Подготовка к обучению грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Оглавление

1. Сущность подготовки детей к обучению грамоте. Показатели готовности ребёнка к обучению грамоте………………………………………………………….3
2. Задачи и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте (по программе «Пралеска»)……………………………………………………………….4
3. Характеристика основных групп методов обучения грамоте и чтению. Особенности аналитико-синтетического метода в детском саду………………….6
4. Ознакомление детей со словом, звуком, слоговым строением,
предложением, словесным составом предложения………………………………7
4.1. Ознакомление со словом………………………………………………….7
4.2. Ознакомление со звуком………………………………………………….9
4.3. Ознакомление со слоговым строением слова…………………………..11
4.4. Ознакомление с предложением………………………………………….12
4.5. Ознакомление со словесным составом предложения………………….13
5. Обучение детей звуковому анализу слова…………………………………….14
6. Альтернативные современные методики обучения грамоте…………………17
6.1. Методика обучения грамоте Н.А. Зайцева……………………………….17
6.2. «Помоги мне научиться читать самому» методика
Марии Монтессори……………………………………………………………………18
6.3. «Читать с пелёнок» уроки Гленна Домана………………………………..19
Литература……………………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Контрольная по ТиМРР.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

В начале детей знакомили с гласными звуками, затем с согласными и их буквенным обозначением. Ознакомившись с первыми буквами и звуками, дети писали слова, а затем их читали, т.е. учились без букваря.

Ушинский показал, что  письмо и чтение взаимосвязаны. Этот метод получил широкое распространение в школе.

Продолжал традиции Ушинского известный советский психолог Д.Б. Эльконин. Он считал, что основой обучения грамоте является работа не с буквами, а со звуками человеческой речи.

В конце 50-х гг. XXв. он создал новый вариант звукового метода обучения грамоте и написал экспериментальный букварь. Им была так же разработана методика проведения звукового анализа слова с использованием моделей (картинки-схемы, графические схемы и фишки), которые используются в старших группах детского сада и по сей день.

В настоящее время  обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В  его основе лежит изучение звуков живой речи. Кроме того этот метод  предполагает анализ и синтез речи.

 

 

4. Ознакомление детей  со словом, звуком, слоговым строением, предложением, словесным составом предложения.

    1. Ознакомление со словом.

При формировании представлений  о слове выделяют два основных направления: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как  самостоятельной смысловой единицы.

С термином «слово» дети начинают знакомиться уже в средней  группе в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. В старшей и подготовительной к школе группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово».

Значение и понятия  слова показывается детям при помощи различных игр и упражнений, т.е. практическим путём.

Дидактическая игра «Соберём слова в волшебную  шкатулку» – Детям предлагается назвать разные слова. За каждое слово дети получают фишку, после 20 – 25 слов воспитатель подсчитывает фишки и говорит: «Вот сколько разных слов вы собрали!»

Дидактическая игра «Кто знает, какого слова не хватает?» или «Доскажи словечко» – В процессе игры воспитатель читает детям стихи, загадки, пословицы, в которых недоговаривается одно слово. Например:

Щиплют травку возле  речки,

В тёплых кажушках… (овечки).

Дидактическая игра «Вспомним разные слова» – Дети встают в круг и по очереди называют соседу какое-либо слово, повторять уже сказанные слова нельзя, кто не смог быстро вспомнить слово или повторил уже названное, выбывает из игры. Победитель тот – кто остался в кругу.

Дидактическая игра «Скажи наоборот» – Дети подбирают слова с противоположным значением. Например: «День-ночь».

С понятием «слово» можно  знакомить детей средствами художественной литературы, при помощи тех произведений, в которых слову принадлежит  большая роль. Г. А. Тумакова рекомендовала  следующие произведения: сказку бр. Гримм «Горшок каши», русскую народную сказку «По щучьему веленью»; «Айболит», «Жил на свете человек.» К. Чуковского; «Волшебное слово» В. Осеевой; «Игра в слова» А. Бар-то; «Подскажи словечко» Е. Серовой; «О словах разнообразных, одинаковых и разных» Я. Козловского.

