Социальная защита военнослужащих в период реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ..................................................................................5
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы......................................................................................5
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии..................................................................................12
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ........................29
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время......................................................29
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области...................................................................................43
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................................................55
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил..................................55
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области............................................................................................................65
Заключение......................................................................................................75
Список использованной литературы.....................................

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

- в случае тяжелой болезни военнослужащего два члена его семьи или два близких родственника имеют право на проезд на безвозмездной основе от места их жительства до места нахождения больного и обратно на основаниях, установленных для военнослужащего, один раз за время его болезни;

- военнослужащий имеет право на приобретение проездных документов для себя и членов своей семьи на все виды транспорта вне очереди при следовании в служебную командировку, на новое место военной службы, а также к месту использования отпуска и обратно;

- для проезда на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси) военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, обеспечиваются денежными средствами из расчета до 100 руб. в месяц в зависимости от места прохождения ими военной службы, но в любом случае размер денежных средств не может быть менее 50 руб. в месяц.

10. Почтовые отправления.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.

Пересылка простых писем указанных военнослужащих, а также простых писем, адресованных им, осуществляются в маркированных почтовых конвертах, приобретаемых за счет средств, предусмотренных на эти цели Минобороны России.

Пересылка посылок с личной одеждой военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, досылка и возвращение посылок, адресованных им, осуществляются за счет средств Минобороны России[30].

2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области.

Законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение — обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан государства, в том числе и для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При этом учитывается, что военнослужащие — это особая категория государственных служащих, которая нуждается в особой защите в связи их специфическим положением в обществе и некоторым ограничением гражданских прав и свобод.

Основным отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния. Анализ документов, посвященных проблемам социально-правовой защите военнослужащих, даёт основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите, составляет разработка и принятие законов, других нормативных актов, определявших права, льготы военнослужащих и гарантии их реализации.

Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он «заработал», воплотился в практику, необходим отлаженный механизм правореализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.

В сфере социальной защиты военнослужащих этот механизм включает в себя соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления; активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих; реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореализующий процесс. Социальная работа с военнослужащими призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и, таким образом, является составной частью механизма правореализации.

Социальная работа с военнослужащими — это относительно самостоятельное направление деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

По своему содержанию социальная работа с военнослужащими включает:

- изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

- выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;

- организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;

- обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

- обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;

- рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;

- взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

Исходя из этого, социальную работу с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации можно определить как осуществляемую в тесном взаимодействии с органами государственной власти, общественными объединениями правоприменительную и правоисполнительную деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

На практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.

До недавнего времени в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определялись пакетом законов, юридически обеспечивающим средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание. Однако согласно Стратегии развития Вооруженных сил до 2020 года ставит задачи по созданию мобильной, компактной и высокопрофессиональной армии Вооруженных Сил нового типа. Армия должна войти в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям. Исходя из этого, приоритетными в социальной сфере становятся горизонты, очерченные Стратегией развития Вооруженных сил до 2020 года.

22 мая 2008года в Главной военной прокуратуре прошло заседание коллегии совместно c представителями Минобороны России, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. Основной темой для обсуждения стали вопросы исполнения законодательства по обеспечению социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей а также лиц, уволенных с военной службы.

Результаты надзорных мероприятий, осуществляемых в минувшем году, показали малую эффективность реализации социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных законодательством. Как отметил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор государственный советник юстиции 1-го класса Сергей Фридинский, все это является следствием нарушения законов со стороны должностных лиц всевозможного ранга: «Только в 2007 году военными прокурорами было выявлено порядка 67 тысяч таких нарушений. По результатам надзорных мероприятий к дисциплинарной, материальной и административной ответственности было привлечено около 10 тысяч должностных лиц. Было возбуждено более двух тысяч уголовных дел, а 1.873 командирам и начальникам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом в суды было заявлено почти 1.600 исков в защиту интересов военнослужащих, членов их семей и других граждан, восстановлены права свыше 300 тысяч военнослужащих и членов их семей.

Главный военный прокурор обратил внимание еще и на то, что сегодняшнее социальное положение военнослужащих оставляет желать лучшего. Причем это одинаково относится как к солдатам и сержантам, так и к генералам и адмиралам: «Именно этот факт в настоящее время является основополагающим в определении соблюдения законности и правопорядка в российских силовых структурах, именно в силу социальных проблем испытываем мы сегодня трудности, например, с переходом армии на контрактную основу».

Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает поэтапную разработку нормативно-правовой базы, направленной на коренное улучшение социального статуса военнослужащих. Несовершенство этой базы зачастую порождает ряд проблем в социальной защите и в частности в жилищной сфере, в сфере денежных и иных видов довольствия и конечно же в вопросах пенсионного обеспечения. При этом многие проблемы правового регулирования могут быть решены уже сейчас, есть немало резервов и в правозащитной деятельности органов военной прокуратуры, и в деятельности военно-следственных органов по защите прав военнослужащих уголовно-правовыми средствами. Необходимо найти наиболее рациональные и эффективные средства правового, административного и прокурорского воздействия на ситуацию на местах, которые позволили бы качественно улучшить состояние законности в сфере социальной защиты военнослужащих.

По итогам коллегии Главной военной прокуратуры создана межведомственная рабочая группа, которая будет на постоянной основе не только осуществлять мониторинг исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, но и проводить совместные предупредительно-профилактические мероприятия. Помимо этого данная группа займется проработкой проблемных вопросов реализации гарантированных государством прав и свобод указанной категории граждан, выработает предложения, направленные на обеспечение единых подходов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, к решению существенных проблем. Положительные изменения, связанные с осуществлением мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более заметны в войсках.

В Архангельской области власти по мере возможности оказывают социальную помощь военнослужащим и их родственникам, также осуществляются мероприятия по оказанию социальной поддержки ветеранам ВОВ и участникам боевых действий "в горячих точках".

В Архангельске были внесены изменения в областной закон «О социальной защите инвалидов боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе и членов семей погибших (умерших) военнослужащих»[31] (вступают в силу с 1 января 2009 года), увеличивающие ежемесячную доплату к пенсии инвалидам 1,2,3 групп, инвалидам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, в среднем в 1.6 раза, а так же увеличивающие более чем в 2 раза размер ежегодной материальной помощи матерям погибших (умерших) военнослужащих и ежемесячный размер пенсии по потере кормильца несовершеннолетним членам семей.

Выплаты материальной помощи и доплаты к пенсии, назначаемых в соответствии с областным законом «О социальной защите инвалидов боевых действий в Афганистане, на Северном Кавказе и членов семей погибших (умерших) военнослужащих» в 2008 году составили 731 тыс. рублей.[32]

Постепенно начинает решатся проблема с жильём. Возможно данных мер и средств пока недостаточно, но уже в России действует накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих.

Накопительно-ипотечная система (НИС) жилищного обеспечения дает возможность молодым военнослужащим реализовать свое право на приобретение постоянного жилого помещения уже в начале прохождения службы с использованием целевого жилищного займа. Военнослужащий может сам определить место приобретения своей квартиры и ее характеристики.

Помощь ему в этих вопросах оказывает Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих: федеральное государственное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (ФГУ «Росвоенжилье»)

В настоящее время на него возложены следующие основные функции:

- открытия и ведения именных накопительных счетов на каждого участника НИС;

- предоставления целевых жилищных займов (ЦЖЗ), которые  выделяются военнослужащим из бюджета для приобретения ими жилья в собственность;

- погашения за счет средств ЦЖЗ ипотечных кредитов, полученных участниками НИС.

Накопление средств на именном накопительном счёте.

Размер средств на именном накопительном счете каждого участника НИС зависит от двух основных параметров:

• размера ежегодного накопительного взноса;

• срока участия военнослужащего в системе.

Ежегодный накопительный взнос утверждается законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не зависит от количества членов семьи участника НИС, а также его должности, воинского звания, места прохождения службы и других факторов.

Денежные средства на именной  накопительный счет участника НИС начисляются ежемесячно из федерального бюджета, вплоть до его  увольнения с военной службы в размере 1/12 накопительного взноса текущего года, начиная с даты возникновения основания для его включения в НИС, независимо от даты фактического включения в реестр участников НИС.

Приобретение жилья с использованием ипотечного кредита.

Сегодня каждый военнослужащий может приобрести жилье в собственность уже после трех лет нахождения в накопительно-ипотечной системе. Для этого он должен заключить договор целевого жилищного займа с Федеральным управлением и договор ипотечного кредита с кредитной организацией.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих в период реформ