Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6
Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13
Выводы по главе 1………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19
Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………….33
Приложение………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Итоговая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

Приспособление как стратегия поведения в конфликте отмечается у 15% младших подростков. Стиль приспособления означает то, что младшие школьники действуют совместно с другим человеком, при этом не пытаются отстаивать собственные интересы.

Избегание свойственно 20% младших подростков. Этот подход к конфликтной ситуации, реализуется тогда, когда дети не отстаивают свои права, не сотрудничают ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняются от разрешения конфликта.

Компромисс характерен для 25% школьников. Используя стиль компромисса, эти дети немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, другая сторона делает то же самое.

Соревнование свойственно 15% школьников. Дети, использующие стиль конкуренции, весьма активны и предпочитают идти к разрешению конфликта своим собственным путем.

Рассмотрим полученные результаты по методике К. Томаса среди учащихся 9 класса, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Процентное соотношение предрасположенности к конфликтному поведению по методике К. Томаса среди старших подростков

Стратегии поведения

%

Сотрудничество

15 %

Приспособление

25 %

Избегание

0 %

Компромисс

20 %

Соревнование

40 %


 

Сотрудничество как стиль поведения в конфликте отмечается у 15% старших подростков.  Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон.

Приспособление отмечается у 25% старших подростков. Эти дети используют данный подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для самого подростка.

Избегание как стиль поведения в конфликте не характерен для данной группы старших подростков.

Компромисс проявляют 20 % старших подростков.  Применяя стиль компромисса, эти подростки рассматривают конфликтную ситуацию как нечто данное и ищут способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками.

Соревнование характерно 40% старших подростков. Эти дети стремятся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать чужое решение проблемы.

Сравнительные результаты по методике К.Томаса представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Сравнительные результаты по методике К.Томаса среди младших и старших подростков

 

Результаты интересны, но как они соотносятся с теоретическими данными?

Таким образом, мы можем выделить преобладающие стили поведения в конфликте. Среди младших подростков преобладают конструктивные стили сотрудничества (25%) и компромисса (25%), тогда как в группе старших подростков преобладает стратегия соревнования (40%). ???

Можно сказать, что по сравнению с младшими подростками, старший подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим, что сказывается на предрасположенности к конфликтному поведению. Где предрасположенность?

Далее рассмотрим результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) среди младших подростков, которые представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Тенденции поведения младших подростков по методике Q-сортировка (В. Стефансон)

Тенденция

%

Зависимость

30 %

Общительность

60 %

Борьба

10 %


 

Тенденция зависимости проявляется у 30 % младших подростков, при которой подростки стремятся к принятию норм и правил группы.

Тенденция к общительности отмечается у 60 % младших школьников, что говорит о стремлении образовать эмоциональные связи в группе, и среди других детей.

Тенденция к борьбе проявляется у 10% младших подростков, при котором подростки стремятся участвовать в жизни группы.

Результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) среди старших подростков представлены в таблице 4.

Таблица 4

Тенденции поведения старших подростков по методике Q-сортировка (В. Стефансон)

Тенденция

%

Зависимость

20 %

Общительность

45 %

Борьба

35 %


 

Тенденция зависимости среди старших подростков отмечается у 20% опрошенных. Эти подростки принимают групповые стандарты и ценности.

Тенденция к общительности отмечается у 45% старших подростков, что свидетельствует о контактности, стремлении создавать эмоциональные связи в группе.

Тенденция к борьбе характерна 35% старших подростков, что свидетельствует об активном участии подростков в жизни группы.

 

Сравнительные результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные результаты по методике Q-сортировка среди младших и старших подростков

 

Таким образом, у всех испытуемых наблюдается тенденция общительности (младшие подростки - 60 % и старшие подростки - 45 %). Выраженная тенденция к общительности указывает нам на то, что в подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Проведенное экспериментальное исследование, целью которого был сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте, позволило нам сделать следующие выводы:

  1. Среди младших подростков преобладают конструктивные стили поведения в конфликте - сотрудничество (25%) и компромисс (25%).
  2. Среди старших подростков преобладает стратегия соревнования (40%).
  3. В обеих группах подростков наблюдается тенденция к общительности (младшие подростки - 60 % и старшие подростки - 45 %).

В подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении.

          По сравнению с младшими подростками, старший подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим, что сказывается на предрасположенности к конфликтному поведению.

Как соотносится цель, предмет, объект, гипотеза с результатами эмпирического исследования?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Курсовая работа была посвящена проблеме изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.

Конфликт играет существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов.

Выводы, сделанные на основе теоретического анализа предложенной литературы, послужили основанием для эмпирического исследования, для сравнительного анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению.

Проведенное экспериментальное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:

1. Среди младших подростков преобладают конструктивные стили поведения в конфликте - сотрудничество и компромисс.

2. Среди старших подростков преобладает стратегия соревнования.

3. В обеих группах подростков наблюдается тенденция к общительности.

Выраженная тенденция к общительности указывает нам на то, что в подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении. При этом именно в общении часто происходят ситуации конфликта, которые определяют конфликтное поведение подростков: у младших подростков это сотрудничество и компромисс, у старших подростков – соперничество.

Таким образом, наша гипотеза о том, что тенденции проявления соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях будут определять конфликтное поведение подростков, была доказана, а цели и задачи исследования достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я.Анцупов, А.И. Шипилов. – M: Юнити, 1999.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
  3. Андреев, В.И. Конфликтология: исскуство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов / В.И. Андреев. – М.: Народное образование, 1995.
  4. Гришина Н.В. Психология конфликта / Гришина Н.В. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.
  5. Гришина Н. В. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.
  6. Громова, О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громова – М.: Изд-во ЭКМОС, 2000
  7. Дойч, М.С. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы / М.С. Дойч // Социально – политический журнал. - 1997. – № 1.
  8. Заиченко, Н.У. Структурно – содержательные характеристики и психологические особенности конфликта / Н.У. Заиченко // Мир психологии. – 1998. – № 4.
  9. Конфликтология : учебник для вузов / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Изд-во "Лань", 1999.
  10. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2003.
  11. Крутецкий, В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М., 1965.
  12. Психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990.
  13. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология / Радугин А.А., Радугин К.А. - М.: 1996. Центр.
  14. Д.И. Фельдштейн //Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988.
  15. Хащенко, В.А. Способы разрешения межличностного конфликта в экспериментальных условиях жизнедеятельности / А.В. Хащенко // Психологический журнал. Том 14. – 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

3) компромисс

4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Информация о работе Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте