Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6
Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13
Выводы по главе 1………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19
Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………….33
Приложение………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Итоговая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

_________________________________________  

 

Факультет психологии

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте»

 

                                                  Анпилогова А.А.

                                                     Курс 3, группа 301

                                                           Форма обучения: очная

 

                                                             Научный руководитель:

                                                Николаева Н.А.,

                                                                  Канд. Психол. наук, доцент

 

Оренбург

2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6

    1. Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
    2. Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
    3. Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13

Выводы по главе 1………………………………………………………..17

Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19

    1. Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
    2. Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24

Выводы по главе 2………………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………….30

Список используемой литературы…………………………………….33

Приложение………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом.

Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений. В научной литературе проблеме конфликтов и их разрешения посвящено много исследований, направленных на изучение различных аспектов данного вопроса.

Большинство ученых считает, что конфликт - это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт как ситуацию взаимодействия людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели. Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания.

В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте..

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.

Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи работы:

- раскрыть понятие конфликта и конфликтного поведения  в научной психологической литературе;

- изучить психологические особенности подросткового возраста;

- раскрыть формы поведения подростков в конфликтных ситуациях;

- провести качественный и количественный анализ полученных результатов.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что тенденции проявления соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях будут определять конфликтное поведение подростков.

 Теоретическо-методической базой исследования явились работы Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей; теории конфликта Г.Зиммеля, Л. Гумпловича, Д. Т. Парсонда, Л. Козера, К. Боулдинга, которые исследовали структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта, а также исследования конфликтов в условиях школы А.Я. Анцупова, Д.И. Фельдштейна; психологическая концепция деятельного подхода (А.Н. Леонтьев, В.В. Столин).

Согласно цели и задачам нашего исследования был сформирован инструментальный аппарат исследования:

  1. «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной»
  2. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон).

Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие учащиеся шестого и девятого класса МОАУ «Гимназия № 8 » г. Оренбург в количестве 40 человек.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности,  конструктивных отношений среди подростков.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Основная часть состоит из 2 глав: теоретической и эмпирической.

В введении раскрыта актуальность проблемы  исследования особенностей конфликтного поведения среди младших и старших подростков, определены  объект, предмет, цель,  гипотеза, задачи,  методы исследования. 

В теоретической части представлен анализ литературы по проблеме исследования конфликтов и конфликтного поведения среди подростков,  психологических особенностях подросткового возраста и форм поведения в конфликтных ситуациях.

В эмпирической части изложена программа исследования, а также обсуждаются результаты исследования предрасположенности личности к конфликтному поведению среди подростков.

В заключение представлены краткие выводы по результатам проделанной работы.

Список литературы состоит из 15 источников.

В приложениях  представлены  ключи к методикам и рекомендации по их обработке и первичные данные по итогам диагностики.

(см. приложение 3)

 

 

Почему в предмете предрасположенность ( необходимо уточнить что это), а в гипотезе формы конфликтного поведения? Что изучается конкретно

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЛАДШЕМ И СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Понятие конфликта и конфликтного поведения  в научной психологической литературе + предрасположенность

      Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей.

В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями" [12].

Приведём ещё несколько определений конфликта:

Конфликт - один из видов социального взаимодействия, отличающийся сопровождением отрицательных эмоций и деятельностью более примитивных пластов психики;

Конфликт - результат столкновения противоборствующих тенденций деятельностного, поведенческого, характерологического, мотивационно-потребностного, целевого, эмоционально-волевого и личностного аспектов взаимодействия;

Конфликт - реакция человека на препятствия по достижению целей, на поведение другого, не соответствующее ожиданиям, на несовместимость характеров, культурных основ поведения и потребностей. [8]

Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта:

1. Внутриличностный. В этом  случае сторонами конфликта могут  выступать две или более составляющих  одной и той же личности, например, отдельные черты, типы или инстанции. В этом случае мы имеем дело  с конфликтогенным столкновением  отдельных особенностей личности и поведения человека.

2. Межличностный конфликт  возникает между двумя (или более) отдельными личностями. При этом  наблюдается конфронтация по  поводу потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.

3. Личностно-групповой конфликт возникает чаще всего из-за несоответствия поведения личности с требованиями группы.

4. Межгрупповой. В этом  случае может происходить столкновение  стереотипов поведения, норм, целей  или ценностей различных групп. В рамках нашего исследования  рассматриваются конфликты в малой подростковой группе. Это могут быть межгрупповые конфликты, конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний – один из наиболее сложных видов конфликта, поскольку в данном случае наиболее ярко будут выражены все негативные последствия конфликта по отношению к личности, реже к группе. [9]

Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции.

Исследования в этой области (первые из которых были проведены Л. Козером, Р. Дарендорфом) позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

- установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

- установление и поддержание  относительно стабильной структуры  взаимоотношений. Конфликты поддерживают  социальную активность людей, способствуют  предотвращению застоя, служат источником  нововведений и инноваций;

- создание и поддержание  баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;

- выявление нарушений  функционирования коллектива. Именно  конфликт позволяет определить, что в коллективе не все  в порядке, выяснить какие требуются  изменения;

- источник инноваций, стимул  к изменению и развитию. [3]

Негативные функции конфликта нередко ведут к беспорядку, нестабильности, насилию, затратам больших материальных, временных и эмоциональных ресурсов, замедляют и затрудняют принятие решений. [3]

Каждый конфликт имеет более или менее четко выраженную структуру. Структура конфликта – это совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни. Без наличия этих связей конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система и процесс.

В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.

При анализе конфликта необходимо выделять такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, среду, в которой возник конфликт.

Далее, конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками. [1]

Динамика конфликта включает ряд основных стадий.

Информация о работе Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте