Социальная защита военнослужащих в период реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ..................................................................................5
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы......................................................................................5
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии..................................................................................12
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ........................29
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время......................................................29
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области...................................................................................43
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................................................55
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил..................................55
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области............................................................................................................65
Заключение......................................................................................................75
Список использованной литературы.....................................

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

 

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в армии сейчас более 130 тысяч человек.

Сокращения в Вооруженных силах РФ идут быстрее, чем было запланировано. По сообщению заместителя министра обороны Николая Панкова: в следующем году в Вооруженных силах РФ останется не более 127 тыс. офицеров – на 23 тыс. меньше, чем было объявлено ранее.

К 2016 году численность Вооружённых Сил Российской Федерации составит 1 884 829 единиц, в том числе 1 000 000 военнослужащих.

Реформа затронет военную медицину. Планируется сократить Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны, 66 военных госпиталей, 83 военные поликлиники, 17 лазаретов, пять военных санаториев и домов отдыха, 64 базы хранения военной техники и имущества. В 2010—2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах. Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек[9].

Реформы коснётся и военное образование. Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова. Вместо расформированных учебных заведений на базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах создана абсолютно новая техническая база.

Боевая техника должна также претерпеть количественные и качественные изменения. Количество танков в Сухопутных войсках и береговых частях ВМФ планируется сократить с 23000 до 2000 единиц. В газете «Красная звезда» от 2 октября 2008 года начальник вооружения Вооружённых Сил РФ — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин отметил, что Вооружённые силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники, оставшихся от СССР, в связи с чем необходимо ускорить оснащение ВС новыми, современными образцами вооружений. 19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100 %.[10]

Затронет реформа и военных воспитателей. Согласно директиве Генерального штаба от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17490 человек до 4916, то есть на 71 %.[11] [12]

Поскольку реформа носит несколько противоречивый характер, во избежание недоразумений 11 ноября 2008 года начальник Генерального штаба генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил РФ». Документ запрещает распространение сведений о ходе реформ, возникающих проблемах и настроениях в войсках.[13]

Как и у любой реформы нашлись те кто её поддерживает и критикует, ниже будут представлены мнения различных людей в том числе военных и политиков.

За поддержку председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны РФ Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия не эффективна: "События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя." Также за поддержку проводимой реформы высказался и генерал-лейтенант Владимир Шаманов: "...К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны - создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий – демагогия и политический популизм... альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует... радикально изменившиеся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений... нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска".

А вот депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение. В частности Виктор Илюхин заявил: "Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами." Также воспринял проводимую реформу и вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков: "Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным."

27 мая 2009 года в Общественной палате Российской Федерации проведены слушания по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей. Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей А.Н.Каньшин и Председатель Комиссии Общественной палаты по здравоохранению Л.М.Рошаль, а также участники слушаний выражают сомнение «в продуманности начатой реформы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации» и считают: около 2 млн. граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях; 101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери; создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

Высказал своё сомнение по поводу проводимой реформы и почётный профессор Военной академии ВКО имени Г. К. Жукова И. В. Ерохин считает, что подготовка специалистов военно-космической обороны вне Военной академии ВКО является глубочайшим заблуждением и противоречит утверждённой президентом «Концепции ВКО РФ».[14]

Проанализировав данные мнения можно с уверенностью отметить, что никто не против военной реформы, но её содержание и выполнение многих не устраивает. Необходимо достичь компромисса в спорных вопросах, иначе задуманные меры постепенно окажутся полумерами, так как характер их выполнения будет замедлен, что может негативно отразится не только на боевой подготовке какого-либо воинского подразделения, а обороноспособности страны в целом.

Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах. За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования[15].

В виду вышеописанного, пожалуй стоит  согласится со словами бывшего главнокомандующего ВВС России Пётра Дейнекина, который, в своём интервью газете «Известия» сказал: "Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.[16]"

Следует подчеркнуть, что и в новых условиях, как следует из сути реформы, функция Вооруженных Сил была и остается одна. Это обеспечение безопасности России от внешних угроз ее территориальной целостности, суверенитета, экономических и политических интересов.

