Подготовка к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Оглавление

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте………………………………………………………….3
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте (по программе «Пралеска»)……………………………………………………………….4
3. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду………………….6
4. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением,
предложением, словесным составом предложения………………………………7
4.1. Ознакомление со словом………………………………………………….7
4.2. Ознакомление со звуком………………………………………………….9
4.3. Ознакомление со слоговым строением слова…………………………..11
4.4. Ознакомление с предложением………………………………………….12
4.5. Ознакомление со словесным составом предложения………………….13
5. Обучение детей звуковому анализу слова…………………………………….14
6. Альтернативные современные методики обучения грамоте…………………17
6.1. Методика обучения грамоте Н.А. Зайцева……………………………….17
6.2. «Помоги мне научиться читать самому» методика
Марии Монтессори……………………………………………………………………18
6.3. «Читать с пелёнок» уроки Гленна Домана………………………………..19
Литература……………………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТиМРР.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Мозырский государственный педагогический университет

имени И.П. Шамякина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теории и методике развития речи детей дошкольного  возраста.

 

 

Тема: «Подготовка к обучению грамоте».

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса, 2группы

факультета ДиНО,

специальности «Дошкольное  образование»

Уланова Вероника Юрьевна

 

 

 

Проверил:

кандидат филологических наук,

доцент

Ахраменко Пётр Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мозырь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте………………………………………………………….3

2. Задачи и содержание работы  по подготовке детей к обучению  грамоте (по программе «Пралеска»)……………………………………………………………….4

3. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду………………….6

4. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением, 

предложением, словесным составом предложения………………………………7

4.1. Ознакомление со словом………………………………………………….7

4.2. Ознакомление со звуком………………………………………………….9

4.3. Ознакомление со слоговым строением слова…………………………..11

4.4. Ознакомление с предложением………………………………………….12

4.5. Ознакомление со словесным составом предложения………………….13

5. Обучение детей звуковому анализу слова…………………………………….14

6. Альтернативные современные методики  обучения грамоте…………………17

6.1.  Методика обучения  грамоте Н.А. Зайцева……………………………….17

6.2. «Помоги мне научиться читать  самому» методика 

Марии Монтессори……………………………………………………………………18

6.3.  «Читать с пелёнок»  уроки Гленна Домана………………………………..19

Литература……………………………………………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность подготовки  детей к обучению грамоте. Показатели  готовности ребёнка к обучению  грамоте.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Для определения сущности подготовки к обучению грамоте, прежде всего, следует понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овладения чтением и письмом.

Чтение и письмо –  виды речевой деятельности, основой  для которых является устная речь. Это сложный ряд новых ассоциаций, который основывается на уже сформировавшейся второй сигнальной системе, присоединяется к ней и развивает ее (Б. Г. Ананьев).

Следовательно, основой  для обучения грамоте является общеречевое  развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей  в детском саду: развитие связной  речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи. Исследования и опыт работы учителей показали, что дети с хорошо развитой речью успешно овладевают грамотой и всеми другими учебными предметами.

Особое значение имеет  формирование элементарного осознания  чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий), произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи. Данное качество является составной частью общей психологической готовности к школе. Произвольность и сознательность построения речевого высказывания являются психологическими характеристиками письменной речи. Поэтому развитие произвольности и рефлексии устной речи служит основой для последующего овладения письменной речью.

Показателями определенного  уровня осознания речи и готовности к обучению грамоте являются следующие  умения: сосредоточивать свое внимание на вербальной задаче; произвольно  и преднамеренно строить свои высказывания; выбирать наиболее подходящие языковые средства для выполнения вербальной задачи; размышлять о возможных вариантах ее решения; оценивать выполнение вербальной задачи.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

 

2. Задачи и содержание  работы по подготовке детей к обучению грамоте (по программе «Пралеска»).

В ходе многочисленных исследований были установлены оптимальные сроки  для начала обучения грамоте. Было выявлено, что дети пяти-шести лет особо  восприимчивы к звуковой стороне  речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала обучения чтению.

В программе «Пралеска»  в разделе « учебная деятельность: предпосылки» представлены следующие  задачи по подготовке детей к обучению грамоте:

I. Знакомство с предложением и словом.

Задачи:

  • учить членению на слова предложения из 2-4 слов, определению последовательности слов в предложении и составлению предложений по сюжетным рисункам и графическим схемам;
  • знакомить с тем, что слово имеет значение, смысл;
  • воспитывать интерес к значению слова, особенно мотивированного;

 

II. Формирование начальных фонематических представлений.

Задачи:

  • формировать практические представления о слоге как части слова, учить делить слова на слоги, определять их количество и последовательность; содействовать осознанию того, что смена последовательности слогов ведёт к изменению смысла слова (мышка – камыш) или к образованию бессмыслицы;
  • знакомить со способом выделения ударного слога в слове, учить определять смыслоразличительную роль ударения;
  • формировать широкую ориентировку в языковой действительности путём ознакомления со звуковой структурой слова;
  • учить определять последовательность звуков в слове на основе его предметного моделирования, определять смыслоразличительную роль звука (мак – рак, дом – дым, лев – лес);
  • формировать готовность к чтению; познакомить с качественными характеристиками звуков: дать представления о гласных и согласных звуков на основании наблюдении за их акустическими и артикуляционными признаками;
  • содействовать «открытию» детьми слогообразовательной роли гласных звуков;
  • знакомить с парными твёрдыми и мягкими согласными, сопоставляя их на слух и по артикуляции;

