Супервизия в подготовке консультанта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

С широким распространением консультативных услуг психолога возросла и ценность супервизии, которая представляет собой профессиональную помощь психологу со стороны более опытного коллеги с целью улучшения качества его работы. . В процессе супервизий практической работы также происходит развитие, рост профессионального мастерства психологов-консультантов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
1.Опредление супервизии………………………………………………………………3
2.Функции супервизии………………………………………………………………….4
3.Основные модели и варианты супервизии…………………………………………..5
4.Условия супервизии…………………………………………………………………...8
5.Процесс супервизии…………………………………………………………………...9
Заключение………………………………………………………………………………11
Список литературы……………………………………………………………………...13

Файлы: 1 файл

срс №2 по основам консультирования Фольмер Алины.docx

— 44.36 Кб (Скачать)

Среди важных супервизорских задач  можно назвать поддержку атмосферы  доверия, совместного исследования и диалога  в процессе работы. Сотрудничество супервизора и стажера  в изучении пациента —  творческий процесс, который проходит в замкнутом  пространстве между наставником  и его подопечным, в таких противоположностях как воображение и анализ, понимание  и непонимание, объективность и  субъективность.

Супервизор стремится начать супервизию таким образом, чтобы не возникало  недоразумений и трудностей на пути к открытому обучению. Например, он может задать ряд благожелательных вопросов новичку по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его обучения. Сколько  у него уже было супервизорских консультаций, и оправдали ли они его надежды? Как он сам оценивает свои профессиональные качества как психотерапевта? С какой  областью связывает свою профессиональную деятельность — психотерапевтической, исследовательской или административной? Проходил ли сам курс индивидуальной или групповой психотерапии? Информация о супервизируемом на начальном  этапе супервизорства помогает супервизору  сориентироваться и выбрать метод  проведения консультаций. Супервизор может предложить супервизируемому задать свои вопросы относительно образования  супервизора, его теоретических  воззрений и сфере научно-практических интересов.

Супервизору, разумеется, не следует  начинать разговор с вопросов, касающихся личной жизни учащегося. Он может  поинтересоваться, какое отношение, по мнению супервизируемого, имеют  к супервизорскому процессу и  ситуации обучения заданные вопросы. На возможные встречные личные вопросы  супервизор может не отвечать. Или, скажем, на вопрос учащегося о семейном положении супервизора последний  сам задает уточняющий вопрос: а  какое значение имеет для супервизируемого семейное положение? Ученика может  интересовать возраст своего наставника, в этом случае осторожные, тактичные  вопросы супервизора помогут  выявить стремление учащегося иметь  старшего по возрасту, более опытного преподавателя или более молодого преподавателя, который, по его мнению, будет благожелательно относиться к его проблемам.

Нередко упускается одна из  задач  супервизора —  научить консультанта   слушать пациента. Какую она принесет пользу и как она может препятствовать наблюдениям? Одни психотерапевты обращают внимание на речь пациента, другие —  на его одежду, движения и выражение  глаз, некоторые — на события, о  которых сообщает пациент, не обращая  внимания на сопутствующие рассказу эмоции. Есть такие психотерапевты, которые внимательно относятся  к телесным проявлениям и чувствам пациента, забывая при этом о клинической  и психопатологической диагностике.

Проводя значительную часть своей  профессиональной деятельности в поисках  скрытого значения симптома, супервизор должен учитывать педагогический контекст супервизии, который отличается от психотерапевтического занятия, и  адекватно реагировать на откровенность  супервизируемого. Возможность появления  у супервизируемого чувств вины или  стыда возрастает, когда непонятно, как на них реагирует наставник. Опасность вмешательства в личную жизнь — еще одна особенность  супервизии. Например, чувства и  фантазии плотника, — его личное дело до тех пор, пока он успешно  выполняет свою работу. В случае практиканта гарантии невмешательства  в его личную жизнь отсутствуют. Однако супервизируемый вправе отклонить  любые попытки выяснения личной жизни.

При работе со стажером, ориентированным  на сотрудничество, замечания супервизора  по поводу идентификации могут быть лаконичными и эмоциональными, например: «Вы полагаете, что пациент способен справиться со своими проблемами так  же успешно, как и Вы... Но между  вами существуют различия». Психотерапевты и супервизоры могут расходиться  в своих взглядах на такие вопросы, как объем материала, необходимого для обоснования гипотезы, степень  риска или осторожности в предварительных  выводах и правильности самих  формулировок. Некоторые авторы считают, что супервизоры уделяют недостаточно внимания состоянию и переживаниям пациента, подменяя терапевтический  анализ мышления и чувств пациента своими умозаключениями и предположениями. Более того, супервизор может навязывать супервизируемому свои формулировки, вместо того чтобы исследовать отношение  последнего к своему пациенту.

Несмотря на достоинства, метод  совместной оценки нередко сталкивается с сопротивлением. Уже сама мысль  о том, что его работа подвергается оценке, может вызвать у учащегося  чувство тревоги. Одни стажеры предпочитают, чтобы супервизор составлял отчет  о работе без их  участия в  его обсуждении. Другим учащимся трудно заниматься самоанализом или оценкой  супервизии, в частности, в присутствии  супервизора.

 

Заключение

Супервизия - это форма  обучения и поддержки, в ходе которой  психолог-консультант может определиться в своей позиции, понять как свои успехи, так и трудности, обнаружить внутренние препятствия, найти оптимальные  способы действия в каждом конкретном случае, может лучше осознать, распределить и использовать свои ресурсы и  развить в себе внутреннего супервизора. Как справедливо заметил Смит (Smith): «Вы не овладеете искусством консультирования, читая книги, работая  на компьютере, просматривая видеозаписи  и перебирая бумаги; этому искусству  Вы должны научиться у других людей  в процессе глубокого внутреннего  общения с ними... 

Суть процесса супервизии состоит в выделении двух взаимосвязанных  систем:

- терапевтическая система,  главными элементами которой  являются терапевт и клиент, соединенные  терапевтическим контрактом и  общей целью;

- супервизорская система,  главными элементами которой  являются супервизор и супервизируемый  терапевт, соединенные супервизорским  контрактом и общей целью.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий:

- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей  терапевта;

 

- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние  влияниям со стороны проблем  клиентов;

- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта  над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны,  предрассудки).

На основе диалога с  супервизором консультант должен научиться  навыкам рефлексивного мышления и самоанализа:

  • сдерживать, определять и анализировать определенную эмоцию в себе самом и соотносить ее с текущим процессом работы;
  • переносить и анализировать различные внутренние эмоциональные резонансы, которые возникают в связи с процессом консультирования или в ответ на него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.Кулаков С.А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. – Спб.: Речь, 2002. – 236с.

2.Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – Спб.: Речь, 2002.  – 352с.

3.Даниэль Джейкобс, Пауль Дэвид Дональд Джордж Мейер Супервизорство. СПб., 1997.

 


Информация о работе Супервизия в подготовке консультанта