Супервизия консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:01, сочинение

Краткое описание

Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия –помощь одого профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.

Файлы: 1 файл

Задание 3 ч2.docx

— 18.19 Кб (Скачать)

Раскройте в эссе понятие: «Супервизия консультанта»  и охарактеризуйте структуру  супервизорской сессии. 

 

Супервизия – малоразвитая в нашей стране область психологической деятельности. Очень часто считается, что супервизия – помощь одого профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий.

Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные  проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим  коллегам. Для полноценного понимания  какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу  собственных мыслей и чувств, что  может привести к нервному срыву  или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное  выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Супервизионная работа является неотъемлемой частью подготовки психотерапевтов. Она может вестись как с начинающим психотерапевтом, так и с опытным специалистом. Как правило, в роли супервизоров выступают психотерапевты-педагоги либо опытные психотерапевты, не прошедшие специальной подготовки, не имеющие преподавательского опыта, но обладающие каким-то необходимым даром. Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психотерапевта. Супервизия начала свое движение из недр психоанализа и интенсивно развивалась в его рамках.

Супервизия – это универсальная  форма поддержки терапевтов, позволяющая  им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности  за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. В  процессе прохождения супервизий терапевт имеет возможность учиться:

  • - лучше понимать своих клиентов;
  • осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них;
  • путем анализа, происходящего между терапевтом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений;
  • лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям;
  • структурировать терапевтические взаимодействия как в течение отдельной сессии, так и в процессе терапевтической работы в целом;
  • находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в терапии.

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они  также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для  начинающих терапевтов. Супервизорская поддержка позволяет терапевту  разделить ответственность с  супервизором за отдельные аспекты  работы с клиентами, а также уменьшить  риск воздействия со стороны трудностей, расстройств клиентов. Другими словами, супервизии спасают терапевтов от профессионального  одиночества.

Супервизии также помогают терапевтам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального  стиля терапии. Допущение взгляда со стороны на терапевтическую практику, ее прозрачность для другого (-их) профессионала (-ов) делает более профессиональной терапевтическую работу в целом, а клиентов – более защищенными от ошибок терапевтов, от самодеятельности под видом психотерапии.

Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем:      

  • терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;
  • супервизорская система, главными элементами которой являются супервизор и супервизируемый терапевт, соединенные супервизорским контрактом и общей целью.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:

  • образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;
  • поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;
  • направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятна, уязвимые стороны, предрассудки).

В супервизорской системе основными составляющими (фокусами) являются:

  • состояние супервизируемого терапевта (имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом процессы внутри терапевта и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии;
  • отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики проявлений терапевта в терапевтических отношениях;
  • впечатления супервизора (предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым терапевтом или его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии.

Основная функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

 

Используемая литература.

  1. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. Издательство Института психотерапии. 2003.
  2. Использованы материалы сайта nvppl.ru.

 

 

 

 


Информация о работе Супервизия консультанта