Социально-ролевой подход к изучению личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего курсового проекта – изучение социально-ролевого подхода к изучению личности и присущих ему характеристик.
Задачи, исходящие из поставленной цели таковы:
- изучить понятие личности в психологии: ознакомится с основными определениями личности в отечественной и зарубежной психологии; проанализировать основные особенности психологического подхода к личности;
- ознакомиться с социально-ролевым подходом к понятию «личность»: изучить основные определения «личности» в психологической науке; понять особенности применения и интерпретации понятия «личность» в современной психологии.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть.
Сущность понятия «личность» в современной психологии.
Особенности психологического подхода к изучению личности.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности.
Социально-ролевой подход к изучению личности.
Глава II. Практическая часть.
2.1 Метод исследования личности. Тест «Мотивация деятельности».
2.2 Исследование самооценки личности.
2.3 Исследование уровня притязаний личности.
2.4 Стимульный материал ТАТ.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

    1.2 Особенности психологического  подхода к изучению  личности 

    Итак, разберем основные психологические  подходы к изучению личности. Сразу  оговоримся, что как видно из предыдущего изложения, для изучения личности в психологии широко используются такие понятия как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи. Рассмотрим сущность этих понятий подробно.

    Итак, для психологической трактовки  личности, учеными используется понятие индивид. Значение этого понятия состоит и в том, что анализ отношения «индивид-общество», в ряде случаев, позволяет раскрыть свойства человека как личности. Исходя из этого, представляется необходимым кратко остановиться на понятии индивид. Для этого обратимся к определению уже упоминаемого А.Н. Леонтьева. Согласно его теоретическим изысканиям понятие индивид, выражает:

    - во-первых, целостность и неделимость  отдельной особи биологического  вида (в нашем случае человека);

    - во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

    Индивидуальные  свойства, в том числе генотипически  обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся.

    Перейдем  к общественным отношениям. Отношения  «личность-общество» во многом являются основополагающими для психологической  науки, в вопросе изучения личности. То есть, чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь в обществе, её движение в системе общественных отношений. Общественные отношения это социальные качества индивида, формирующие его личность. Включённость индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых ими деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, социального бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Для личности общество – не просто внешняя среда. Как член общества она объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

    Перейдем  к индивидуальности. Личность –  совокупность определенных своеобразных и уникальных свойств индивида. То есть, для характеристики конкретного индивида, значимыми является его индивидуальность. Определить «индивидуальность», можно как совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих один индивидуум от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов. Еще раз подчеркнем, что понятия индивид, личность и индивидуальность в психологии, не тождественны по содержанию, но каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.

    Исходя  из этого, перейдем к изучению особенностей межличностных связей. Личность в  психологии (и отчасти т в других общественных науках) может быть понятна  только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив и внешне выражаются в различных свойствах общения.

    Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных отношений, складывающихся в деятельности и  общении. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Эти теоретические выкладки являются основополагающими для изучения личности в психологии.

    В психологии обычно выделяют такие составляющие процесса изучения личности как:

    - структура личности;

    - направленность личности;

    - соотношения биологического и  социального в личности.

    Разберем  их.

    Структура личности, это концепция, деление  личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. При этом характер – это означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения. Характер является качеством личности, который обобщает наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

    Направленность  личности, также относится к подструктурам  личности и определяется как системообразующее  свойство личности, определяющее её психологический склад. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение и убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

    Перейдем  к соотношению биологического и  социального в личности, которое  также является значимым моментом при  изучении личности в рамках психологии. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. В каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества.

    Объективным основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается. В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени. Таким образом, развитие личности носит системный характер и отличается высокой динамичностью и включает в себя социальные, так и биологические детерминанты.

    Таковы  основные особенности психологического подхода к изучению личности.

