Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:44, реферат
Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты. Отрицательное восприятие целиком обосновано, так как любой конфликт несет в себе заряд огромной разрушительной силы: поднимается процесс нормального функционирования предприятия, разрушаются отношения между людьми, нередко задачи решения конфликта сопровождается увольнением части сотрудников.
Общественная
жизнь не может существовать без
столкновенья идей, жизненных позиций,
целей, как отдельных людей, так
и маленьких и больших
Особой разновидностью конфликтов на предприятии являются ролевые конфликты, как процесс внутренних психологических противоречий сотрудников, отражающих их восприятие своей социальной и психологической роли.
Ведь, не секрет, что, по сути, выполнение определенных обязанностей, является выполнением роли, будь то роль начальника, менеджера или подчиненного.
Необходимо управление процессом развития ролевых конфликтов, задачей которого является предотвращение возникновения отрицательного взаимодействия, а также формирование в неминуемых конфликтных ситуациях конструктивного характера.
Основные
положения этой теории были
сформулированы американскими
Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:
- эмоциональной
- одни роли требуют
- способом получения - одни предписываются , другие завоёвываются ;
- масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена , другая - размыта;
- нормализацией
- действие в строго
- мотивацией - на личную прибыль , на общее благо.
Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах :
- ролевого ожидания
- ролевого исполнения.
Между
ними никогда не бывает
В нормальной структуре
- описание типа поведения , соответствующего данной роли ;
- предписание ( требования ) , связанные с данным поведением ;
- оценка выполнения предписанной роли ;
- санкции
- социальны последствия того
или иного действия в рамках
требований социальной системы
. Социальные санкции по своему
характеру могут быть
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) ли суждений (мыслей, взглядов, оценок и т.п.).[1]
Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения.
Конфликт
всегда возникает на основе противоположно
направленных мотивов и суждений,
которые можно считать
Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, которое выражается через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п. ).
Необходимыми
и достаточными условиями возникновения
конфликта является наличие у
субъектов социального
Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимозависимых структурных элементов) и в динамике (как процесс).
Основными структурными элементами конфликта являются стороны конфликта; предмет конфликта; образ конфликтной ситуации; мотивы конфликта; позиции сторон конфликта.
Выделяют
различные виды и типы конфликтов.
Главные среди них
Внутриличностные
конфликты представляют собой столкновения
внутри личности равных по силе, но противоположно
направленных мотивов, потребностей, интересов.
Особенностью данного вида конфликта
есть выбор между желанием и возможностями,
между необходимостью выполнять
и соблюдением необходимых
На выбор
правильного решения в случае
внутриличностного конфликта
Рисунок 1
Примерами являются конфликты "плюс-плюс", "плюс-минус", "минус-минус".
Конфликты
"плюс-плюс" предполагают выбор
одного из двух благоприятных вариантов.
Например, куда поехать отдыхать или
что купить (машину какой марки).
Следует отметить: выбор происходит
из двух благоприятных вариантов, однако
необходимость выбора может быть
настолько сложной и
Конфликты "плюс-минус" - это конфликты притягивания и отталкивания, принятия решения, когда каждый из вариантов может иметь и положительные, и отрицательные следствия, а выбрать надо один, с учетом решения общей задачи.
Например: в конфликте руководителя с подчиненным увольнение
подчиненного возникает для руководителя как альтернатива: увольнения невыгодного подчиненного (положительный аспект) и необходимость поиска нового сотрудника, работника для выполнения поставленной задачи (отрицательный аспект). В данном случае необходимо просчитывать ряд вариантов, необходимые эмоциональные и материальные затраты на реализацию поставленной цели. Если оставить хорошего, но невыгодного работника, заставить его работать над поставленной задачей, то следствия такого решения могут в скором времени отрицательно сказаться на результатах, тогда конфликт из внутриличностного перерастет в конфликт из подчиненным, то есть в межличностный.
Любой конфликт
выполняет как положительные (конструктивные),
так и отрицательные (деструктивные)
функции. Несмотря на довольно четкое
их деление в теоретическом плане,
на практике бывает нелегко провести
границу между
- тяжело
вообразить обобщенную оценку
положительных и отрицательных
следствий конфликтного
- степень
конструктивности и
- конфликт
может оцениваться как
- конструктивность
и деструктивность конфликта
можно рассматривать как
Положительным, функционально полезным результатом конфликта считается решения той проблемы, которая породила разногласия и вызвала столкновенье, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к преимуществу.
Конфликт есть способом выявления и фиксации разногласий, а также проблем в обществе, организации, группе. Конфликт свидетельствует о том, что эти разногласия уже достигли наивысшего предела, и потому необходимо принять немедленные меры относительно их устранения. Таким образом, любой конфликт выполняет информационную функцию, то есть предоставляет дополнительные импульсы к осознанию своих и чужих интересов в противоборстве.Конфликт есть формой решения разногласий. Его развитие оказывает содействие устранению тех недостатков и просчетов в социальной организации, которые привели к его возникновению.
Конфликт
оказывает содействие снятию социальной
напряженности и ликвидации стрессовой
ситуации, помогает "выпустить пар",
разрядить обстановку.К
Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития предприятия и его персонала. Больше того, он может вызвать стагнацию и кризис развития.
Конфликт может сопровождаться нарастанием в организации расположений духа пессимизма.
Одной из разновидностей внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда у одной личности возникает необходимость одновременного выполнения разных своих ролей, которые вдобавок противоречат одна одной. Стоит вопрос выбора, что выполнять.[2]
Также ролевой конфликт может включать противоречие между разными ролями разных сотрудников организации.
Например:
мастеру производственного
Данный конфликт в результате может быть сведен к конфликту "минус-минус", поскольку мастера поставлен перед проблемой выбора: что делать, чье указание выполнять, за счет чего это делать.
Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями работника.
Например: женщина-руководитель давно планировала в субботу поехать вместе с супругом и детьми отдохнуть за город, и вдобавок большое внимание к работе постоянное плохо сказываться на семейных отношениях. В пятницу вечером у ее непосредственного начальника возникли проблемы относительно выполнения срочной задачи, и он настоял, чтобы она взялась решать эти проблемы по выходным дням и даже вышла на работу в субботу. Иначе под угрозой срыва оказался бы очень выгодный для фирмы контракт, за выполнение которого отвечает подраздел именно этой женщины.
Сложность решения внутриличностных конфликтов состоит в том, что иногда происходят столкновения трех составных, необходимых для достижения поставленной цели: желания ("хочу"), возможности ("могу"), необходимости ("надо").
Итак, мы рассмотрели
понятие конфликта и в