Подготовка к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Оглавление

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте………………………………………………………….3
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте (по программе «Пралеска»)……………………………………………………………….4
3. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду………………….6
4. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением,
предложением, словесным составом предложения………………………………7
4.1. Ознакомление со словом………………………………………………….7
4.2. Ознакомление со звуком………………………………………………….9
4.3. Ознакомление со слоговым строением слова…………………………..11
4.4. Ознакомление с предложением………………………………………….12
4.5. Ознакомление со словесным составом предложения………………….13
5. Обучение детей звуковому анализу слова…………………………………….14
6. Альтернативные современные методики обучения грамоте…………………17
6.1. Методика обучения грамоте Н.А. Зайцева……………………………….17
6.2. «Помоги мне научиться читать самому» методика
Марии Монтессори……………………………………………………………………18
6.3. «Читать с пелёнок» уроки Гленна Домана………………………………..19
Литература……………………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТиМРР.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
    • для  гласных – «золотые» (желтые) кубики;
    • для согласных их сочетаний с гласными, твердым и мягким знаком – «железные» (серебристо-серые) и «деревянные» (коричневые, большие и маленькие);

«Железные» - для звонких, «деревянные» – для глухих.

  • большие – для твердых, маленькие – для мягких. И большие, и маленькие кубики могут быть двойными (склеенными). 

«Золотые» заполняются обрезками консервной жести (можно монетками), «железные» заполняется крышечками от бутылок, «дерерянные» заполнятся колобашками, можно обрезками твёрдого картона.

Буквы пишутся  тремя  цветами: Голубой - Г – для гласных, Синий - С – для согласных, Зеленый - З – для твердого и мягкого знаков.

Такая система помогает детям почувствовать разницу  между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь  складами, ребенок составляет слова.

Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и  чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение  нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша).

Кроме системы, изложенной на кубиках, Зайцев предлагает использовать таблицы с правилами чтения, орфографии и пунктуации – однако общего с  таблицами, которые показывают в  школах, здесь нет. Просто это совсем другая система. Кстати, наличие таблиц и кубиков нередко называют здоровьесберегающим фактором такого обучения – ребенок не сидит долго на одном месте, а время от времени бросает взгляд на таблицу, и так или иначе, ее содержимое откладывается у него в голове. Отсюда нет ранних высоких нагрузок на спину и глаза. К тому же принцип игры, заложенный в зайцевскую модель обучения, не позволит ребенку заскучать на занятии (по Зайцеву оно должно идти в игровой форме и не дольше 25 минут). Этому могут помочь и такие приемы, как, например, пропевание складов на мотив детских песенок.

Методика Зайцева – это такая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-то определенной стороной. Она для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.

 

6.2. «Помоги мне научиться читать самому» методика Марии Монтессори.

Эта система, безусловно, завевала мир. Монтессори-метод универсален. С его помощью можно научить ребенка писать, считать, развить общую эрудицию, логику, способность к аналитическому мышлению, мелкую моторику. А кроме того, у ребёнка воспитывается самостоятельность, любовь к труду и порядку. И конечно, с помощью монтессори-игр ребенок легко освоивает такую премудрость, как чтение.

Мария Монтессори предлагает способ, с помощью которого дети сами – без помощи специального обучения, без азбук, букварей, прописей и почти без карандаша и бумаги  – легко и с желанием научатся читать. Причем читать бегло, без запинок и спотыкания.

Для обучения чтению по методу Монтессори необходимо создать зону русского языка. В нее входят:

• материал для расширения словарного запаса: карточки с картинками и словами;

• материал для развития фонематического слуха: наборы мелких предметов;

• материалы для подготовки руки к письму: металлические рамки-вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги;

• материал для знакомства с письменными буквами: шершавый алфавит (буквы вырезают из бархатной  бумаги), поднос с манкой для письма;

• материал для написания  слов: большой подвижный алфавит (вырезан из цветного картона: голубой цвет для согласных и розовый – для гласных);

• материал для чтения: карточки с написанными отчетливым курсивом словами. Карточки помещаются в коробках и конвертах.

Маленьких детей нужно  сначала учить писать, а не читать – утверждает Мария Монтессори. Наблюдая за детишками в своей школе, Монтессори пришла к выводу, что для ребенка проще написать букву (другими словами – нарисовать ее, ведь буква тоже рисунок), чем воспринять некий абстрактный образ буквы в книге. Причем начинать обучение нужно с прописных букв, а не с печатных, так как круговые движения детям даются легче.

Этапы освоения чтения

1. Штрихуем  и обводим

Чтение начинается с  письма, а письмо – с подготовки руки. Для этого монтессори-педагоги советуют заняться штриховками и  обводками.

2. Ощупываем буквы

Тактильно дети запоминают лучше, чем на слух или даже визуально. Ощупывание мягких, пушистых буковок  доставляет малышам огромное удовольствие, и вскоре они уже будут знать  весь алфавит.

3. Составляем  слова

Когда дети узнают несколько  гласных (три, четыре) и столько же согласных, они приступают к составлению слов из подвижного алфавита.

4. Пишем слова

Малыши приступают к  письму. Все дети делают это по-разному: одни долго ощупывают буквы, составляют слова и начинают писать лишь тогда, когда составление слов является для них легким делом; тогда они пишут сразу слова и целые предложения. Другие пишут подолгу буквы всего алфавита, одну за другой, или же повторяют одну и ту же букву, одно и то же слово. Обычно дети, начавшие писать, пишут неудержимо и с увлечением. У них, по выражению Монтессори, рождается мания письма.

5. Читаем

Наряду с письмом  идет и чтение. Ребенок, составляющий самостоятельно слова из подвижного шрифта, уже начинает читать. От слов, как и в письме, дети переходят  к фразам и от рукописного шрифта – к печатному шрифту.

 

6.3. «Читать с пелёнок» уроки Гленна Домана.

Стоит отдельно упомянуть  метод целых слов, который во Франции  принято назвыть méthode globale. При таком  подходе ребёнка учат распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50-100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются. В России этот метод известен как метод Глена Домана. Он практически не прижился в России в советское время.

Зато во Франции метод  целых слов или глобальный метод (méthode globale) до недавних пор был единственной официальной методикой, которая  потерпела фиаско. Однако справеливости  ради стоит отметить, что метод целых слов не стоит отвергать полностью. Его можно сочетать со слоговым чтением.

Дети, которых учили  читать по Доману, уже в 2-3 года поражают окружающих своим умением бегло  читать, понимать прочитанное, пересказывать. Метод Домана дает возможность обучить чтению в домашних условиях, без привлечения посторонней помощи.

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И. Яшина.– М: «Академия», 2000.
  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М, 1981.
  3. Литвинчик, Т.А. Звуки, буквы и слова делятся секретами: подготовка дошкольников к овладению грамотой / Т.А. Литвтнчик. – Мозырь: «Содействие», 2009.
  4. Пралеска: Программа дошкольного образования. – Мн., 2007.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А.Сохина. – М, 1984.
  6. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. – М: «Просвещение», 1981

 

 




Информация о работе Подготовка к обучению грамоте