Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 20:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.
Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.
Предмет исследования – предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей конфликтного поведения в младшем и старшем подростковом возрасте………………6
Понятие конфликта и конфликтного поведения в научной психологической литературе………………………………………………… 6
Психологические особенности подросткового возраста и причины возникновения конфликтов в подростковом возрасте………… 10
Формы поведения в конфликтных ситуациях…………………13
Выводы по главе 1………………………………………………………..17
Глава 2. Эмпирическое исследование анализа предрасположенности личности к конфликтному поведению в подростковом возрасте…….19
Этапы и методы эмпирического исследования ………………………19
Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных ………………………………………………………………………………24
Выводы по главе 2………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………….30
Список используемой литературы…………………………………….33
Приложение………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Курсовая Итоговая.doc

— 317.00 Кб (Скачать)

- тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, уступками, извинениями.

Тактики бывают жесткими, нейтральными и мягкими. В конфликтах тактики меняются обычно от мягких к жестким. [4]

         Из изложенного можно сделать вывод, что ни одна из приведенных стратегий поведения в конфликте не является наилучшей - каждая из них в отдельности может привести к положительному результату, когда используется в зависимости от конкретных обстоятельств. Человек, владеющий всеми стратегиями и умеющий их применять по назначению, будет более успешным в общении и в жизни. Напротив, если же человек преимущественно использует только одну или две из этих стратегий, то у него могут возникать серьёзные трудности, т.к. универсального способа реагирования не существует.  
        В то же время есть мнение, которое восходит ещё к мудрецам древности, что в спорах рождается истина, столкновения и противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Уточнить какие формы поведения более характерны для подростков

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

       Проведя теоретический анализ к определению природы конфликта и конфликтного поведения в психологии следует отметить, что на сегодняшний день в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта.

       Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходной, сложный, трудный, критический. С повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.

      Наиболее выраженные конфликтные ситуации в период подросткового кризиса в большей степени определяются силой внутренних переживаний подростка в конфликте. Содержание выделенных ситуаций отражает основные жизненные сферы подростка: отношения с родителями, со сверстниками, в школе, отношение к самому себе. Наиболее значимыми, частыми и конфликтными в период подросткового возраста становятся реальные жизненные ситуации, не несущие объективного конфликтного содержания.

Конфликт в подростковом возрасте вызывается, следующими группами причин, обусловленными: психологическими особенностями подростковых взаимоотношений и личностным своеобразием членов группы.

        Конфликт играет существенную роль в формировании новых черт характера и в перестройке личности, а их решение представляет собой острую форму развития - происходит смена структуры личности подростка и формирование новых отношений. Конфликт переводит его участников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопровождается ценностной переориентацией, осознанием и формированием личных и групповых интересов.

      Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации

      Выводы, сделанные на основе теоретического анализа предложенной литературы (какие выводы?), послужили основанием для эмпирического исследования, для сравнительного анализа предрасположенности личности подростка к конфликтному поведению.

 Выводы должны быть четкими и выводить на эмпирическое исследование а именно отобразить подростковый возраст! В выводах отобразить что такое предрасположенность, кто это понятие ввел, 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНАЛИЗА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

    1. Этапы и методы эмпирического исследования

Целью данного исследования является сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте. В экспериментальной части исследования  решались следующие задачи:

- разработать инструментарий, отвечающий цели данного экспериментального исследования;

-    проанализировать  результаты эмпирического исследования;

-   учитывая результаты  нашего исследования сделать  выводы и разработать рекомендации.

 Предметом исследования  является предрасположенность личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте. Объектом исследования является конфликтное поведение в подростковом возрасте.

В данной работе, на основании поставленной цели, нами была выдвинута гипотеза – тенденции проявления соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях будут определять конфликтное поведение подростков.

