Супервизия в подготовке консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

С широким распространением консультативных услуг психолога возросла и ценность супервизии, которая представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Опредление супервизии………………………………………………………………3
2.Функции супервизии………………………………………………………………….4
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………………………..5
4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8
5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

срс №2 по основам консультирования Фольмер Алины.docx

— 44.36 Кб (Скачать)

        Министерство образования и науки Республики Казахстан

         Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Основы психологического консультирования»

на тему:

                             «Супервизия в подготовке консультанта»

 

 

 

 

 

Специальность - «Психология»

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                     Фольмер А.Э.  3 курс

Проверила:                                                                     Кудайбергенова С.К

                                                                                      

                                                

 

                                                           Алматы 2012

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………………3

1.Опредление супервизии………………………………………………………………3

2.Функции супервизии………………………………………………………………….4

3.Основные модели и  варианты супервизии…………………………………………..5

4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8

5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9

Заключение………………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С широким распространением консультативных услуг психолога  возросла и ценность супервизии, которая  представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы.  . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.

Вряд ли можно сказать, что какой-то психолог-консультант  достиг такого уровня мастерства, что  не нуждается в супервизии. Супервизия – это форма профессионального  сообщества, делового сотрудничества, благотворно влияющая на психолога-консультанта, независимо от накопленного им опыта. Постоянное становление, развитие –  качественная особенность профессии  психолога. И как всё развивающееся, находящееся в процессе, нуждается  в поддержке, так и психолог-консультант, испытывая вполне закономерные трудности  в работе с клиентами, нуждается  в поддержке других профессионалов, нуждается в сотрудничестве с  ними. 

 

1.Определение супервизии.

 

Хесс определяет супервизию как «насыщенное межличностное  взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать  последнего более эффективным в  помощи людям» Это определение сходно с другим, часто используемым определением Логанбилла: «Интенсивные отношения  межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек  призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого».

Лэйн определял супервизию как «терапевтический процесс, сосредоточенный  на внутри-  и межличностной динамике консультируемого и его отношениях с клиентами, коллегами, супервизорами  и другими значимыми людьми». Супервизия служит личностному и профессиональному росту, исследует перенос и контрперенос, защиты, аналитический процесс и использует себя (в качестве эмоциональной силы) в ходе работы (или лечения).

Супервизор – участник супервизорского процесса, а не сторонний  наблюдатель. Как только фокус внимания психолога-консультанта смещается  с клиента к диаде клиент –  консультант, в супервизию включается триада клиент – супервизируемый  – супервизор. Супервизия не является чистой терапией, но отношения между  супервизором и супервизируемым  имеют и терапевтический аспект. Психологическая (психотерапевтическая) сессия дает возможность клиенту  отработать собственные проблемы на приеме у специалиста, а супервизия позволяет супервизируемому предоставить на сеанс выборочный материал консультации. Супервизируемый нередко приносит фрагмент сессии, зависящий и от его «бессознательного».

Супервизор действует  в значительной степени как консультант, ориентированный на личность супервизируемого. Цель супервизора – способствовать росту супервизируемого в роли консультанта. В частности, супервизор в процессе консультирования и сеансов супервизии исследует чувства супервизируемого (включая чувства по поводу конкретных вмешательств), предоставляя ему возможности  поработать с собственными аффектами  и/или защитами. Супервизор облегчает  самопознание супервизируемого и помогает ему выявить личностные проблемы и зоны развития.

Но прежде чем начинать проводить супервизию, важно помнить  об этических нормах, поддерживающих профессиональную работу психолога  с клиентом и применять эти  нормы в работе супервизии.

П.Ховкинс и Р.Шохет  предлагают шесть базовых принципов  профессиональной этики :

1) соблюдение баланса  между ответственностью за работу  супервизируемого и уважением  его самостоятельности;

2) проявление должной  заботы о благополучии клиента  и его защита с уважением  его автономии;

3) действие в границах  своей компетенции, обращение  за помощью при необходимости;

4) лояльность – верность  открыто и скрыто сделанным  обещаниям;

5) отказ от использования  подавляющих действий;

6) открытость критике  и обратной связи вместе с  обязательством продолжать учиться.

Некоторые авторы рассматривают  супервизию как образовательный  процесс – своего рода обучение навыкам и развитие профессиональной компетенции. Бартлетт давал такое  определение консультационной супервизии: «Опытный консультант помогает начинающему  студенту или менее опытному врачу  научиться разнообразным видам  консультирования». Согласно Блошеру, супервизия - специализированный инструктаж», в котором супервизор пытается облегчить  развитие готовящемуся консультанту. Супервизор выступает в роли посредника-преподавателя  во взаимоотношениях студента с реальными  клиентами, за чье благополучие студент  несет определенную долю профессиональной, этической и моральной ответственности».

В настоящее время в  психологическом (психотерапевтическом) сообществе  не выражена четкая позиция  по подготовке супервизиров. Некоторые  школы отрицают намерения «клонировать»  супервизора, видя в супервизии консультативный  процесс, по природе своей обучающий.

Тем не менее, все согласны, что будущий терапевт или консультант  должен сам пройти курс психотерапии или консультирования у опытных  профессионалов для того, чтобы решить свои собственные проблемы, а не переносить их на своих будущих клиентов. Этот процесс является важнейшей  составляющей, без которой  будущий  консультант не сможет стать настоящим  профессионалом. С другой стороны, супервизия – это что-то большее, чем обучение консультанта. Супервизия является профессиональной подготовкой консультанта к практической консультативной работе. Но супервизия во многом может помочь консультанту и в плане сохранения основного  инструмента своей деятельности – собственной личности. И в  данном случае мы можем говорить о  супервизии как методе профилактики профессионального выгорания психологов.

