Социальная защита военнослужащих в период реформ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработать программу социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области. На основе цели можно выделить следующие задачи: 1. Проанализировать нормативно-правовую базу и литературные источники по данной теме. 2. Изучить теоретические принципы, разработку и реализацию социальных программ. Определить ее значимость в социальной политике государства. 3. Проанализировать эффективность данной программы. 5. Рассмотреть финансовые затраты областного бюджета для реализации программы. 6. Выявить проблемные аспекты при реализации данной программы и найти пути решения этих проблем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................3
1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПЕРИОД РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ АРМИИ..................................................................................5
1.1. Необходимость реформирования РА в период модернизации политической системы......................................................................................5
1.2. Направления социальной защиты военнослужащих в период реформирования армии..................................................................................12
2. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ........................29
2.1. Социальные гарантии военнослужащих проходящих военную службу по призыву и контракту в настоящее время......................................................29
2.2. Механизм реализации социальных гарантий военнослужащих. Реализация программы социальной защиты военнослужащих на примере Архангельской области...................................................................................43
3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.......................................................................................................55
3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил..................................55
3.2. Решение коммунальных проблем военнослужащих Архангельской области............................................................................................................65
Заключение......................................................................................................75
Список использованной литературы.....................................

Файлы: 1 файл

Диплом 1.doc

— 696.50 Кб (Скачать)

Приобретенная им квартира становится его собственностью, однако  до получения права на использование накоплений она будет находиться в залоге у государства.

Варианты приобретения жилья.

Новая система предоставляет военнослужащим два варианта приобретения собственного жилья:

• по истечении трех лет участия в НИС купить квартиру с использованием ЦЖЗ и кредитных средств, в том числе по договору участия в долевом строительстве;

• продолжать накапливать средства на именном счете до получения права использовать эти накопления для приобретения квартиры после окончания военной службы.

Приобретение жилья с использованием ипотечного кредита дает следующие преимущества:

• военнослужащий становится собственником своей квартиры уже сегодня;

• погашение обязательств по кредиту за счет средств, начисляемых на именной накопительный счет, берет на себя государство;

• стоимость купленной квартиры будет пропорционально увеличиваться по мере удорожания жилья.

Право участника НИС на служебное жильё.

Военнослужащий, являющийся участником НИС, сохраняет право на служебное жилье в том случае, если квартира приобретается им не по месту прохождения службы, а также при переводе к новому месту службы.

Право использования денежных накоплений на именном накопительном счёте.

Такое право каждый военнослужащий получает:

• при достижении общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, 20 лет и более;

• при увольнении с военной службы, если ее общая продолжительность (в календарном исчислении) составляет 10 лет и более, по следующим причинам:

- при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

- в связи с организационно-штатными мероприятиями;

- по состоянию здоровья – в связи с признанием ограниченно годным к военной службе;

- по семейным обстоятельствам, которые предусмотрены ст. 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;

• при увольнении по состоянию здоровья – в связи с признанием не годным к военной службе.

Жилье сразу оформляется в собственность военнослужащего, при этом военнослужащий заключает кредитный договор с кредитующей организацией или договор займа с региональным оператором (Сервисным агентом) ОАО АИЖК. Необходимо помнить, что приобретенное жилье с использованием ипотечного кредита или займа будет находиться в залоге как у кредитующей организации до момента погашения кредита (займа), так и Министерства обороны (до полного исполнения военнослужащим своих обязанностей по прохождению военной службы). Кредитующей организации ипотечный кредит погашается из средств федерального бюджета, так что со временем долг перед банком будет погашен, а долг перед государством будет погашен после исполнения обязательств военнослужащего (прохождения военной службы и увольнения в запас по принятым в установленном порядке причинам).

Правовая основа накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих:

- Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

- Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»;

- Указ Президента РФ от 30.09.1997 № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан»

- Указ Президента РФ от 20.04.2005 № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы»[33] [34] [35] [36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1. Проблемы социальной сферы вооруженных сил

 

Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.

Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.

В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства.

Так, размеры денежного довольствия военнослужащих и заработной платы лиц гражданского персонала Вооруженных Сил и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров, особенно молодых специалистов. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации. Вследствие этого не удовлетворены своим материальным положением свыше 60 процентов военнослужащих.

Несовершенство существующей системы исчисления военных пенсий ведет к увеличению разрыва между темпами роста пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и денежного довольствия военнослужащих.

Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40 процентов военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять - шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.

Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.

Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.

Продолжает снижаться уровень военно-профессиональной подготовки военнослужащих. Система военно-профессиональной ориентации молодежи является неэффективной, а сеть военно-учебных заведений - неоптимальной и высоко затратной. Устаревшая учебно-материальная база и недостаточный уровень научно-педагогического потенциала большинства военных ВУЗов снижают качество подготовки выпускников. Более 45 процентов из них завершают обучение на «удовлетворительно», а около 15 процентов отчисляются в процессе учебы или в первые годы военной службы.

