Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6
Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13
Выводы по главе 1………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19
Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………….33
Приложение………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Итоговая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

 

 

 

 

 

 

ОПРОСНИК

Ответ "А"

Ответ "Б"

1. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

4. Я стараюсь найти компромиссное  решение.

Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5. Улаживая спорную ситуацию, я  все время стараюсь найти поддержку  у другого.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.

6. Я пытаюсь избежать возникновения  неприятностей для себя.

Я стараюсь добиться своего.

7. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Я считаю возможным уступить, чтобы добиться своего.

8. Обычно я настойчиво стремлюсь  добиться своего.

Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за каких-то возникающих  разногласий.

Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. Я твердо стремлюсь достичь  своего.

Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12. Зачастую я избегаю занимать  позицию, которая может вызвать  споры.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. Я предлагаю среднюю позицию.

Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. Я сообщаю другому свою  точку зрения и спрашиваю о  его взглядах.

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.

15. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. Я стараюсь не задеть чувств  другого.

Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. Если это сделает другого  счастливым, я дам ему возможность  настоять на своем.

Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. Первым делом я стараюсь  ясно определить то, в чем состоят  все затронутые интересы и  спорные вопросы.

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.

21. Ведя переговоры, я стараюсь  быть внимательным к желаниям  другого.

Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. Я пытаюсь найти позицию, которая  находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Я отстаиваю свои желания.

23. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого.

Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. Я пытаюсь доказать другому  логику и преимущества моих  взглядов.

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. Я предлагаю среднюю позицию.

Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. Я избегаю позиции, которая  может вызвать споры.

Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.

29. Я предлагаю среднюю позицию.

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30. Я стараюсь не задеть чувств  другого.

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.


Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

КЛЮЧ

Соперн.

Сотрудн.

Компр.

Избег.

Приспособ.

1

     

А

Б

2

 

Б

А

   

3

А

     

Б

4

   

А

 

Б

5

 

А

 

Б

 

6

Б

   

А

 

7

   

Б

А

 

8

А

Б

     

9

Б

   

А

 

10

А

 

Б

   

11

 

А

   

Б

12

   

Б

А

 

13

Б

 

А

   

14

Б

А

     

15

     

Б

А

16

Б

     

А

17

А

   

Б

 

18

   

Б

 

А

19

 

А

 

Б

 

20

 

А

Б

   

21

 

Б

   

А

22

Б

 

А

   

23

 

А

 

Б

 

24

   

Б

 

А

25

А

     

Б

26

 

Б

А

   

27

     

А

Б

28

А

Б

     

29

   

А

Б

 

30

 

Б

   

А


Обработка и интерпретация результатов теста

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Тест возможно использовать в групповом варианте, как в сочетании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени — не более 15-20 мин.

 

Приложение 2

Методика “q -сортировка” (В. Стефансон)

Шкалы: зависимость - независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» – избегание «борьбы»

Назначение теста

Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе :  
• зависимость;  
• независимость;  
• общительность;  
• необщительность;  
• принятие "борьбы";  
• "избегание борьбы".  
       Возможно использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.  
       Разработана В. Стефансоном и впервые опубликована в 1958 г.  
Инструкция к тесту  
       Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики.  
Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях:  
• "социальное "Я" (каким меня видят другие);  
• "идеальное "Я" (каким бы я хотел быть);  
• "актуальное "Я" (какой я в разных ситуациях);  
• "значимые другие" (каким я вижу своего партнера);  
• "идеальный партнер" (каким я хочу видеть своего партнера).  
Модификация : испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить "да", если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или "нет", если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: "сомневаюсь", т.е. разложить на три группы ответов. 

