Подготовка к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Оглавление

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте………………………………………………………….3
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте (по программе «Пралеска»)……………………………………………………………….4
3. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду………………….6
4. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением,
предложением, словесным составом предложения………………………………7
4.1. Ознакомление со словом………………………………………………….7
4.2. Ознакомление со звуком………………………………………………….9
4.3. Ознакомление со слоговым строением слова…………………………..11
4.4. Ознакомление с предложением………………………………………….12
4.5. Ознакомление со словесным составом предложения………………….13
5. Обучение детей звуковому анализу слова…………………………………….14
6. Альтернативные современные методики обучения грамоте…………………17
6.1. Методика обучения грамоте Н.А. Зайцева……………………………….17
6.2. «Помоги мне научиться читать самому» методика
Марии Монтессори……………………………………………………………………18
6.3. «Читать с пелёнок» уроки Гленна Домана………………………………..19
Литература……………………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТиМРР.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В процессе анализа слогового  состава слова детей знакомят с ударением. Понятие об ударении даётся на примере двухсложного слова с ударением на первом слоге, например имени ребенка – Ма-ша. Детям предлагают произнести это имя сначала хором, затем по одному, громко, и понаблюдать, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, каждый слог.

    1. Ознакомление с предложением.

Работа над предложением начинается с выделения предложений  из речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине. Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» и т.д.

Педагог предлагает еще  раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится. Приводит пример: «Яблоки лежат в  корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине».

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем  составлено предложение, что в нем  говорится, т.е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно  выразить по-разному: белка прыгает  по деревьям; белка ловко прыгает  с дерева на дерево.

Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку:

В дальнейшем детей упражняют  в определении количества предложений  в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Для закрепления представлений  о предложении используются такие  приемы, как:

  • придумывание предложений с заданным словом;
  • придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова;
  • составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине;
  • придумывание «веселого» предложения;
  • сочинение короткой сказки о хитрой лисе;
  • составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение  словом «предложение» подготавливает детей к анализу словесного состава  предложения.

    1. Ознакомление со словесным составом предложения.

В процессе речевого общения  дети обращают внимание, прежде всего, на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и её форму.

Программой детского сада предусмотрено учить детей  делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения  из разного числа слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений  без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование.  Затем дошкольникам шести лет можно предложить для анализа предложения с предлогами и союзами. Одновременно решается задача и по составлению предложений из заданных слов.

Обучение членению предложений  на слова начинается с того, что  воспитатель предлагает детям рассказать, что делает кукла. Показывает игрушку и имитирует какое-либо действие. Дети называют его. Например, заяц прыгает. Воспитатель говорит: «Мы сказали два слова: заяц прыгает. Первое слово «заяц», а второе слово… какое? Мы сказали предложение: заяц прыгает.

С самого начала целесообразно  использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько  в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в  анализируемом предложении 

Можно применять и  другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой.

Большое распространение  получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Воспитатель вызывает двоих детей и говорит им каким словом каждый из них будет. Например, Маша будет словом заяц, Витя словом  – прыгает. Дети становятся рядом, по просьбе воспитателя называют слова: «Какое слово первое, какое второе? Какое предложение у нас получилось?» Нескольких детей воспитатель вызывает повторить предложение.

Игра имеет много  вариантов. В процессе игры дети имеют  возможность практически заменить слова. Например, воспитатель предлагает заменить слово «прыгает» словом «бежит». Выходит новый ребёнок. Затем воспитатель спрашивает, каким  словом можно заменить слово «заяц».

В процессе игры «Живые слова» ребята не только заменяют, но и переставляют слова в предложении, добавляют  новые.

Иногда можно умышленно  так поменять слова в предложении, чтобы получилась бессмыслица. Дети должны постепенно заменить остальные слова, чтобы получилось правильное предложение.

Вариантом игры «Живые слова» является составление предложений  из набора слов (кошка, дверей, около, лежит), которые нужно поставит по порядку. Более сложным является задание  составить предложения из набора слов, не все из которых могут войти в одно предложение (лежит, рыжий, рыжая, лиса).

Дидактическая игра «Отгадай, какое предложение?» – Воспитатель говорит детям, что он придумал предложение про дятла. Предложение начинается со слова «дятел». Воспитатель предлагает детям отгадать, какое предложение он придумал. 

Дидактическая игра «Что у тебя есть» – У каждого ребёнка на столе в конверте или «лицом» вниз лежит предметная картинка. Каждый должен посмотреть на неё, составит предложение со словом названия картинки и по знаку воспитателя быстро сказать своё предложение.

Постепенно у детей  формируется умение анализировать  состав предложения без опоры  на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить  во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

  • четкое произнесение слов с паузой;
  • произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);
  • последовательное называние слов в предложении;
  • подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек;
  • разные варианты игры «Живые слова»;
  • произнесение слов вразбивку;
  • произнесение слов по рядам;
  • шёпотный анализ предложения;
  • составление предложений из разного количества слов;
  • составление предложений с заданным словом;
  • составление предложений по «живой сценке» (Саша удит рыбу. Саша – рыболов);
  • перепрыгивание через скакалку, отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.

