Социальная защита военнослужащих в период реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ..................................................................................5
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы......................................................................................5
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии..................................................................................12
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ........................29
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время......................................................29
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области...................................................................................43
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................................................55
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил..................................55
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области............................................................................................................65
Заключение......................................................................................................75
Список использованной литературы.....................................

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

Для кардинального улучшения состояния военно-социальной сферы необходима реализация системы государственных мер долгосрочного характера. В этих целях разработана Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. К числу важнейших стратегических приоритетов на период до 2020 года отнесен переход страны на инновационный путь, ставящий в качестве основной цели достижение лидерских позиций в экономике, социальной сфере, в обеспечении безопасности страны. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации абсолютным национальным приоритетом названо развитие человека, чему будут способствовать повышение благосостояния людей, постоянная забота общества об их образовании, здоровье, создании достойных условий для жизни и работы, реализации способностей и профессиональных навыков. Все это имеет самое непосредственное отношение к формированию и социальному развитию Вооруженных Сил Российской Федерации.

Обеспечение безопасности и обороноспособности страны невозможно как без своевременного технического перевооружения и использования новейших технологий в строительстве Вооруженных Сил России, так и без соответствующего им развития военно-социальной сферы, требующего повышения престижа военной службы, увеличения денежного довольствия и пенсий военнослужащих, решения проблем с жильем, достижения качественно иного уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Превращение Вооруженных Сил в армию, отвечающую самым современным требованиям по важнейшим социально-экономическим показателям, потребует значительного роста инвестиций в человеческий капитал и достижения соответствующих стандартов благосостояния военнослужащих.

Стратегия ориентирована на существенное повышение уровня удовлетворения социальных потребностей военнослужащих, гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Достижение определенных в стратегии целей и задач позволит значительно улучшить качество и повысить уровень их жизни, достичь оптимального соотношения между уровнем и качеством жизни данных категорий российских граждан и населения России в целом. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации содержит систему мер долгосрочного характера, направленных на улучшение состояния военно-социальной сферы по ряду важнейших направлений:

- улучшение культуры и досуга, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

- пропаганда физкультуры и спорта;

- совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих;

- сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

-повышение безопасности военной службы;

- улучшение жилищных условий семей военнослужащих;

- повышение размеров денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил и пенсий граждан, уволенных с военной службы;

- обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В настоящее время в целях развития военно-социальной политики осуществляется разработка проекта концепции совершенствования социальных гарантий для военнослужащих, лиц гражданского персонала, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Ее цель – сделать профессию военного конкурентоспособной на рынке труда.

Мероприятия концепции представляется целесообразным реализовать в три этапа и завершить в 2016 году.

На первом этапе (2008—2010 годы) предстоит реализовать меры нематериального характера, не требующие дополнительного финансирования, в том числе – завершить процесс оптимизации структуры денежного довольствия, подготовить предложения по совершенствованию систем пенсионного обеспечения, государственных наград, страховых выплат.

На втором этапе (2011–2013 годы) – завершить программу обеспечения военнослужащих всех категорий постоянным и служебным жильем, добиться устойчивой положительной динамики социальных процессов в войсках (силах), полностью преодолеть уровень прожиточного минимума для среднедушевых доходов семей военнослужащих всех категорий.

На третьем этапе (2014–2016 годы) – завершить создание реально работающей системы социальной и правовой защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, обеспечить постоянный мониторинг процессов, происходящих в данной сфере, добиться выполнения всех поставленных целей.