 

III. Обучение чтению.

Задачи:

  • знакомить с буквами как знаками для обозначения гласных и согласных звуков: сначала с буквами, обозначающие гласные; на следующем этапе вводить буквы, обозначающие согласные звуки: м, н, р, л, с, з, ш, ж; формировать представление о том, что одна и та же буква может обозначать в слогах парные твёрдые и мягкие звуки;
  • по мере знакомства с каждой буквой учить читать её вместе с известными детям гласными, способствовать овладению чтением прямого слога СГ (ма, мя, мы); постепенно развивать умение читать слово простой структуры типа СГС (рак, сом, кит), ГСГ (оса), СГСГ (мама), ГСГС (осёл) и т.п.;
  • учить складывать из букв разрезной азбуки слова, предложения; знакомить с правилами написания предложений (первое слово с большой буквы, на конце предложения – точка), имён людей, кличек животных;
  • способствовать развитию «чувства языка»;
  • формировать отношение к грамоте как к величайшей человеческой ценности;

 

IV. Подготовка руки к письму.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику и координацию движения руки;
  • формировать технические и графические навыки письма;
  • учить правильно обращаться с письменными принадлежностями, соблюдению гигиенических навыков правил письма, ориентации на листе бумаги;
  • содействовать координации руки при раскрашивании рисунков, штриховке, выполнении графических упражнений;
  • формировать двигательные, зрительные и слуховые представления и элементарные графические умения, необходимые для овладения письмом (написание прямых, наклонных, волнистых линий, овалов, петель, крючков и т.д.).

 

Занятия по обучению грамоте проводят только с детьми старшего дошкольного возраста. Однако подготовка к обучению грамоте предусматривается не только в старших группах, а начинается значительно раньше.

Так, во второй младшей  группе формируется умение вслушиваться в звучание слова, знакомят (в практическом плане) с терминами «слово», «звук».

В средней группе детей  продолжают знакомить с терминами  «слово», «звук» практически, без определений, т. е. учат понимать и употреблять слова в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, обращают внимание на длительность звучания слов (короткие и длинные). У ребенка формируют умения произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Учат выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно (ррак), громче, чётче, чем он произносится обычно.

 

 

3. Характеристика основных  групп методов обучения грамоте  и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду.

В прошлом процесс  обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами обучения грамоте являются синтетические методы – буквослагательный  и слоговой.

Буквослагательный метод  пришел к нам из древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу часто продолжалось до двух лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, а каждая буква имела свое название: а – аз, б – буки, в – веди, г – глагол, д – добро и т. д. Затем переходили к складыванию слогов и заучиванию слогов в 2 – 4 буквы. Сначала называлась каждая из букв, входивших в состав слога. Слоги заучивали так: буки-аз – ба, рцы-аз – ра, и т. д. Таким образом нужно было заучить около 500 разных слогов.

Далее шли упражнения в чтении слов по слогам с называнием букв каждого слога в отдельности. Например, слово рама читали так: рцы-аз – ра, мыслете-аз – ма, рама. Наконец, переходили к чтению слов «по верхам», т. е. без называния букв и складывания слогов.

Ошибка этого метода была в том, что называние буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Дети зачастую не постигали механизмов слитного чтения слога. При использовании данного метода не учитывался возраста учащихся, срок обучения чтению был длительным. Обучение письму не было связано с обучением чтению.

В начале XVIII в. были упрощены названия букв, они стали называться так, как и в настоящее время. Однако значительных изменений в  методику обучения грамоте это не внесло.

Сроки обучения грамоте  несколько сократились, когда начали пользоваться слоговым методом. Согласно этому методу учащиеся сначала заучивали буквы, потом слоги, не называя отдельных букв. Ученики повторяли за учителем слоги без предварительного знакомства с образующими их буквами – ба, ва, га, заучивали их и упражнялись в слитном чтении слогов, т. е. к зрительным восприятиям букв и слогов добавлялись слуховые и речедвигательные упражнения.

При таком методе дети не имели представлений не только о звуковом, но и о слоговом строении слов, не было упражнений на разложение слов на слоги и звуки. В основе этого метода также лежало механическое усвоение элементов грамоты на основе зрительных восприятий. Обучение письму по-прежнему оставалось оторванным от обучения чтению.

Позднее в практику внедрились звуковые методы обучения грамоте:

  • звуковой-аналитический метод (обучение строится аналитическим путем);
  • звуковой-синтетический метод (соединение частей в единое целое);

Если исходной основой в обучении грамоте по буквослагательному и слоговому методам являлась буква, то в звуковых методах такой основой становится звук.

В XIXв. большой вклад в разработку звуковых методов обучения внёс русский писатель и педагог В.Ф. Одоевский, который внедрил звуковой-синтетический метод обучения грамоте.

В конце XIXв. появилась «Азбука», и «Новая Азбука» Л. Н. Толстого. Они были составлены на основе слого-слухового метода, где большое значение придавалось слуховым упражнениям в разложении слогов на звуки и соединении звуков в слоги.

Все эти методы обучения грамоте не решали в должной мере проблему обучения детей чтению и  письму. В 1864 г. было опубликовано «Родное  слово» К. Д. Ушинского, где содержалось  научное обоснование звукового  аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Метод, разработанный К.Д. Ушинским, ещё называют методом «письма – чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось, прежде всего, синтетическим путем и следовало за письмом.

Информация о работе Подготовка к обучению грамоте