Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат
С широким распространением консультативных услуг психолога возросла и ценность супервизии, которая представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.
Введение…………………………………………………………………………………3
1.Опредление супервизии………………………………………………………………3
2.Функции супервизии………………………………………………………………….4
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………………………..5
4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8
5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...13
Среди важных супервизорских задач
можно назвать поддержку
Супервизор стремится начать супервизию
таким образом, чтобы не возникало
недоразумений и трудностей на пути
к открытому обучению. Например,
он может задать ряд благожелательных
вопросов новичку по поводу его образования,
поинтересоваться слабыми и сильными
сторонами его обучения. Сколько
у него уже было супервизорских консультаций,
и оправдали ли они его надежды?
Как он сам оценивает свои профессиональные
качества как психотерапевта? С какой
областью связывает свою профессиональную
деятельность — психотерапевтической,
исследовательской или
Супервизору, разумеется, не следует
начинать разговор с вопросов, касающихся
личной жизни учащегося. Он может
поинтересоваться, какое отношение,
по мнению супервизируемого, имеют
к супервизорскому процессу и
ситуации обучения заданные вопросы. На
возможные встречные личные вопросы
супервизор может не отвечать. Или,
скажем, на вопрос учащегося о семейном
положении супервизора
Нередко упускается одна из задач
супервизора — научить консультанта
слушать пациента. Какую она принесет
пользу и как она может препятствовать
наблюдениям? Одни психотерапевты обращают
внимание на речь пациента, другие —
на его одежду, движения и выражение
глаз, некоторые — на события, о
которых сообщает пациент, не обращая
внимания на сопутствующие рассказу
эмоции. Есть такие психотерапевты,
которые внимательно относятся
к телесным проявлениям и чувствам
пациента, забывая при этом о клинической
и психопатологической
Проводя значительную часть своей
профессиональной деятельности в поисках
скрытого значения симптома, супервизор
должен учитывать педагогический контекст
супервизии, который отличается от
психотерапевтического занятия, и
адекватно реагировать на откровенность
супервизируемого. Возможность появления
у супервизируемого чувств вины или
стыда возрастает, когда непонятно,
как на них реагирует наставник.
Опасность вмешательства в
При работе со стажером, ориентированным
на сотрудничество, замечания супервизора
по поводу идентификации могут быть
лаконичными и эмоциональными, например:
«Вы полагаете, что пациент способен
справиться со своими проблемами так
же успешно, как и Вы... Но между
вами существуют различия». Психотерапевты
и супервизоры могут
Несмотря на достоинства, метод совместной оценки нередко сталкивается с сопротивлением. Уже сама мысль о том, что его работа подвергается оценке, может вызвать у учащегося чувство тревоги. Одни стажеры предпочитают, чтобы супервизор составлял отчет о работе без их участия в его обсуждении. Другим учащимся трудно заниматься самоанализом или оценкой супервизии, в частности, в присутствии супервизора.
Заключение
Супервизия - это форма
обучения и поддержки, в ходе которой
психолог-консультант может
Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных систем:
- терапевтическая система, главными элементами которой являются терапевт и клиент, соединенные терапевтическим контрактом и общей целью;
- супервизорская система,
главными элементами которой
являются супервизор и
Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:
- образовательная (формирующая),
подразумевающая развитие
- поддерживающая (тонизирующая),
подразумевающая
- направляющая (нормативная),
подразумевающая контроль
На основе диалога с супервизором консультант должен научиться навыкам рефлексивного мышления и самоанализа:
Список литературы:
1.Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – Спб.: Речь, 2002. – 236с.
2.Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – Спб.: Речь, 2002. – 352с.
3.Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер Супервизорство. СПб., 1997.