Несмотря на малую вероятность в современных условиях крупномасштабной агрессии против нашей страны, задача обеспечения внешней безопасности по-прежнему остается актуальной. Основными источниками военной опасности являются локальные войны и региональные конфликты, в которые может быть вовлечена Россия.

В этих условиях возникает необходимость определенной корректировки как общих задач, так и их отдельных видов. А это неизбежно определит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы. Вооруженные Силы призваны надежно сдерживать любую возможную агрессию, и в то же время обладать способностью и умением предупреждать или парировать локальные войны и региональные конфликты[17].

 

1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии

В ходе военной реформы будет сокращено более 150 тысяч офицеров. Все они будут нуждаться в социальной поддержке по различным направлениям.

В Российской федерации принята к осуществлению Стратегия социального развития ВС РФ. В ней очень ярко отражён аспект социальной защиты военнослужащих. Предполагается она будет осуществлять в три этапа: [18]

- первый этап - 2008 – 2012 годы;

- второй этап - 2013 – 2017 годы;

- третий этап - 2018 – 2020 годы.

Приоритеты социального развития Вооруженных Сил включают:

на первом этапе (до 2012 года):

- повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 95 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

- обеспечение постоянным и служебным жильем всех военнослужащих, имеющих право и нуждающихся в его получении;

- оптимизация военно-социальной инфраструктуры и приведение ее в соответствие с государственными стандартами, нормами и требованиями, установленными в соответствующей сфере;

- повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 50 процентов и более.

на втором этапе (2013 - 2017 годы):

- повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 110 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

- обеспечение жильем военнослужащих посредством накопительно-ипотечной системы (до 100 процентов изъявивших желание получить ипотечный кредит на получение  квартиры или 80 процентов от имеющих право на получение целевого жилищного займа);

- обеспечение жильем всех военнослужащих, приобретающих право на получение жилья в году увольнения;

- повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня, превышающего соответствующие параметры функционирования организаций социальной сферы гражданского сектора;

- повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 70процентов и более.

на третьем этапе (2018 - 2020 годы):

- повышение денежного довольствия военнослужащих до уровня 125 процентов по сравнению со средней заработной платой работников отраслей экономики страны;

- сокращение срока обеспечения жильем военнослужащих, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, до трех лет;

- завершение перехода на обеспечение военнослужащих жильем по служебно-должностным нормам (от 60 до 250 квадратных метров на семью) с учетом воинского звания и занимаемой воинской должности;

- повышение качества и эффективности деятельности организаций социальной сферы Вооруженных Сил до уровня лучших мировых стандартов;

- повышение удовлетворенности военнослужащих доступностью и качеством услуг в военно-социальной сфере до уровня 90 процентов и более.

Достижение главной цели и решение задач Стратегии развития вооруженных сил будет обеспечено посредством осуществления комплекса конкретных мероприятий.

1) Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; культура и досуг:

                  внедрение во всех соединениях и воинских частях гарантированного перечня культурно - досуговых услуг, определенного Министерством обороны;

                  развитие всех форм оказания услуг в сфере культуры и досуга (театрально-концертное, музейное, библиотечное, кино- и видеообслуживание, услуги танцплощадок и дискотек, игровых комнат/залов, клубных формирований) для военнослужащих, лиц гражданского персонала и членов их семей, независимо от места дислокации соединений и воинских частей;

                  содействие развитию самодеятельного художественного творчества военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

                  организация и проведение конкурсов, смотров и фестивалей художественного самодеятельного творчества;

                  взаимодействие с гражданскими учреждениями культуры, творческими объединениями;

                  организация и проведение совместных культурно-шефских мероприятий;

                  подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов (работников) сферы культурно-досуговой работы Вооруженных Сил;

                  модернизация материально-технической базы, проведение текущего и капитального ремонта, обеспечение взрывопожарной безопасности учреждений культуры Министерства обороны;

                  физкультура и спорт:

                  развитие пропаганды здорового образа жизни;

                  изучение физкультурных и спортивных интересов военнослужащих;

                  обучение командиров и спортивных организаторов методике проведения учебно-тренировочной работы;

Информация о работе Социальная защита военнослужащих в период реформ