Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:07, дипломная работа
Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ..................................................................................5
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы......................................................................................5
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии..................................................................................12
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ........................29
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время......................................................29
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области...................................................................................43
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................................................55
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил..................................55
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области............................................................................................................65
Заключение......................................................................................................75
Список использованной литературы.....................................
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова»
Факультет управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
«Социальная защита военнослужащих в период реформ»
Специальность: 080504 "Государственное и муниципальное управление"
Выполнил:
студент VI курса специальности заочного отделения
Басов Дмитрий Александрович
Научный руководитель:
доцент, кандидат политических наук
Вертешин Алексей Иванович
Рецензент: Рецензент: Департамент здравоохранения и социальной политики мэрии г. Архангельск
Допустить к защите в ГАК
Зав. кафедрой государственного и муниципального управления, д.э.н., профессор
Степанова Вера Владимировна
__________________________
"____" ______________2010 г.
Архангельск
2010
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ.........................
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы.......................
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии.........................
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.......................
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время.........................
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области.......................
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил...........................
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области.......................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ.
Социальная политика - одна из основных функций государства, которая реализуется через систему мер, открывающих населению страны возможность осуществить свои жизненные цели и потребности.
Актуальность изучения темы социальной поддержки военнослужащих приобретает большой общественный резонанс в связи с реформой в Вооруженных Силах и продиктована социально-экономической ситуацией сложившейся в современной России. До сих пор заработная плата военнослужащих мала, а тарифы на ЖКУ достаточно высоки.
Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.
Объектом является разработка программы повышения социальной защищенности военнослужащих Архангельской области.
Предметом изучения данного дипломной проекта стали социально- экономические процессы в период реформ в Вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях.
Задачами является:
Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области.
Повышение социальной поддержки военнослужащих.
Повышение заинтересованности военнослужащих проходящих службу по призыву и контракту для заключения и продления контракта.
Основными нормативно-правовыми актами социальной защищенности являются Федеральные законы: Конституция Российской Федерации[1], Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[2], Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»[3], Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"[4], Закон РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»[5], Федеральный закон от 21 июня 2004 г. N 56-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции»[6].
Зарубежная и отечественная практика показала эффективность и целесообразность использования для решения социальных проблем программно-целевые методы управления (социальное проектирование). Эти методы - инструменты рационализации управленческой деятельности на всех уровнях власти. Программы и проекты особую популярность приобрели в 1990-х гг., когда они были положены в основу деятельности государственных структур и бизнеса[7].
С начала 1990-х гг. стали выделяться проблемы социальной защиты и социальной поддержки военнослужащих[8]. Армию постоянно сокращали и уволенные в запас кадровые военнослужащие не могли сразу перестроится на гражданскую жизнь, а именно не могли найти работу, не на что было содержать семью, иным даже нечем было платить за квартиру. В итоге непродуманных действий в сфере социальной политики по отношению к военнослужащим престиж военной службы резко снизился. В настоящее время необходимы меры по поднятию престижа военной службы. Некоторые меры (например перевод части Вооружённых Сил на контрактное комплектование) уже принесли свои результаты, но их явно недостаточно. Одним из таких недостатков является отсутствие компенсации за жилищно-коммунальные услуги. Ввиду того, что плата за наём жилья достаточно высока (примерно 20% от заработной платы военнослужащих), (большая часть военнослужащих не обеспечены служебным жильём, то возникает необходимость хотя бы в не полной компенсации платы за жилищно-коммунальные услуги. В данном проекте предлагается цифра компенсации в 25% от ЖКУ. Данная мера снизит финансовую нагрузку на военнослужащих, а также повысит заинтересованность для молодых людей, которые желают заключить или продлить контракт с Министерством Обороны.
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы
Все больше ситуация в мире заставляет совершенствовать армию, как в плане поставок новых типов вооружений, так и в смысле совершенствования организационной структуры. Организация Вооруженных сил должна состоять из двух компонентов: модернизация самих Вооруженных сил и укрепление статуса военнослужащего, что включает в себя и повышение денежного довольствия, и нормальное качественное жилье, нормальный набор социальных услуг.
Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «оперативное командование» — «бригада».
Численность воинских частей в вооруженных силах планируется сократить согласно таблице 1.1
Таблица № 1.1
Вид Вооружённых сил и рода войск* | 2008 год | 2012 год | Степень сокращения
|
Сухопутные войска | 1890 | 172 | 90 % |
Военно-воздушные силы | 340 | 180 | 48 % |
Военно-морской флот | 240 | 123 | 49 % |
РВСН* | 12 | 8 | 33 % |
Космические войска* | 7 | 6 | 15 % |
Воздушно-десантные войска* | 6 | 5 | 17 % |
В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию, 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию, 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию. Однако позднее решение по 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было отменено.
Существенной частью реформы станет сокращение численности вооружённых сил, которая в настоящее время составляет около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений придётся на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек согласно таблице 1.2.
Таблица №1.2
Категория военнослужащих | На 1.09.2008 | На 1.12.2009 | Планируется к 2012, степень сокращения |
Генерал | 1107 | 866 | 22% |
Полковник | 15365 | 3114 | 80% |
Подполковник | 19300 | 7500 | 61% |
Майор | 99550 | 30000 | 70% |
Капитан | 90000 | 40000 | 56% |
Старший лейтенант | 30000 | 35000 | -17% |
Лейтенант | 20000 | 26000 | -30% |
Всего офицеров | 365000 | 142000 | 61% |
Прапорщик | 90000 | 0 | 100% |
Мичман | 50000 | 0 | 100% |
Информация о работе Социальная защита военнослужащих в период реформ