Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:32, курсовая работа
Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6
Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13
Выводы по главе 1………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19
Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………….33
Приложение………………………………………………………………34
Приспособление как стратегия поведения в конфликте отмечается у 15% младших подростков. Стиль приспособления означает то, что младшие школьники действуют совместно с другим человеком, при этом не пытаются отстаивать собственные интересы.
Избегание свойственно 20% младших подростков. Этот подход к конфликтной ситуации, реализуется тогда, когда дети не отстаивают свои права, не сотрудничают ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняются от разрешения конфликта.
Компромисс характерен для 25% школьников. Используя стиль компромисса, эти дети немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, другая сторона делает то же самое.
Соревнование свойственно 15% школьников. Дети, использующие стиль конкуренции, весьма активны и предпочитают идти к разрешению конфликта своим собственным путем.
Рассмотрим полученные результаты по методике К. Томаса среди учащихся 9 класса, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение предрасположенности к конфликтному поведению по методике К. Томаса среди старших подростков
Стратегии поведения |
% |
Сотрудничество |
15 % |
Приспособление |
25 % |
Избегание |
0 % |
Компромисс |
20 % |
Соревнование |
40 % |
Сотрудничество как стиль поведения в конфликте отмечается у 15% старших подростков. Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон.
Приспособление отмечается у 25% старших подростков. Эти дети используют данный подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для самого подростка.
Избегание как стиль поведения в конфликте не характерен для данной группы старших подростков.
Компромисс проявляют 20 % старших подростков. Применяя стиль компромисса, эти подростки рассматривают конфликтную ситуацию как нечто данное и ищут способ повлиять на нее или изменить ее, уступая и обмениваясь уступками.
Соревнование характерно 40% старших подростков. Эти дети стремятся в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать чужое решение проблемы.
Сравнительные результаты по методике К.Томаса представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты по методике К.Томаса среди младших и старших подростков
Результаты интересны, но как они соотносятся с теоретическими данными?
Таким образом, мы можем выделить преобладающие стили поведения в конфликте. Среди младших подростков преобладают конструктивные стили сотрудничества (25%) и компромисса (25%), тогда как в группе старших подростков преобладает стратегия соревнования (40%). ???
Можно сказать, что по сравнению с младшими подростками, старший подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим, что сказывается на предрасположенности к конфликтному поведению. Где предрасположенность?
Далее рассмотрим результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) среди младших подростков, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Тенденции поведения младших подростков по методике Q-сортировка (В. Стефансон)
Тенденция |
% |
Зависимость |
30 % |
Общительность |
60 % |
Борьба |
10 % |
Тенденция зависимости проявляется у 30 % младших подростков, при которой подростки стремятся к принятию норм и правил группы.
Тенденция к общительности отмечается у 60 % младших школьников, что говорит о стремлении образовать эмоциональные связи в группе, и среди других детей.
Тенденция к борьбе проявляется у 10% младших подростков, при котором подростки стремятся участвовать в жизни группы.
Результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) среди старших подростков представлены в таблице 4.
Таблица 4
Тенденции поведения старших подростков по методике Q-сортировка (В. Стефансон)
Тенденция |
% |
Зависимость |
20 % |
Общительность |
45 % |
Борьба |
35 % |
Тенденция зависимости среди старших подростков отмечается у 20% опрошенных. Эти подростки принимают групповые стандарты и ценности.
Тенденция к общительности отмечается у 45% старших подростков, что свидетельствует о контактности, стремлении создавать эмоциональные связи в группе.
Тенденция к борьбе характерна 35% старших подростков, что свидетельствует об активном участии подростков в жизни группы.
Сравнительные результаты по методике Q-сортировка (В. Стефансон) представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты по методике Q-сортировка среди младших и старших подростков
Таким образом, у всех испытуемых наблюдается тенденция общительности (младшие подростки - 60 % и старшие подростки - 45 %). Выраженная тенденция к общительности указывает нам на то, что в подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное экспериментальное исследование, целью которого был сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте, позволило нам сделать следующие выводы:
В подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении.
По сравнению с младшими подростками, старший подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим, что сказывается на предрасположенности к конфликтному поведению.
Как соотносится цель, предмет, объект, гипотеза с результатами эмпирического исследования?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа была посвящена проблеме изучения предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.
Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.
Конфликт играет существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов.
Выводы, сделанные на основе теоретического анализа предложенной литературы, послужили основанием для эмпирического исследования, для сравнительного анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению.
Проведенное экспериментальное исследование, позволило нам сделать следующие выводы:
1. Среди младших подростков преобладают конструктивные стили поведения в конфликте - сотрудничество и компромисс.
2. Среди старших подростков преобладает стратегия соревнования.
3. В обеих группах подростков наблюдается тенденция к общительности.
Выраженная тенденция к общительности указывает нам на то, что в подростковом возрасте актуально общение, подростки стремятся любым способом удовлетворять свою потребность в общении. При этом именно в общении часто происходят ситуации конфликта, которые определяют конфликтное поведение подростков: у младших подростков это сотрудничество и компромисс, у старших подростков – соперничество.
Таким образом, наша гипотеза о том, что тенденции проявления соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях будут определять конфликтное поведение подростков, была доказана, а цели и задачи исследования достигнуты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению к. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2) приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3) компромисс
4) избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.