Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат
С широким распространением консультативных услуг психолога возросла и ценность супервизии, которая представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Опредление супервизии………………………………………………………………3
2.Функции супервизии………………………………………………………………….4
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………………………..5
4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8
5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...13
Модель специфичной ориентации соответствует теории и методологии какого-либо отдельного направления психологического консультирования или школы психотерапии (например, психоаналитического, центрированного на проблеме, поведенческого, позитивного и т.д.). она требует, чтобы супервизор не только обучался, но и практиковал в русле данного направления/школы и прошел соответствующую супервизорскую подготовку, подтвержденную сертификатом.
Интегративная модель базируется
на стратегии и тактике психолого-
Вышеперечисленные модели, в основном, имеют в виду индивидуальную супервизию. И здесь стоит отметить варианты супервизии. Они подразделяются на индивидуальный, групповой, коллективный варианты в зависимости от объекта супервизии. Объектом супервизии, соответственно, может быть один психолог, группа психологов или коллектив специалистов. Выбор того или иного варианта определяется преимущественно запросом супервизируемого и возможностями супервизора.
Индивидуальная (личная) супервизия. Супервизия по контракту, заключенному с одним супервизируемым. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад супервизируемого об одном терапевтическом случае индивидуальной работы с пациентом или сеансе групповой психотерапии, аудио-, видеозапись сессии (индивидуальной, семейной, групповой).
Индивидуальная супервизия является наиболее эффективной супервизией высокого уровня, требующей от супервизора большего количества времени, а от супервизируемого более тщательной подготовки представляемого материала. Она может проводиться в заочной форме, но не исключает очной и очно-заочной формы. Работа супервизора состоит в анализе представленного материала (предварительно или по ходу наблюдения) и в заранее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым. Разбору подлежит следующие переменные.
При супервизии индивидуальной психотерапии:
• правомерность диагноза (заболевания или проблемы);
• концепция психосоциогенеза заболевания;
• концепция стратегии вмешательства;
• концептуальное соответствие психосоциогенеза и стратегии вмешательства;
• стиль интервью и достаточность информации для формулирования диагноза и запроса пациента, выбора стратегии и тактики вмешательства;
• обоснование выбора "мишени" для текущей работы;
• качество контакта с пациентом;
• соответствие контакта стилю работы;
• выбор тактики и модели работы;
• качество выполнения выбранных приемов психотерапии;
• эффективность работы;
• трудности и ошибки в проведении психотерапии (в установлении контакта, в стиле интервью, выполнении принципа информированного согласия, в целенаправленности, последовательности и мастерстве выполнения каждой из продемонстрированных техник).
При супервизии групповой психотерапии:
• модель групповой работы;
• качество контакта с группой;
• концепция стратегии вмешательства;
• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;
• обоснование выбора мишени для текущей работы;
• выбор тактики и стиля работы;
• качество выполнения избранных приемов психотерапии;
• степень понимания
и использования групповой
• результативность работы;
• трудности и ошибки в проведении групповой сессии.
При супервизии семейной психотерапии:
• модель работы с семьей;
• качество присоединения и контакта с каждым членом семьи; ''
• концепция стратегии вмешательства;
• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;
• обоснование выбора "мишени" для текущей работы;
• выбор тактики, стиля и приемов работы;
• качество выполнения избранной техники работы;
• умение ставить гипотезы
происхождения проблем с
• эффективность работы;
• ошибки и трудности в проведении семейной сессии.
Групповая супервизия: супервизия по долгосрочному контракту, заключенному супервизором с группой супервизируемых психотерапевтов.
Цель групповой супервизии — в большей мере дидактическая. чем при индивидуальной супервизии: расширение арсенала концепций, подходов, тактики и т.д. за счет мнений всех участников групповой супервизии. Обычное число участников группы: 6-10 (определяется контрактом). В качестве супервизируемого на каждой групповой сессии выступает один из участников группы по графику, определяемому группой. Материалом для супервизии является устный доклад супервизируемого по 1 терапевтическому случаю (обычно, описание одной сессии с пациентом, включая краткое изложение анамнеза и описание клинической картины и терапевтического подхода). Доклад адресуется супервизору и остальным участникам группы и может сопровождаться иллюстрацией видеозаписи психотерапевтической сессии.
Общая продолжительность цикла групповой супервизии — 1 год, продолжительность каждой встречи — 2 часа, группа встречается с супервизором 1 раз в неделю, каждая встреча структурирована фазами работы (контроль над структурированием времени и целенаправленностью работы осуществляет супервизор);
1 фаза: доклад супервизируемого и формулирование им заказа, продолжительность — 30 минут, затем — групповое обсуждение при молчании докладчика (15 минут): участники группы проводят дискуссию (соглашаются с методом и техникой вмешательства или отвергают их), не касаясь личностных качеств докладчика. На этой фазе возможны вопросы к докладчику от членов группы, направленные на прояснение информации о пациенте;
2 фаза: обмен чувствами
— участники группы, по возможности
спонтанно, делятся своими
3 фаза: концептуализация.
Супервизор опрашивает каждого
участника группы о его
4 фаза: обобщение супервизора.
Супервизор анализирует и в
краткой форме обобщает
Помимо структурирования работы группы, супервизор выполняет и такие дополнительные задачи: недирективным путем стремится к обучению супервизируемого и других участников группы использовать более результативные стратегии вмешательства; защищает супервизируемого от возможной депрессивной реакции на групповое давление (дебрифинг); наблюдает за общением в группе и следит за сохранением атмосферы безопасности; анализирует дополнительные составляющие контакта на допустимом для данной группы уровне (например, анализ сопротивления, переноса/контр — переноса, проективной идентификации и других психологических защит), способствует свободе и открытости высказываний, стимулирует развитие способности к концептуализации участников группы. Если в группе возникает ситуация давления на супервизируемого, супервизор стремится к минимизации агрессии (например, переключением внимания участников группы на анализ их собственных эмоций), но в обобщении может использовать информацию о групповой динамике для более продуктивной проработки особенностей контакта супервизируемого с пациентом.
4.Условия супервизии
Супервизор — квалифицированный специалист-психотерапевт, проводящий супервизию путем профессионального консультирования психотерапевта, обратившегося за супервизией. Консультирование проводится им на основе наблюдения и специфического анализа зафиксированных фрагментов практической работы психотерапевта с последующим или одновременным обсуждением с коллегой особенностей терапевтического контакта, текущей и планируемой лечебной стратегии и тактики. Обсуждение проводится в форме диалога и обратной связи супервизора, завершается его устными рекомендациями и письменным заключением.
Супервизируемый (объект супервизии) — это практикующий психотерапевт или специалист, проходящий стажировку по психотерапии и обратившийся за супервизией. Его потребность в супервизии определяется как собственным запросом с целью профессионального и личностно-профессионального роста, так и необходимостью в получении сертификата психотерапевта с зачетом не менее 50 часов супервизии. Предварительная подготовка психотерапевта к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с пациентом /пациентами (разные фазы психотерапии: от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и заключения психотерапевтического контракта, информирования пациента о целях и последовательности избранных методов терапевтической интервенции до выполнения собственно психотерапевтических методов и подведения итогов работы). Кроме того, супервизируемый должен предусматривать концептуальное обоснование медицинского диагноза, психосоциогенеза заболевания и отдельных симптомов, а также избранной им стратегии и тактики лечебной помощи. Личностные проблемы супервизируемого являются предметом обсуждения с супервизором при наличии тесной связи первых с ошибками терапевтического контакта и терапевтической интервенции. В некоторых случаях заявка супервизируемого может содержать анализ причин сопротивления пациентов процессу лечения или "выпадения" пациентов из лечебного процесса.
Супервизорский контракт — документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии — между супервизором и каждым участником групповой супервизии). В супервизорском контракте оговорены следующие условия супервизии:
предварительно обсужденные
количество представляемых на супервизию случаев (пациентов);
фиксированное место, количество и время встреч;
модель, уровень, форма и вариант супервизии;
форма и объем материала, представляемого супервизируемым;
количество рабочих (оплачиваемых) часов супервизора;
количество зачетных часов супервизии;
форма заключения супервизора и сроки его представления;
гонорар супервизора (сумма, форма и сроки оплаты). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого.
Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации, касающейся представленного пациента и личностно-профессиональных качеств супервизируемого.В большинстве случаев постановка цели автоматически определяет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Однако, как и в психотерапевтическом контракте, уровень супервизии будет зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.
5.Процесс супервизии
Супервизор осуществляет поддерживающие,
нормализующие и сдерживающие вмешательства
с целью создания в процессе обучения
атмосферы доверия. Наряду с этим
супервизор помогает коллеге справиться
с нападками на его чувство
собственного достоинства с помощью
дистанцирования (от симптоматики, пациента),
побуждая взглянуть на свой опыт другими
глазами, так как основная задача
супервизии состоит в обучении практиканта
смотреть на проблему по-новому. Проблемы
пациента, возможности психотерапевта,
требования к психотерапии и другие
факторы нуждаются в
Супервизия позволяет
Супервизор может приступить к проведению консультации, задав вопрос: «Как бы Вы хотели использовать время супервизии?» На этот вопрос супервизор нередко получает следующий ответ: «Я хотел бы поговорить о пациенте. В какой форме мне о нем рассказать?»
В том случае, когда учащийся не в состоянии четко изложить материал, супервизор не должен позволять ему слишком долго путаться в своих объяснениях, а предложить перенести занятие. Значительную часть супервизии занимает помощь супервизирумому лучше понимать пациентов и использовать это знание в своей работе. Нужно помнить и об ответственности перед пациентом. Один из способов контроля над лечением — обсудить с супервизируемым план психотерапевтических мероприятий (например, используя мультимодальную модель Оудсхоорна или Лазаруса). В идеальном случае гипотезы строятся и обобщаются не только по поводу пациента, но и вместе с пациентом.
Супервизия в психотерапии предполагает
множественные уровни ответственности,
так как супервизор выступает
в роли учителя и оценщика, причем
эти роли присутствуют при супервизии
любого направления психотерапии. Передача
супервизорских гипотез, инсайтов и
стимуляция собственного мышления супервизируемого,
особенно в случаях сопротивления
— важная педагогическая задача. На
первом уровне супервизии идет обучение
сбору базисной психиатрической
информации, постановке диагноза и
рекомендациям по лечению. Более
сложными представляются для анализа
такие явления как