    Таким образом, подведем первые выводы нашей работы:

    - проработкой особенностей личности, значимых для психологии, занимались  множество зарубежных и отечественных  ученых. Ряд из них (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский А.Г. Ковалев,  З. Фрейд, Г. Юнг, У.Джеймс) оставили  в своем научном наследии различные определения «личности» с точки зрения психологии, которые, в целом, сформировали сущность психологического подхода к личности;

    - в целом, и в отечественной  и зарубежной психологической  науке, понятие «личность» можно  свести к одному общему знаменателю: совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. В ряде случаев, личность понимается следствие проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия;

    - особенности психологического подхода  к изучению личности выражаются  в тесной взаимосвязи понятия личность с рядом других понятий, таких как индивид, индивидуальные свойства, общественные отношения и межличностные связи, при этом они являются основополагающими для изучения личности в психологии;

    - в психологии обычно выделяют  такие составляющие процесса изучения личности как: структура личности; направленность личности; соотношения биологического и социального в личности. При этом структура личности - это концепция подразумевающая, деление личности на ряд подструктур, наиболее значимыми из которых является способности и характер. Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Соотношения биологического и социального в личности подразумевает, то, что в каждом из этих совокупностей фиксируются разные свойства человека: в биологической – структура человеческого индивида как биологической системы, в социальной – его включённость в жизнь общества.

    Таким образом, личность в психологии –  это особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, при этом личность характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами. 

    1.3 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 

    Метод психоанализа состоит в том, что путем длительных бесед с больным до его сознания доводится истинная причина его заболевания; он начинает осознавать то, что было вытеснено. Происходит, по выражению Фрейда, катарсис. В дальнейшем Фрейд распространил свою концепцию и на психику здорового человека. В рамках данной теории Фрейд очень подробно остановился на механизмах человеческого поведения.

    Рассматривая  проблему поведения, Фрейд выделяет две потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются, образуя область бессознательного. Но все же иногда они прорываются, обходя «цензуру» сознания, и проявляются в виде символов. Раскрывая характер взаимодействия данных потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд в структуре личности выделяет три основных компонента: ид («Оно»), эго («Я») и супер-эго («Сверх-я»). Ид является именно той ареной, где властвуют вытесненные в область бессознательного инстинкты. Эго, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам, а с другой — подчиняется нормативам и требованиям реальности. Сунер-эго — это совокупность моральных устоев общества; оно исполняет роль «цензора». Таким образом, это находится в конфликте, ибо требования ид и супер-эго несовместимы. Поэтому эго постоянно прибегает к защитным механизмам — вытеснению, сублимации. Само вытеснение совершается неосознанно. При этом мотивы, переживания, чувства, которые «переселяются» в область бессознательного, продолжают действовать в виде символов, в виде деятельности, которая приемлема для «цензора».

    По  мнению Фрейда, для осуществления  разнообразных функций и форм деятельности существует целая система  специальных механизмов (сублимация, проекция, перенос, вытеснение, регрессия и т. д.). При этом организм рассматривается Фрейдом как сложная энергетическая система, управляемая законом сохранения энергии. Поэтому если либидо остановлено в одном из своих проявлений, оно должно неизбежно произвести какие-то другие эсрфекты. Супер-эго обеспечивает социальную приемлемость этих эффектов. Однако если это ему не удается, конфликт между ид и супер-эго приобретает обостренный характер, нормальное функционирование системы нарушается; блокированное либидо находит свое выражение в различных болезненных симптомах.

    В этой конструкции личности, созданной  Фрейдом, содержится предположение  о сложности, многоплановости структур человеческого поведения, и все  эти компоненты подчинены в основном биологическим законам. В теории Фрейда реальные действия человека выступают символом потребности, «затравленной» сознанием. Поэтому, характеризуя теорию психоанализа, известный отечественный психолог Ф. В. Бассин отмечал, что сущность фрейдовского учения состоит в признании фатального антагонизма между вытесненным переживанием и сознанием, который приводит к антагонизму между человеком и социальной средой. 

    1.4 Социально-ролевой подход к изучению личности 

    Ролевая теория личности – это подход к  изучению личности, согласно которому личность описывается посредством  усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Информация о работе Социально-ролевой подход к изучению личности