Социально-ролевой подход к изучению личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего курсового проекта – изучение социально-ролевого подхода к изучению личности и присущих ему характеристик.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- изучить понятие личности в психологии: ознакомится с основными определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;
- ознакомиться с социально-ролевым подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в психологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной психологии.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть.
Сущность понятия «личность» в современной психологии.
Особенности психологического подхода к изучению личности.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
Социально-ролевой подход к изучению личности.
Глава II. Практическая часть.
2.1 Метод исследования личности. Тест «Мотивация деятельности».
2.2 Исследование самооценки личности.
2.3 Исследование уровня притязаний личности.
2.4 Стимульный материал ТАТ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    Астраханский  Государственный Университет

      
 
 
 
 

    Курсовая 

    на  тему: 

    «Социально-ролевой  подход к изучению личности» 
 
 
 
 

                      Выполнил:

                      Ст. гр. ОЗО ПС-51

                      Сафронова М. А.

                      Проверил:

                      Валиуллинова  Г. Г. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

    Астрахань 2011 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

Глава I. Теоретическая часть.

    1. Сущность понятия «личность» в современной психологии.
    2. Особенности психологического подхода к изучению личности.
    3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
    4. Социально-ролевой подход к изучению личности.

Глава II. Практическая часть.

    2.1 Метод исследования личности. Тест  «Мотивация деятельности».

    2.2 Исследование самооценки личности.

    2.3 Исследование уровня притязаний  личности.

    2.4 Стимульный материал ТАТ.

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Тема  курсовой работы связана с изучением  понятия личности. Заметим, что личность – это основополагающее понятие  для многих наук, в том числе  и для социологии и психологии. Определение личности несколько  разниться, в зависимости от той  отрасли знаний, применительно к которой используется это понятие. Кроме того, «личность» как понятие широко используется в повседневной жизни человека. Если житейское «определение» личности подразумевает содержание сознательной деятельности человека и его, как субъекта отношений с другими людьми, то одно из самых распространенных определений личности в науке (не обязательно в социологии или психологии) подразумевает, что личность - это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

    В целом, основные особенности и сущность понятия «личности», значимые для  психологической и социологической  науки, формируют в каждой из них  определенную методологию и методы научного познания окружающей действительности. Здесь необходимо отметить, что указанные науки, хотя и используют во многом похожий инструментарий при изучении личности, тем не менее, интерпретируют ее с точки зрения разных подходов. Изучение самого понятия личности, его сущности и составляющих это понятие характеристик, позволяет понять множество других понятий и теорий. Сравнение подходов к сущности понятия «личности» в психологии позволяет глубже постичь основные особенности этих наук, и их инструментария. Этим определяется актуальность нашей работы.

    Цель настоящего курсового проекта – изучение социально-ролевого подхода к изучению личности и присущих ему характеристик.

    Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:

    - изучить понятие личности в  психологии: ознакомится с основными  определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;

    - ознакомиться с социально-ролевым подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в психологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной психологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

    
    1. Сущность  понятия «личность» в современной  психологии
 

    Понятие личности начало складываться уже в  древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, затем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни. С развитием психологии в отдельную науку, личность стала являться одним из центральных объектов изучения, как в теоретической, так и прикладной психологии.

    Проработкой особенностей личности, значимых для  психологии, занимались множество зарубежных и отечественных ученых. В дальнейшем изложении мы приведем мнения лишь, некоторых наиболее крупных специалистов.

    Так, «личность» по мнению А.Н. Леонтьева (1903-1979) – советского ученого, основателя факультета психологии МГУ, это психологическое  образование особого типа, порождаемое  жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит на протяжении всего цикла жизни человека. При этом такие геннообусловленные особенности человека как: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные к характеристике личности не относятся, а формируют индивидуальность человека, которая в свою очередь составляют предпосылки и условия формирования личности. Таким образом, личность – есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Научные разработки А.Н. Леонтьева стали основой для выработки общего подхода к личности в отечественной психологии.

    Один  из последователей А.Н. Леонтьева –  советский ученый А.В. Петровский занимался  развитием его подхода. Он, в частности, даёт следующее определение личности: «Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде». Таким образом, «личность»- это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, причём она неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.

    Российский  психолог (1889-1960 гг.) С.Л. Рубинштейн считал, что все психические процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё.

    Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается, в первую очередь, в индивидуально-дифференциальных различиях. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания (в смысле переключаемости). Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.

    Зависимость психических процессов от личности выражается, во-вторых, в том, что  они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности. Тот факт, что психические процессы человека суть проявления личности, выражается, в третьих, в том, что у человека они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.

    Другой  ученый – А.Г. Ковалев, определил  личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, звено в системе общественных отношений. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятелем общественного развития – с другой. Личность – созидатель общественного богатства. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей и потребностей общественного развития.

    А.Г. Асмолов рассматривал личность с  точки зрения проблемы соотношения  биологического и социального в  человеке.

    Таким образом, исходя из всех приведенных  мнений, можно выделить синтезированное понятие, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений (А.Н.Леонтьев), при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами (А.В.Петровский), в общении с другими людьми.

    В зарубежной психологии определению  понятия личность, также уделялось  довольно большое влияние:

    - «личность» по определения американского  ученого У.Джеймса (1842-1910), возникает  как взаимодействие инстинктивных  и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов. Патологии, персональные различия, стадии развития, тенденции самоактуализации и всё остальное – это реорганизация основных «строительных» блоков, предоставленных природой;

    - Г.У. Олпорт (1897-1967), американец, который впервые дал теоретическую характеристику чертам личности сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление»;

    - в работах ученых В.Мак-Дугалла, и А.Адлера, личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений;

    - в рамках концепции «бихевиоризма», личность не рассматривалась  вообще, заменяемая механической  схемой «стимул – реакция»;

    - американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт». Отсюда – потеря личности ведет к потере определенных составляющих личности;

    - согласно З. Фрейду, личность есть  замкнутая в себе биологическая  индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, оказывается, вредят нормальному развитию человеческой личности, являются источниками её неврозов;

    - Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. При этом, Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, вытесненные воспоминания, чувства, переживания и комплексы. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент. Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия. У каждого человека присутствуют обе установки, но одна из них является доминирующей. Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям. Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.

    Таким образом, в зарубежной науке, понятие  «личность» также получило широкое  развитие, причем в западной школе психологии, по поводу сущности личности, было и есть гораздо больше мнений.

    В целом, и в отечественной и  зарубежной науке (по крайней мере, в большей части из имеющихся  мнений), понятие «личность» можно  свести к одному общему знаменателю. Итак, личность в психологии – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

    В дальнейшем изложении, мы на основании  полученных теоретических данных, выделим особенности психологического подхода при изучении личности. 

Информация о работе Социально-ролевой подход к изучению личности