ТЕСТ

1. Критичен к окружающим и  товарищам.  
2. Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.  
3. Склонен следовать советам лидера.  
4. Не склонен создавать слишком близкие отношения с товарищами.  
5. Нравится дружественность в группе.  
6. Склонен противоречить лидеру.  
7. Испытывает симпатии к одному-двум членам группы.  
8. Избегает встреч и собраний в группе.  
9. Нравится похвала лидера.  
10. Независим в суждениях и манере поведения.  
11. Готов встать на чью-либо сторону в споре.  
12. Склонен руководить товарищами.  
13. Радуется общению с одним-двумя друзьями.  
14. Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.  
15. Склонен поддерживать настроение своей группы.  
16. Не придает значения личным качествам членов группы.  
17. Склонен отвлекать группу от ее целей.  
18. Испытывает удовлетворение в противопоставлении себя лидеру.  
19. Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.  
20. Предпочитает оставаться нейтральным в споре.  
21. Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.  
22. Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.  
23. Недостаточно сдержан в выражении чувств.  
24. Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.  
25. Недоволен слишком формальными отношениями.  
26. Когда обвиняют – теряется и молчит.  
27. Предпочитает соглашаться с основными направлениям!  
28. Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.  
29. Склонен затягивать и обострять спор.  
30. Стремится быть в центре внимания.  
31. Хотел бы быть членом более узкой группировки.  
32. Склонен к компромиссам.  
33. Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.  
34. Болезненно относится к замечаниям товарищей.  
35. Может быть коварным и вкрадчивым.  
36. Склонен принять на себя руководство в группе.  
37. Откровенен в группе.  
38. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.  
39. Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.  
40. Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.  
41. Склонен сердиться на товарищей.  
42. Пытается вести других против лидера.  
43. Легко находит знакомства за пределами группы.  
44. Старается избегать быть втянутым в спор.  
45. Легко соглашается с предложениями других членов группы.  
46. Оказывает сопротивление образованию группировок.  
47. Насмешлив и ироничен, когда раздражен.  
48. Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.  
49. Предпочитает меньшую, но более интимную группу.  
50. Пытается не показывать свои истинные чувства.  
51. Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.  
52. Инициативен в установлении контактов в общении.  
53. Избегает критиковать товарищей.  
54. Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.  
55. Не нравится, когда отношения в группе становятся слишком фамильярными.  
56. Любит затевать споры.  
57. Стремится удерживать свое высокое положение в группе.  
58. Склонен вмешиваться в контакты товарищей, нарушать их.  
59. Склонен к перепалкам, задиристый.  
60. Склонен выражать недовольство лидером. 

Ключ к тесту 
• Зависимость: 3, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54;  
• Независимость: 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60;  
• Общительность: 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52;  
• Необщительность: 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58;  
• Принятие "борьбы": 1, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59;  
• Избегание "борьбы": 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53.  
Описание шкал теста: 
Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.  
Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.  
Тенденция к "борьбе" – активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений;  
Тенденция к избеганию "борьбы" показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.  
Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, т. е. зависимость, общительность и "борьба" могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной "маской", скрывающей истинное лицо человека.  
Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие "борьбы" – избегание "борьбы") приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами. 
Обработка и интерпретация результатов теста  
      Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов "да" складывается с количеством ответов "нет" противоположных тенденций.  
     Три-четыре ответа "сомневаюсь" по отдельным тенденциям расцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.  
     Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов по одной тенденции совпадают с суммой ответов по противоположной. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций. 

 

 

 

 

Приложение 3

  1. Результаты методики К. Томаса

Стратегии

поведения

6 класс

(количество)

%

9 класс

%

Сотрудничество

5

25 %

3

15 %

Приспособление

3

15 %

5

25 %

Избегание

4

20 %

0

0 %

Компромисс

5

25 %

4

20 %

Соревнование

3

15 %

8

40 %

Всего

20 человек

100 %

20 человек

100 %


 

Вывод: 

У старших подростков преобладает стратегия соревнования (40 %)

У младших – сотрудничество и компромисс (25 %)

  1. Результаты методики “Q -сортировки” (В.Стефансон)
 

6 класс

(количество)

%

9 класс

(количество)

%

Значимость

Незначимость

6

30 %

4

20 %

Общительность

Необщительность

12

60 %

9

45 %

Принятие борьбы

Избегание борьбы

2

10 %

7

35 %

Всего

20 человек

100 %

20 человек

100 %


 

Вывод: 

У всех испытуемых наблюдается тенденция общительности и необщительности (60 % и 45) .

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте