Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа
Цель настоящего курсового проекта – изучение социально-ролевого подхода к изучению личности и присущих ему характеристик.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- изучить понятие личности в психологии: ознакомится с основными определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;
- ознакомиться с социально-ролевым подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в психологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной психологии.
Введение
Глава I. Теоретическая часть.
Сущность понятия «личность» в современной психологии.
Особенности психологического подхода к изучению личности.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
Социально-ролевой подход к изучению личности.
Глава II. Практическая часть.
2.1 Метод исследования личности. Тест «Мотивация деятельности».
2.2 Исследование самооценки личности.
2.3 Исследование уровня притязаний личности.
2.4 Стимульный материал ТАТ.
Заключение.
Список литературы.
1.2
Особенности психологического
подхода к изучению
личности
Итак, разберем основные психологические подходы к изучению личности. Сразу оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.
Итак, для психологической трактовки личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает:
-
во-первых, целостность и неделимость
отдельной особи
- во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.
Индивидуальные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.
Перейдем
к общественным отношениям. Отношения
«личность-общество» во многом являются
основополагающими для
Перейдем к индивидуальности. Личность – совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Исходя из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения.
Всё
сказанное позволяет понять личность
в качестве субъекта относительно устойчивой
системы межиндивидных
В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как:
- структура личности;
- направленность личности;
- соотношения биологического и социального в личности.
Разберем их.
Структура личности, это концепция, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.
Направленность
личности, также относится к
Перейдем к соотношению биологического и социального в личности, которое также является значимым моментом при изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.
Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические детерминанты.
Таковы основные особенности психологического подхода к изучению личности.
Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:
-
проработкой особенностей
-
в целом, и в отечественной
и зарубежной психологической
науке, понятие «личность»
-
особенности психологического
- в психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности. При этом структура личности - это концепция подразумевающая, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.
Таким
образом, личность в психологии –
это особое качество, приобретаемое
индивидом в совокупности общественных
по своей природе отношений, при этом личность
характеризует индивида со стороны его
связей с другими индивидами.
1.3
Теоретические и экспериментальные
подходы к исследованию
личности
Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.
Рассматривая проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».
По мнению Фрейда, для осуществления разнообразных функций и форм деятельности существует целая система специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эсрфекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах.
В
этой конструкции личности, созданной
Фрейдом, содержится предположение
о сложности, многоплановости структур
человеческого поведения, и все
эти компоненты подчинены в основном
биологическим законам. В теории Фрейда
реальные действия человека выступают
символом потребности, «затравленной»
сознанием. Поэтому, характеризуя теорию
психоанализа, известный отечественный
психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность
фрейдовского учения состоит в признании
фатального антагонизма между вытесненным
переживанием и сознанием, который приводит
к антагонизму между человеком и социальной
средой.
1.4
Социально-ролевой подход
к изучению личности
Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.
Информация о работе Социально-ролевой подход к изучению личности