С этой же целью используют игры, игровые действия в которых определяются словами, которые можно или нельзя произносить: «Фанты», «Черное и белое», «Телефон», «Эхо», «Скажи наоборот».

Кроме игр используются и разнообразные словесные упражнения. Одновременно они помогают обратить внимание ребенка на смысловую сторону слова (слово обозначает предмет, признак, действие):

а) образование новых  слов от слова образца (подбор синонимов, слова для обозначения действий и т.д.);

б) «кто как передвигается» (лягушка, птица, конь, заяц и слова для справок: прыгает, летает, скачет, бегает и т.д.);

в) «кто как ест» (курица, белка, корова – клюёт, грызёт, жуёт);

г) «кто, что делает» (моляр, ткач, швея – красит, куёт, шьёт) и  т.д.;

Для сравнения со словами, имеющими определенный смысл, Ф. А. Сохин рекомендует произнести какое-нибудь звукосочетание (ш, ра), спросить, понятно ли, что оно значит. Затем пояснить: «Это не слово, а просто звуки, которые ничего не значат, не имеют смысла. Каждое слово имеет значение, смысл». Далее прочитать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка – это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим.

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим,

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Таким образом, у детей воспитывается  внимание к слову, они практическим путем усваивают значение слова, воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.

    1. Ознакомление со звуком.

Одной из важных задач  подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова.

Ознакомление детей  со звуковой стороной слова начинается еще в младших и средней  группах, когда в процессе воспитания звуковой культуры речи в упражнениях и речевых играх они учатся внятно и четко произносить звуки, вслушиваться в звучание слов, различать на слух сходные и различающиеся слова, произносить их с разной силой голоса и в разном темпе. Детей учат вслушиваться в стихотворения, в рифмующиеся слова, замечать в них часто повторяющиеся звуки. Постепенно они осваивают значение слова звук. Все это позволяет обратить внимание детей на звуковую форму слова. Данная работа продолжается затем и в старших группах. Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.

Подводить детей к звуковому  анализу начинают в средней группе. Для этого их необходимо научить воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, т.е. научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова – с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. При этом слово следует произносить слитно – нельзя отрывать один звук от другого.

Овладению способом интонационного выделения  звука помогают приемы сравнения звуков речи с «песенками» ветра – шшш, насоса – ссс, их произношения, обнаружения звука («песенки») в произносимых взрослым (с интонационным выделением звука) словах. Для этого подбирают слова, которые можно произносить протяжно (с шипящими, сонорными согласными). Далее детям предлагают назвать картинки, игрушки так, чтобы была слышна «песенка» ветра: шшшар, кошшшка, карандашшш; «песенка» жука – жжжук, ножжжницы. При таком произнесении становится понятно, что звуки в слове следуют один за другим. Постепенно вместо слова «песенка» начинает употребляться слово звук. Умение произносить слова с интонированием звука закрепляется в игровых заданиях «Скажи, как я», «Скажи, чтобы все услышали в слове масло звук с», «Назови слова».

Когда дети освоят способ интонационного выделения звука в слове, их начинают учить определять, на каком месте находится нужный звук – в начале, середине или конце слова. Затем дети сами называют слова, в которых есть нужный звук. Постепенно они овладевают умением самостоятельно, без опоры на наглядный материал, называть слова с определенным звуком.

Следующий этап работы – формирование умения называть изолированный звук и выделять в слове первый звук.

Детям предлагаются для интонационного выделения не только твердые согласные  звуки, но и мягкие. Знакомство с ними происходит в процессе игр-занятий. На данных занятиях воспитатель сообщает малышам «секрет»: парные фонемы (м–м', с–с') называют «братцами», твердые фонемы – «большими», мягкие – «маленькими».

