Сущность теории потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить факторы, влияющие на выбор потребителя.
Для достижения цели в курсовой работе поставлены задачи:
- рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории;
- изучить версии потребительского выбора;
- проанализировать эффект дохода и эффект замещения, а так же кривую безразличия и бюджетное ограничение.

Оглавление

ОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………..……….………….........3
I. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ…...........................................................................5
1.1. Теория потребительского поведения…………..……………………...5
1.2. Потребительское поведение в современных условиях……………..8
1.3. Методы исследования потребительского поведения………….......15
II. ВЕРСИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА …………………………..…17
2.1. Кривая безразличия и бюджетное ограничение……………….…...17
2.2. Эффект дохода и эффект замещения………………………………...20
2.3 Формирование потребительских предпочтений……………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     Референтные группы- группы, оказывающие прямое (т.е при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.

     Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это  группы, к которым индивид принадлежит  и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно называют неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие, с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные организации и профсоюзы.

     Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив – это группа, к которой человек хочет или стремиться принадлежать.

     3) На решениях покупателя сказываются и его внешние характеристики, особенно, такие как возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности и представление о самом себе.

     С возрастом происходят изменения  в ассортименте и номенклатуре приобретаемых  людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты для  детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте – специальными диетическими. С годами меняются и вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.

     4) Мотивация. В любой момент времени человек испытывает множество разнообразных нужд. Некоторые из них имеют биогенную природу, т.е. являются следствиями таких состояний внутренней физиологической напряженности, как голод, жажда, дискомфорт. Другие психогенны, т.е. являются результатами таких состояний внутренней психической напряженности, как нужда в признании, уважении, духовной близости. Большинство этих нужд оказываются не достаточно интенсивными, чтобы мотивировать человека на совершение действий в любой данный момент времени. Нужда, достигшая достаточно высокого уровня интенсивности, становится мотивом.

     Авраам  Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой – на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить самую важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы.

     На  поведение покупателя оказывают  влияние четыре основные группы факторов:

    - Факторы культурного уровня

    - Факторы социального порядка

    - Факторы личного порядка

    - Факторы психологического порядка

     Все они дают представление о том, как эффективнее охватить и обслужить  покупателя.

     Выбор индивида формируется не только под  влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода.

     Теория  потребительского выбора основана на предположении, что люди ведут себя рационально в попытке максимизировать  удовлетворение своих потребностей, покупая товары и оплачивая услуги в определенном их сочетании.

     При описании потребительского выбора следует  рассматривать два взаимосвязанных  элемента: потребительские предпочтения и бюджетную линию, которая ограничивает выбор человека.

     Цель данной работы состояла в определении факторов, влияющих на выбор потребителя.

     Были  реализованы следующие задачи:

- рассмотреть потребительское поведение как объект экономической теории;

- изучить версии потребительского выбора;

- проанализировать  эффект дохода и эффект замещения, а так же кривую безразличия и бюджетное ограничение.   
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебник, Серия « HOMO FABER», Экономистъ , 2006

2. Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 2006г

3. Бордюк В. Потребительский рынок: становление и развитие// Экономика Украины.-2002.-№11.-С.87-91.

4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов.-М, 1996

5. Булатов  А. С.: Экономика. Учебник М., 1999.

6. Видяпина В.И., Журавлева Г.П. «Общая экономическая теория» М., – 1995. 

7. Гальперин В.М: Теория потребительского поведения и спроса СПб.: Экономическая школа, 1996.

8. Еремин Ю.В Экономическая теория (Экономика). Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения. М.: МГТА, 2001г.

9. Ильин В.И. Поведение потребителей. // Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 1968

10. Носова С.С. Экономическая теория. М., Изд-во «Владос»,1999.

11. Плахотникова О. Шопинг - новый вид наркомании // Столица. 1998. 3 июня.

12. Федько Н.Г., Федько В.П., Поведение потребителей, Феникс, 2001

13. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение: Учеб. для вузов / Пер. с англ.: Калгин В.Н., Исаев В.А., Кокорина А.Н. и др.; Науч. ред. Суздальцева Л.П. — М.: ИНФРА-М, 2000.

14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1999.

15.Чепурин М.Н., Киселева Е.А.: Курс экономической теории. Учебник Киров, 1999. 

Информация о работе Сущность теории потребительского поведения