Любые инвестиции, в том числе и в человека, предполагают, что инвестор (в данном случае государство) рассчитывает на отдачу. Конечный результат рассчитывают разработчики стратегии – это повышение роли человеческого фактора в условиях перехода на новую стратегию строительства Вооруженных Сил потребует соответствия самым современным требованиям к уровню профессионализма, компетентности и подготовленности к выполнению служебных обязанностей всех военнослужащих. Этому уровню должны отвечать и социальные условия прохождения ими военной службы в любом регионе нашей огромной страны и за ее пределами. Укрепление национальной безопасности и успешная реализация новой стратегии строительства Вооруженных Сил до 2020 года вряд ли выполнимы без формирования высокопрофессионального офицерского корпуса, получающего достойное денежное содержание, обеспеченного жильем и социальным пакетом на уровне современных стандартов благосостояния. Также важно, чтобы сложился физически и морально здоровый контингент военнослужащих (срочников и контрактников), для которых служба в Российской армии престижна и позволяет реализовать свои насущные и перспективные потребности, как материальные, так и социальные. И, конечно же, должны быть созданы достойные условия жизни, сохранения здоровья, получения образования для членов семей военнослужащих и военных пенсионеров. Положения стратегии опираются на комплексную оценку нынешнего состояния военно-социальной сферы, прогноз ее развития, определение объективных потребностей и возможностей реализации выбранных направлений социального развития Вооруженных Сил, изучение отечественного и зарубежного опыта военного социального строительства.[39] [40] [41] [42]

3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области [43][44].

Паспорт программы по социальной защите военнослужащих Архангельской области.

Наименование программы: социальная программа.

Разработчик программы: Басов Д. А.

Цели программы: 1) Повышение социального статуса военнослужащего.

2) Финансовая поддержка военнослужащих.

3) Повышение престижа военной службы.

Задачи программы:  1) Повышение социальной поддержки военнослужащих.

2) Повышение заинтересованности военнослужащих проходящих службу по призыву и контракту для заключения и продления контракта.

Сроки и этапы реализации программы: бессрочно.

Перечень основных мероприятий: 1) Разработка закона на областном уровне.

2) Согласование вопросов, возникших в ходе разработки данного законопроекта на областном уровне.

3) Согласование данного закона с законодательством РФ.

4) Принятие закона на областном уровне.

 

Исполнители программы и основных мероприятий:

              1)Правительство Архангельской области;

2) Выделение средств из областного бюджета для социальной поддержки военнослужащих, а именно оплата 25 % за Жилищно-коммунальные услуги.

Объёмы и источники финансирования: согласно расчётов.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

              1) Повышение социального статуса военнослужащего.

2) Финансовая поддержка военнослужащих

3) Повышение престижа военной службы.

Система организации контроля за исполнением программы: все возникшие спорные вопросы решаются в судебном порядке, в соответствии с законодательством РФ.

 

Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами.

 

Социальная политика - одна из основных функций государства, которая реализуется через систему мер, открывающих населению страны возможность осуществить  свои жизненные цели и потребности.

Зарубежная  и отечественная практика показала эффективность и целесообразность использования для решения социальных проблем программно-целевых методов управления (социальное проектирование). Эти методы - инструменты рационализации управленческой деятельности на всех уровнях власти. Программы и проекты особую популярность приобрели в 1990-х гг., когда они были положены в основу деятельности государственных структур и бизнеса[45].

С начала 1990-х гг. стали выделяться проблемы социальной защиты и социальной поддержки военнослужащих. Армию постоянно сокращали и уволенные в запас кадровые военнослужащие не могли сразу перестроится на гражданскую жизнь, а именно не могли найти работу, не на что было содержать семью, иным даже нечем было платить за квартиру. В итоге непродуманных действий в сфере социальной политики по отношению к военнослужащим престиж военной службы резко снизился. В настоящее время необходимы меры по поднятию престижа военной службы. Некоторые меры (например перевод части вооружённых сил на контрактное комплектование) уже принесли свои результаты, но их явно недостаточно. Одним из таких недостатков  является отсутствие компенсации за жилищно-коммунальные услуги. Ввиду того, что плата за наём жилья достаточно высока (примерно 20% от  заработной платы военнослужащих), (большая часть военнослужащих не обеспечены служебным жильём, то возникает необходимость хотя бы в не полной компенсации платы за жилищно-коммунальные услуги. В данном проекте предлагается цифра компенсации в 25%  от ЖКУ. Данная мера снизит финансовую нагрузку на военнослужащих,  а также повысит заинтересованность для молодых людей, которые желают заключить или продлить  контракт с министерством обороны.

             

 

Цели и задачи.

 

Цели:

1) Повышение социального статуса военнослужащего.

2) Финансовая поддержка военнослужащих.

3) Повышение престижа военной службы.

Задачи:

1) Повышение социальной поддержки военнослужащих.

2) Повышение заинтересованности военнослужащих проходящих службу по призыву и контракту для заключения и продления контракта.

Мероприятия:

1) Выделение средств из областного бюджета для социальной поддержки военнослужащих, а именно оплата 25 % за Жилищно-коммунальные услуги.

Основные направления реализации проекта (основные мероприятия программы, система мероприятий по пророграмме).

 

Система мероприятий по программе:

1) Разработка закона на областном уровне.

2) Согласование вопросов, возникших в ходе разработки данного законопроекта на областном уровне.

3) Согласование данного закона с законодательством РФ.

4) Принятие закона на областном уровне.

 

Механизм реализации проекта.

После принятия данного закона в областной думе и после обнародования (в течение 10 суток), закон вступает в силу на территории Архангельской области.

Чтобы не возникло финансовых и организационных вопросов, необходим механизм реализации. Данный механизм должен быть простым, а процедура оформления документов ускоренной. Как показано на рисунке 3.1

Финансирование данного программы должно исходить из бюджета Архангельской области. Денежные средства в установленном размере должны ежемесячно перечисляться на соответствующие банковские счета не позднее 5 числа каждого месяца.

Для получения льготы от правительства Архангельской области военнослужащим необходимо обратиться с рапортом на имя командира части где указать что данному военнослужащему положена 25 %-я компенсация в соответствии с областным законом, при этом к рапорту необходимо приложить справку с места жительства, в которой должно быть указано что данный военнослужащий является нанимателем данного помещения. Необходимо принять во внимание нормы площади для военнослужащих. Далее полученные командиром части документы направляются в штаб части, где проходят подтверждение, потом направляются в районные расчётные центры города, где осуществляют соответствующие отметки и перерасчёты. Оформление документов на получение данной льготы обязательно для всех военнослужащих проходящих военную службу по контракту. Чтобы не произошла задержка на начальном этапе оформления, командирами подразделений составляется график подачи документов на имя командира части, при этом надо учитывать что после начального этапа на оформление документов на одного человека уходило не более 7 суток не считая выходных. Стоит отдельно пояснить почему выделяется начальный этап. В первый месяц ожидается большое количество желающих оформить документы и чтобы упорядочить данные действия необходим график подачи документов на имя командира части. Оформление документов осуществляется по системе "снизу - вверх", то есть в начале документы оформляются на подразделения части, далее командование и штаб.

В результате военнослужащий должен получать на руки платёжные бланки за ЖКУ где должен быть сделан необходимый вычет и специальная пометка, что данный гражданин пользуется льготой по оплате ЖКУ услуг в соответствии с ОЗ № ........от  ...... г.

Необходимо учитывать что тарифы на оказываемые услуги периодически меняются, поэтому необходимо в случае их изменения расчётным центрам оповещать плательщиков и осуществлять перерасчёты.

 

 

 

Рис 3.1.

Ожидаемые результаты.

Результаты по данной программе необходимо подводить не раньше чем через три месяца.

В ходе осуществления данной программы планируется:

1) Повышение социального статуса военнослужащего.

2) Финансовая поддержка военнослужащих

3) Повышение престижа военной службы.

 

Контроль за реализацией проекта.

Контроль за осуществлением данной программы осуществляют заместитель командира во воспитательной работе (на уровне войсковой части), движение финансовых средств должно осуществляться под контролем независимой стороны, а именно банка. Все возникшие спорные вопросы решаются в судебном порядке, в соответствии с законодательством РФ.

Оценка эффективности реализации проекта.

Оценка осуществляется двумя способами с помощью таблицы № 3.1. "статистический материал" и анонимных опросов военнослужащих, проведение которых возлагаются на командиров подразделений.

Таблица №3.1.

п/п

Мероприятия

Цель

Сроки исполнения

Исполнители

Сумма затрат

Источник финансирования

Количество военнослужащих получивших льготы согласно программы

Количество военнослужащих, которые должны получать льготы с

1

Предоставление льгот военнослужащим по оплате ЖКУ в размере 25 %

Повышение социального статуса военнослужащего. Финансовая поддержка военнослужащих. Повышение престижа военной службы.

Бессрочно

Правительство Архангельской области

 

 

Бюджет Архангельской области

 

 

Информация о работе Социальная защита военнослужащих в период реформ