работе Сущность теории потребительского поведения