Эмпирическую базу работы составил анализ результатов исследований учеников 6-го класса и 9-го классов МОАУ «Гимназия № 8» г. Оренбурга.  Общее количество испытуемых –20  человек. Возраст 12 – 16 лет. Все учащиеся проживают в городе Оренбурге. Респонденты данной выборки являются успевающими по всем дисциплинам, среди учащихся нет лиц, для которых характерно девиантное поведение.

Проведенный анализ литературы позволяет сделать вывод, что конкретные методики, изучающие личностные качества и стратеги поведения в конкретной группе как детерминанты конфликтного поведения как таковые, отсутствуют или их достаточно мало.

Найденные методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим будет уместным использовать несколько методик одновременно, что даст более полную картину детерминант и особенностей выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации в подростковом возрасте. Анализ материалов позволил нам выделить следующие методики как инструментарий для нашего исследования:

  1. «Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Адаптация Н. В. Гришиной»
  2. Методика “Q -сортировка” (В.Стефансон).

Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.

Приведем краткие характеристики каждой методики. Рассмотрим их отдельно.

 

Методика «Исследование личностной предрасположенности к

конфликтному поведению К. Томаса» Почему эта методика является ведущей в исследовании?

Тест адаптирован для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе к изучению конфликтных явлений Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов". Этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое бесконфликтное состояние, где люди взаимодействуют в полной гармонии.

В последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту конфликтов. В соответствии с этим необходимо сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, каким образом можно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях применяется двухмерная модель регулирования конфликтов.

Основополагающими измерениями в ней являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

Соответственно этим двум способам измерения выделяются следующие способы регулирования конфликтов:

Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека.

Компромисс, представляет собой стремление урегулировать разногласия путем двухсторонних уступок

Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Предполагается, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения как конкуренция, приспособление и компромисс или один участник оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо проигрывают оба, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше

(см. приложение 1).

 

 

 

Методика Q-сортировка (В. Стефансон) Почему взята эта методика? обосновать

Методика предназначена для изучения представлений человека о себе и позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе. Разработана В. Стефенсоном и в – первые опубликован в 1958г.

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

Методика позволяет определить 6 основных тенденций поведения человека в реальной группе:

  • зависимость
  • независимость
  • общительность
  • необщительность
  • приятие «борьбы»
  • избегание «борьбы».

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально – этических.

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремление образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами.                         

Тенденция к «борьбе» - активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристику, то есть зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющийся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», то есть разложить на 3 группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар.

(см. приложение 2).

 

Этапы психологического исследования:

1. На первом этапе исследования  были проанализированы результаты  исследования методики диагностики стратегий поведения и тенденций поведения человека в реальной группе К. Томаса и В. Стефансона, что позволило сделать количественный анализ; 

2. На втором этапе исследования, были рассмотрены:

- результаты выявленных стратегий поведения и тенденций поведения в реальной группе;

- сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте.

3. На третьем этапе  работы, учитывая результаты исследования, были разработаны и предложены  рекомендации для педагогов по урегулированию конфликтов в подростковом возрасте.

Первичные и вторичные статистические материалы и иллюстрации к ним представлены в тексте работы и в Приложении 3.

 

2.2. Сравнительный анализ, обобщение и интерпретация эмпирических данных

Результаты, полученные по методике К. Томаса среди учащихся 6 класса, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процентное соотношение предрасположенности к конфликтному поведению по методике К. Томаса среди младших подростков

Стратегии поведения

%

Сотрудничество

25 %

Приспособление

15 %

Избегание

20 %

Компромисс

25 %

Соревнование

15 %


 

По данным таблицы 1 мы можем отметить, что сотрудничество как стратегию поведения в конфликте выбирают 25% опрошенных младших подростков. Следуя этому стилю, эти дети активно участвуют в разрешении конфликта и отстаивают свои интересы, но стараются при этом сотрудничать с другим ребенком.

Информация о работе Сравнительный анализ предрасположенности личности к конфликтному поведению в младшем и старшем подростковом возрасте