Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат
С широким распространением консультативных услуг психолога возросла и ценность супервизии, которая представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Опредление супервизии………………………………………………………………3
2.Функции супервизии………………………………………………………………….4
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………………………..5
4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8
5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...13
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский Национальный Университет имени аль-Фараби
Реферат по дисциплине
«Основы психологического консультирования»
на тему:
«Супервизия в подготовке консультанта»
Специальность - «Психология»
Выполнила:
Проверила:
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1.Опредление супервизии…………………
2.Функции супервизии…………………………
3.Основные модели и
варианты супервизии……………………………
4.Условия супервизии…………………………
5.Процесс супервизии…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
С широким распространением
консультативных услуг
Вряд ли можно сказать, что какой-то психолог-консультант достиг такого уровня мастерства, что не нуждается в супервизии. Супервизия – это форма профессионального сообщества, делового сотрудничества, благотворно влияющая на психолога-консультанта, независимо от накопленного им опыта. Постоянное становление, развитие – качественная особенность профессии психолога. И как всё развивающееся, находящееся в процессе, нуждается в поддержке, так и психолог-консультант, испытывая вполне закономерные трудности в работе с клиентами, нуждается в поддержке других профессионалов, нуждается в сотрудничестве с ними.
1.Определение супервизии.
Хесс определяет супервизию как «насыщенное межличностное взаимодействие, основная цель которого заключается в том, чтобы один человек, супервизор, встретился с другим, супервизируемым, и попытался сделать последнего более эффективным в помощи людям» Это определение сходно с другим, часто используемым определением Логанбилла: «Интенсивные отношения межличностной направленности, происходящие один на один, в которых один человек призван содействовать развитию профессиональной компетенции другого».
Лэйн определял супервизию как «терапевтический процесс, сосредоточенный на внутри- и межличностной динамике консультируемого и его отношениях с клиентами, коллегами, супервизорами и другими значимыми людьми». Супервизия служит личностному и профессиональному росту, исследует перенос и контрперенос, защиты, аналитический процесс и использует себя (в качестве эмоциональной силы) в ходе работы (или лечения).
Супервизор – участник
супервизорского процесса, а не сторонний
наблюдатель. Как только фокус внимания
психолога-консультанта смещается
с клиента к диаде клиент –
консультант, в супервизию включается
триада клиент – супервизируемый
– супервизор. Супервизия не является
чистой терапией, но отношения между
супервизором и супервизируемым
имеют и терапевтический
Супервизор действует
в значительной степени как консультант,
ориентированный на личность супервизируемого.
Цель супервизора – способствовать
росту супервизируемого в роли консультанта.
В частности, супервизор в процессе
консультирования и сеансов супервизии
исследует чувства
Но прежде чем начинать проводить супервизию, важно помнить об этических нормах, поддерживающих профессиональную работу психолога с клиентом и применять эти нормы в работе супервизии.
П.Ховкинс и Р.Шохет предлагают шесть базовых принципов профессиональной этики :
1) соблюдение баланса
между ответственностью за
2) проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;
3) действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;
4) лояльность – верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;
5) отказ от использования подавляющих действий;
6) открытость критике
и обратной связи вместе с
обязательством продолжать
Некоторые авторы рассматривают
супервизию как образовательный
процесс – своего рода обучение
навыкам и развитие профессиональной
компетенции. Бартлетт давал такое
определение консультационной супервизии:
«Опытный консультант помогает начинающему
студенту или менее опытному врачу
научиться разнообразным видам
консультирования». Согласно Блошеру,
супервизия - специализированный инструктаж»,
в котором супервизор пытается облегчить
развитие готовящемуся консультанту.
Супервизор выступает в роли посредника-преподавателя
во взаимоотношениях студента с реальными
клиентами, за чье благополучие студент
несет определенную долю профессиональной,
этической и моральной
В настоящее время в психологическом (психотерапевтическом) сообществе не выражена четкая позиция по подготовке супервизиров. Некоторые школы отрицают намерения «клонировать» супервизора, видя в супервизии консультативный процесс, по природе своей обучающий.
Тем не менее, все согласны,
что будущий терапевт или консультант
должен сам пройти курс психотерапии
или консультирования у опытных
профессионалов для того, чтобы решить
свои собственные проблемы, а не
переносить их на своих будущих клиентов.
Этот процесс является важнейшей
составляющей, без которой будущий
консультант не сможет стать настоящим
профессионалом. С другой стороны, супервизия
– это что-то большее, чем обучение
консультанта. Супервизия является профессиональной
подготовкой консультанта к практической
консультативной работе. Но супервизия
во многом может помочь консультанту
и в плане сохранения основного
инструмента своей деятельности
– собственной личности. И в
данном случае мы можем говорить о
супервизии как методе профилактики
профессионального выгорания
2.Функции супервизии.
В задачу супервизии входит не только развитие определенных навыков и расширение понимания и возможностей супервизируемого. Совмещение множества функций в супервизии – это сердцевина хорошей практической работы.
Кадушин , описывая супервизию, говорит о ее трех главных функциях: образовательной, поддерживающей и направляющей.
Образовательная, или формирующая, функция подразумевает развитие умений, понимания и способностей супервизируемых. Она осуществляется через анализ и исследование работы супервизируемого со своими клиентами. В процессе такого исследования супервизор может помочь им:
- лучше понимать клиента;
- лучше осознавать собственные реакции на клиента;
- понимать динамику
- исследовать свои интервенции и их последовательность;
- исследовать другие
пути работы с этой и
Поддерживающая, или тонизирующая, функция – это способ противостояния, когда любой психолог, вовлекаясь в глубокую психологическую работу с клиентами, неизбежно подвергает себя воздействию дистресса, боли и потерянности, испытываемых клиентом, и психологу нужно научиться осознавать, как это влияет на него, и научиться справляться с любыми реакциями. Это происходит само собой, если работник не переполнен эмоциями. Эмоции появляются из-за эмпатирования клиенту, или стимулируются при взаимодействии с клиентом, или могут быть реакцией на него. Неприятие этих эмоций вскоре приводит к снижению эффективности психолога, который начинает либо слишком идентифицироваться с клиентом, либо защищаться от дальнейшего влияния со стороны клиента. Со временем это приводит к стрессу и выгоранию.
Направляющий, или нормативный, аспект супервизии обеспечивает контрольную функцию в работе с людьми. Не только недостаток подготовки или опыта, но также и неизбежные человеческие недостатки и слепые пятна, уязвимые места и предрассудки заставляют психологов искать кого-то, кто наблюдал бы за их работой. В ходе сессий супервизор может частично взять на себя ответственность за благо клиента и работу с ним супервизируемого. Супервизор может взять на себя ответственность убедиться в том, что проводимая работа удовлетворяет стандартам учреждения, в котором она проводится.
Все эти аспекты не существуют отдельно, а в большинстве случаев сочетаются друг с другом. Большой объем супервизий происходит в условиях смешения образовательных, поддерживающих и направляющих соображений.
3.Основные модели и варианты супервизии.
П.Ховкинс и Р.Шохет основной моделью супервизии считают модель развития . Согласно этой модели, супервизор должен владеть спектром стилей и подходов, которые модифицируются по мере того, как консультант приобретает опыт и поднимается на следующий уровень развития. Они предлагают целостную модель развития, включающую в себя четыре основных уровня развития супервизируемого.
Первый уровень
На втором этапе супервизируемый преодолевает начальную тревогу и начинает движение между зависимостью и автономией и между самонадеянностью и растерянностью. В работе с клиентами супервизируемые, находящиеся на уровне 2, действуют менее упрощенно и сфокусированы как на процессе развития клиента, так и на своем обучении.
На уровне 3 супервизируемые становятся более способны применять свой подход к клиентам, чтобы удовлетворить их конкретные индивидуальные потребности в конкретный момент. Они уже в состоянии видеть клиента в более широком контексте и развивают то, что называется «вертолетными навыками» . Это навыки полного присутствия с клиентом во время сессии с особым вниманием к тому, как укладывается настоящий процесс в контекст:
- общего процесса отношений клиент – консультант;
- личной истории клиента и его жизненных паттернов;
- обстоятельств внешней жизни клиента;
- жизненного этапа клиента, социальной среды и этических норм.
К моменту перехода на 4 уровень психолог становится «мастером» и «характеризуется личностной автономией, высоким уровнем осознания, уверенностью в себе, стабильной мотивацией и пониманием необходимости работать над собственными личностными и профессиональными проблемами». На 4 уровне не происходит усвоения новых знаний, происходит скорее их углубление и интеграция до состояния мудрости. По этому поводу один суфийский учитель сказал: «Знание без мудрости напоминает незажженную свечу».
Мы представим эту модель в следующей схеме:
Уровень1 |
Центрированный на себе |
«Смогу ли я справиться с этой работой?» |
Уровень 2 |
Центрированный на клиенте |
«Смогу ли я помочь этому клиенту?» |
Уровень 3 |
Центрированный на процессе |
«Каковы наши взаимоотношения?» |
Уровень 3 |
Центрированный на процессе в контексте |
«Как взаимосвязаны процессы?» |
Данная модель является полезным инструментом в прояснении супервизорами потребностей своих подопечных и также помогает им понять, что часть задачи супервизора заключается в способствовании развитию супервизируемого как внутри этих стадий, так и вне их. Кроме того, в этой модели подчеркивается, что развитие супервизируемого и составляет природу супервизии.
С.А.Кулаков под определением «модели» понимает систематический метод, который используется при проведении супервизии. По его мнению, имеют место: (1) эволюционные модели, (2) модели специфичной ориентации и (3) интегративные модели.
В основе эволюционных моделей супервизии, считает С.А.Кулаков. лежит представление, что все мы продолжаем расти: растут наши желания, начинания и усилия, меняются паттерны поведения. Сочетая наш опыт и наследственные склонности, мы развиваем в себе сильные стороны и ищем новые сферы для роста. Задачей является выявление и максимальное усиление прогресса, необходимого в будущем. Общие закономерности этого процесса приводятся в обзоре эволюционных моделей супервизии. Исследования показали, что с ростом опыта супервизируемого менялось поведение супервизора и их взаимоотношения. Так появилась научная основа эволюционных тенденций и паттернов в супервизии. Здесь можно провести параллель с моделью развития П.Ховкинса и Р.Шохета.