 

2.Функции супервизии.

В задачу супервизии входит не только развитие определенных навыков  и расширение понимания и возможностей супервизируемого. Совмещение множества  функций в супервизии – это  сердцевина хорошей практической работы.

Кадушин , описывая супервизию, говорит о ее трех главных функциях: образовательной, поддерживающей и направляющей.

Образовательная, или формирующая, функция подразумевает развитие умений, понимания и способностей супервизируемых. Она осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого со своими клиентами. В процессе такого исследования супервизор может помочь им:

- лучше понимать клиента;

- лучше осознавать собственные  реакции на клиента;

- понимать динамику взаимодействия  с клиентом;

- исследовать свои интервенции  и их последовательность;

- исследовать другие  пути работы с этой и подобными  ситуациями.

Поддерживающая, или тонизирующая, функция – это способ противостояния, когда любой психолог, вовлекаясь в глубокую психологическую работу с клиентами, неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и  потерянности, испытываемых клиентом, и психологу нужно научиться  осознавать, как это влияет на него, и научиться справляться с  любыми реакциями. Это происходит само собой, если работник не переполнен эмоциями. Эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту, или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к снижению эффективности психолога, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. Со временем это приводит к стрессу и выгоранию.

Направляющий, или нормативный, аспект супервизии обеспечивает контрольную  функцию в работе с людьми. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные человеческие недостатки и слепые пятна, уязвимые места и предрассудки заставляют психологов искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В ходе сессий супервизор может частично взять на себя ответственность  за благо клиента и работу с  ним супервизируемого. Супервизор может  взять на себя ответственность убедиться  в том, что проводимая работа удовлетворяет  стандартам учреждения, в котором  она проводится.

Все эти аспекты не существуют отдельно, а в большинстве случаев  сочетаются друг с другом. Большой  объем супервизий происходит в условиях смешения образовательных, поддерживающих и направляющих соображений.

 

3.Основные модели  и варианты супервизии.

П.Ховкинс и Р.Шохет  основной моделью супервизии считают  модель развития . Согласно этой модели, супервизор должен владеть спектром стилей и подходов, которые модифицируются по мере того, как консультант приобретает  опыт и поднимается на следующий  уровень развития. Они предлагают целостную модель развития, включающую в себя четыре основных уровня развития супервизируемого.

Первый уровень характеризуется  зависимостью супервизируемого от супервизора. Он может испытывать тревогу, ощущение небезопасности своей роли и сомневаться  в своей способности реализовать  эту роль; он может испытывать недостаток понимания, но при этом быть высокомотивированным.

На втором этапе супервизируемый  преодолевает начальную тревогу  и начинает движение между зависимостью и автономией и между самонадеянностью и растерянностью. В работе с клиентами  супервизируемые, находящиеся на уровне 2, действуют менее упрощенно и  сфокусированы как на процессе развития клиента, так и на своем обучении.

На уровне 3 супервизируемые  становятся более способны применять  свой подход к клиентам, чтобы удовлетворить  их конкретные индивидуальные потребности  в конкретный момент. Они уже в  состоянии видеть клиента в более  широком контексте и развивают  то, что называется «вертолетными навыками» . Это навыки полного присутствия с клиентом во время сессии с особым вниманием к тому, как укладывается настоящий процесс в контекст:

- общего процесса отношений  клиент – консультант;

- личной истории клиента  и его жизненных паттернов;

- обстоятельств внешней  жизни клиента;

- жизненного этапа клиента,  социальной среды и этических  норм.

К моменту перехода на 4 уровень  психолог становится «мастером» и «характеризуется личностной автономией, высоким уровнем  осознания, уверенностью в себе, стабильной мотивацией и пониманием необходимости  работать над собственными личностными  и профессиональными проблемами». На 4 уровне не происходит усвоения новых знаний, происходит скорее их углубление и интеграция до состояния мудрости. По этому поводу один суфийский учитель сказал: «Знание без мудрости напоминает незажженную свечу».

 Мы представим эту  модель в следующей схеме:

 

Уровень1

Центрированный на себе

«Смогу ли я справиться с этой работой?»

Уровень 2

Центрированный на клиенте

«Смогу ли я помочь этому  клиенту?»

Уровень 3

Центрированный на процессе

«Каковы наши взаимоотношения?»

Уровень 3

Центрированный на процессе в контексте

«Как взаимосвязаны процессы?»


 

Данная модель является полезным инструментом в прояснении супервизорами  потребностей своих подопечных и  также помогает им понять, что часть  задачи супервизора заключается  в способствовании развитию супервизируемого как внутри этих стадий, так и  вне их. Кроме того, в этой модели подчеркивается, что развитие супервизируемого и составляет природу супервизии.

С.А.Кулаков под определением «модели» понимает систематический  метод, который используется при  проведении  супервизии. По его мнению, имеют место: (1) эволюционные модели, (2) модели специфичной ориентации и (3) интегративные модели.

В основе эволюционных моделей  супервизии, считает С.А.Кулаков. лежит  представление, что все мы продолжаем расти: растут наши желания, начинания  и усилия, меняются паттерны поведения. Сочетая наш опыт и наследственные склонности, мы развиваем в себе сильные стороны и ищем новые  сферы для роста. Задачей является выявление и максимальное усиление прогресса, необходимого в будущем. Общие закономерности этого процесса приводятся в обзоре эволюционных моделей  супервизии. Исследования показали, что  с ростом опыта супервизируемого менялось поведение супервизора  и их взаимоотношения. Так появилась  научная основа эволюционных тенденций  и паттернов в супервизии. Здесь  можно провести параллель с моделью  развития П.Ховкинса и Р.Шохета.

Информация о работе Супервизия в подготовке консультанта