Не отвечает современным требованиям и система дополнительного профессионального образования. Отсутствие заинтересованности военнослужащих в повышении своей квалификации привели к тому, что более 30 процентов офицеров не соответствуют требованиям к занимаемой воинской должности. Стабильно низкой остается доля военнослужащих, имеющих повышенную классную квалификацию.

В Вооруженных Силах отмечается низкий уровень удовлетворенности качеством и доступностью предоставляемых культурно-досуговых и информационных услуг. Многие услуги сферы культуры остаются недоступными в отдаленных и закрытых военных городках. При этом недостаточно эффективно используются возможности, предоставляемые глобальной информационной сетью Интернет. На чрезвычайно низком уровне находится материально-техническая обеспеченность культурно-досуговых учреждений. Только 8 процентов из них оснащены современными техническими средствами (кинопроката, звуковещания и др.), около половины учреждений находятся в аварийном состоянии и требуют капитального ремонта. В войсковых библиотеках до 80 процентов книжного фонда устарело. Как следствие сложившейся ситуации, оказываемые культурно-досуговые и информационные услуги не отвечают возрастающим потребностям военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, а у значительной части военнослужащих практически отсутствует возможность заполнения своего свободного времени культурным досугом.

Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12 процентах управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65.5 процентах – лишь как «удовлетворительный». Среди выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования в 2007г. каждый пятый получил неудовлетворительные оценки, почти каждый второй был оценен лишь на «удовлетворительно». Молодые офицеры имеют не только слабые методические навыки в проведении учебных занятий, но и сами недостаточно физически подготовлены.

На предприятиях военной торговли во многих случаях отмечаются как недостаточный ассортимент реализуемых товаров и услуг, так и превышение цен на отдельные их виды в сравнении с иными торговыми организациями. Это приводит к неудовлетворенности военнослужащих и членов их семей качеством предоставляемого торгово-бытового обслуживания.

Граждане, уволенные с военной службы, а также члены их семей испытывают трудности в социальной адаптации к условиям гражданской жизни. Не в полной мере удовлетворяется постоянно растущая потребность увольняемых военнослужащих в переподготовке по гражданским специальностям и содействии в трудоустройстве[37].

Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой:

- в ближайшей перспективе – ухудшение морально-психологического состояния военнослужащих, снижение уровня воинской дисциплины, значительное снижение престижа и привлекательности военного образования, рост социальной напряженности в семьях военнослужащих, увеличение числа чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью военнослужащих в мирное время;

- в среднесрочной перспективе – рост численности увольняемых до истечения срока службы (контракта), отсутствие желающих заключать контракты, поступать в военно-учебные заведения, суворовские и нахимовское военные училища и кадетские корпуса, снижение укомплектованности воинских частей и учреждений до критического уровня;

- в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.

Военные социологи, изучая социально-психологический настрой военнослужащих, сделали ряд выводов, которые свидетельствуют как о непростых, порой неоднозначных явлениях, происходящих в воинских коллективах, так и о процессах, вселяющих оптимизм.

Результаты социологических исследований по изучению изменения массового (коллективного) сознания личного состава Вооруженных Сил, сформированного под воздействием системы социальных факторов и условий военной службы, проявившихся в служебной деятельности военнослужащих, показали возросший уровень готовности военнослужащих к выполнению своего воинского долга по защите Отечества.

В целом, социально-психологический настрой всех категорий военнослужащих в настоящее время оценивается как удовлетворительный. Он отличался достаточной устойчивостью и управляемостью по сравнению с прошлыми годами, что позволяет Вооруженным Силам в основном качественно выполнять стоящие перед ними задачи.

Нестабильный уровень социально-психологического настроя отмечался у офицерского состава, прапорщиков (мичманов) только после начала действия нормативно-правовых норм, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ[38] по замене ряда социальных льгот военнослужащих их денежными выплатами.

Дополнительные меры по обеспечению социальных гарантий и повышению денежного довольствия войсковому звену, предпринятые в марте 2005 года, способствовали нормализации морально-психологического климата в соединениях и воинских частях.

О том, что социальная напряженность в войсках идет на спад, свидетельствует изменение отношения в оценках престижа военной службы.

Как показывают исследования, большинство офицеров, прапорщиков и мичманов (53%) поддерживают правительственный курс на проведение социально-экономических реформ в стране. Уровень аналогичной поддержки среди солдат (матросов), сержантов (старшин) несколько выше (65% опрошенных военнослужащих отметили это в ходе опросов).

Военные социологи констатируют, что рост доверия военнослужащих обусловлен некоторым улучшением их материального положения, в марте 2005 года в среднем на 25% было повышено денежное довольствие войсковому звену. Эта социальная мера несколько стабилизировала кадровую ситуацию в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время 73% офицерского состава намерены продолжить службу в Вооруженных Силах.

Информация о работе Социальная защита военнослужащих в период реформ