Таким образом, специальное  обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, которые они испытывают при вычленении слов из состава предложений.

 

 

  1. Обучение детей звуковому анализу слова.

Одной из главных задач  обучения грамоте является обучение детей проведению звукового анализа  слова.

Под звуковым анализом слова  понимается, во-первых, определение порядка следования звуков в слове; во-вторых, установление различной роли звука; в-третьих, выделение основных качественных характеристик звука.

Демонстрационный материал включает в себя доску школьного  типа, картины-схемы и полоски-схемы звукового состава слов, фишки, карточки, указку, предметные картинки, фишки и мелкие игрушки для награждения детей в играх.

 На первом этапе детей учат определять порядок, последовательность звуков. Вывешивается картинка-схема. На картинке изображается предмет, слово-название которого должно быть проанализировано. Под картинкой даётся графическая схема звукового состава, представляющая собой горизонтальный ряд клеток по числу звуков. Слово произносится с последовательным интонационным выделением каждого звука в слове. Указка задерживается под интонационно выделенным звуком. Кроме картинки с графической схемой звукового состава, дети получают несколько одноцветных фишек, которыми должна последовательно заполняться схема на основе последовательного выделения звуков данного слова.

Картинка и схема  позволяют наглядно показать слово  в предметном плане. Схема подсказывает ребенку количество звуков в слове  и одновременно помогает контролировать действия по выделению звуков. А  фишки являются заместителями (символами) звуков.

Педагог должен познакомить  детей со схемой звукового состава  слова. Это делается на примере слова «ау»: слово произносится протяжно, выделяется первый звук «а», и воспитатель изображает его мелом на доске – рисует квадрат. Затем выделяется второй звук – «у» и рядом с первым квадратиком рисуется второй. Обсуждается, какой звук изображен первым квадратом, какой вторым. Воспитатель указкой показывает на клетки, затем медленно ведет по ним слева направо, а дети произносят тот звук, на котором задерживается указка. Далее демонстрируется картинка (мак) со схемой звукового состава. Дети вслед за воспитателем произносят слово «мак» с интонационным выделением звуков, ведя указкой по своей схеме и задерживая указку поочередно на каждой клеточке и одновременно выделяя звук голосом.

После того как дети хорошо познакомятся со схемой, воспитатель  переходит к формированию действия звукового анализа. На последующих  занятиях их учат замещать звуки фишками. Звуки поочередно выделяют интонацией, произносят изолированно и фиксируют фишками. Это действие отрабатывается многократно на разных словах.

Сначала для анализа  предлагаются слова из трех звуков: мак, сыр, дом, кит, кот, шар, лук, жук, дым, нос, рак. После их анализа рекомендуется  вводить в обучение различение гласных и согласных звуков. На примере одного из проанализированных слов выделяется гласный звук (его можно выкрикнуть, когда его произносят, ничего «не мешает» во рту – ни губы, ни зубы, ни язык). Дети находят гласные звуки во всех ранее проанализированных словах и обозначают их фишками красного цвета.

В дальнейшем детей знакомят с согласными звуками (их нельзя ни выкрикнуть, ни пропеть, их произнесению всегда что-то «мешает»). Дети называют с опорой на картинку и схему согласные  звуки в проанализированных ранее словах. Если они уже хорошо умеют различать твердые и мягкие звуки («братцы»), то сразу вводятся названия «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Для их обозначения (замещения) на схеме используются фишки синего и зеленого цвета. Фишки нейтрального цвета убирают совсем.

После ознакомления с  согласными и гласными звуками переходят  к анализу слов из четырех звуков. Дети легко справляются с их анализом. Усложнение происходит за счет сравнения  слов, звуковых игр. Картинки-схемы  заменяют только схемами слов, полосками бумаги без рисунков.

Следующий этап работы –  обучение вычленению ударного звука. Сначала  дети выделяют ударный слог. В процессе звукового анализа слов ребенок  точно фиксирует на схеме место  ударения. Для этого используется фишка другого (черного) цвета.

В конце обучения детям  предлагают слова из пяти звуков типа слива, замок, мишка, мушка. Постепенно отпадает необходимость в схеме  звукового состава, остаются только фишки, с помощью которых дети составляют слова на столах. Итак, дети овладевают звуковым анализом слов.

К концу года они должны уметь анализировать любое предложенное слово, различать гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям.

Таким образом, звуковой анализ проходит в своем формировании следующие стадии:

  1. интонационное выделение последовательности фонем и общий фонемный анализ слова с опорой на картинку-схему и фишки;
  2. дифференциация гласных и согласных звуков;
  3. установление места ударения в слове;
  4. дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости (в дальнейшем – по глухости и звонкости) и моделирование основных фонематических отношений в слове;
  5. проведение звукового анализа без опоры на наглядность – графической схемы, а затем постепенно и отказ от фишек. Полный звуковой анализ осуществляется в уме (во внутреннем плане).

 

 

6. Альтернативные современные методики обучения грамоте.

6.1. Методика обучения грамоте Н.А. Зайцева.

В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад. Склад – это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Информация о работе Подготовка к обучению грамоте