Для закрепления этих понятий используют различные игры. Например, «Назови братца». Воспитатель называет твёрдый согласный звук и бросает мяч одному из детей. Ребёнок ловит мяч, называет мягкую пару – «маленького братца» этого звука – и бросает мяч назад. Во второй раз воспитатель называет мягкий согласный звук, а дети – его твёрдую пару.

В среднем дошкольном возрасте дети должны получить первоначальное представление  о том, что  звуки в словах произносятся в определённой последовательности. С этой целью используется «звуковая  линейка» трёх видов. Вся линейка, включая донышки окошек, одного цвета. Конец планки – выдвигаемой части линейки – задвигается в левую, глухую сторону, он окрашен другой яркой краской, например, синей. Когда воспитатель произносит первый звук, он начинает двигать вправо планку и в первом окошке появляется квадрат синего цвета. Произнося второй звук, воспитатель продолжает выдвигать планку, и синий квадрат перемещается во второе окошко. После того как слово произнесено полностью, квадрат исчезает.






 



 

Далее «почемучки» знакомятся с  тем, что слова бывают длинные  и короткие. Чтобы показать, что  в коротком слове мало звуков, поэтому  оно звучит недолго, а в длинном  много звуков и оно звучит дольше, снова применяется звуковая линейка.



 


 





 

 

В процессе занятия дети учатся превращать короткие слова в  длинные: кот – кошка и др.

Сравнивать длительность таких слов можно с помощью  двойной звуковой линейки.




 

Определению длинного и  короткого слова помогают дидактические игры и упражнения:

«Какие предметы находятся в комнате» – Дети находят сразу два предмета: название одного должно быть длинным, название другого – коротким (ковёр – мяч). Название каждого предмета измеряется звуковой линейкой или хлопками.

«Молчанка» – Ведущий ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Когда он находит такой предмет, то останавливается и хлопает в ладоши. Дети измеряют слово хлопками, проверяя, правильно ли ведущий выполнил задание. Следующий ведущий ищет предмет с длинным названием.

«Короткое или  длинное» – Воспитатель называет разные слова. При коротких словах дети хлопают в ладоши, а при длинных – тихо стучат по полу.

    1. Ознакомление со слоговым строением слова.

В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова, т.к. обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение слогового чтения.

Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

При обучении слоговому  делению слов детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство. Умение слышать и выделять ударный слог необходимо не только для подготовки к обучению чтению и письму, но и для усвоения орфоэпических норм, повышения общей речевой культуры, для последующего изучения родного языка в школе.

В методике обучения грамоте  детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. В  первую очередь необходимо познакомить  детей с термином «слог». Однако на первых занятиях воспитатель использует термин «часть слова». Детей знакомят с тем, что слово может состоять из нескольких частей. Воспитатель даёт задание: «Попробуйте сказать слово «коза» по частям», а затем задаёт вопросы: «Сколько частей в этом слове? Какая первая? Какая вторая? Сколько слов вы сказали»? Тут же слово графически изображается на доске в виде горизонтальной черты, разделенной посередине небольшой вертикальной черточкой. Затем детям предлагается поделить самостоятельно другие двухсложные слова: роза, ваза, зубы, лиса и т.д.

Для того, чтобы дети могли правильно определить количество слогов в слове используются следующие приёмы:

  • прохлопать;
  • прошагать;
  • простучать;
  • выложить фишками;
  • сказать слово шёпотом в ладонь;
  • кулачёк под подбородок и др.

Позднее воспитатель  разъясняет детям, что части слова  называются слогами, т.к. из них слагается слово, затем дети учатся делить на слоги двух- и трёхсложные слова: открытые, закрытые, называть первый, второй, третий слог. После того как дети познакомятся с гласными звуками, воспитатель объясняет детям, что количество слогов определяется количеством  гласных звуков, т.к. в каждом слоге есть гласный звук.

После того как дети научатся делить двух- и трёхсложные слова, их знакомят с однослоговыми словами (мак, шар, дом). С односложными словами дети знакомятся в дидактической игре, в которой классифицируют картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов.

Информация о работе Подготовка к обучению грамоте