Социальная защита

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:30, реферат

Краткое описание

Жизнь современного студенчества проходит в сложных условиях, в ситуациях социальных рисков, определяемых стохастическим характером
современного социума. Наряду с социально-экономическими преобразованиями, определившими формирование новых социальных отношений, развитие частной собственности, конкуренции, произошла ломка

Файлы: 1 файл

социальная защита.docx

— 33.99 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

«СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТУДЕНЧЕСТВА:  ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ» 
 
 
 

                                          Выполнил: Куфтина И.В.

                                  Курс 1, группа ЛТ-3

                                            Отделение переподготовки

                                                               Специальность 060110

                                                               «Лабораторная диагностика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
2011 г
 
 

    Жизнь современного студенчества проходит в сложных условиях, в ситуациях социальных рисков,  определяемых стохастическим характером

современного  социума.  Наряду с социально-экономическими преобразованиями,  определившими формирование новых социальных отношений, развитие частной собственности, конкуренции, произошла ломка

нравственных  ориентиров,  девальвация духовных ценностей.  Нарушение

социальных  прав граждан, резкий рост социального  расслоения и социальной

напряженности, безработица, бедность и нищета, преступность и коррупция

(в том  числе в системе высшего образования)  – все это обостряет проблему

социальной  защиты различных категорий населения, включая и студенчество

[1].

    Анализ  отечественной научной литературы показал, что в определении

социальной  защиты существуют разночтения [2]. Можно выделить два подхода к социальной защите. В основу первого положена концепция риска,

когда право на социальную защиту возникает  только при наступлении событий,  ведущих к утрате средств существования.  В основу второго – концепция прав,  гарантий и самореализации.   Наиболее существенное различие между ними кроется в определении роли человека. Так, концепция риска отводит человеку в социальной защите роль объекта управления: получателя каких-либо льгот, пособий и т.д. Его роль в качестве деятельного

субъекта,  по существу,  блокируется. Концепция же прав,  гарантий и самореализации человека предполагает активность субъекта.  В этом случае

социальная  защита призвана перевести уязвимые группы из категории слабых в категорию сильных, т. е. дать людям возможность стать ответственными за самих себя.  Автор придерживается точки зрения Г.И. Осадчей,  рассматривающей социальную защиту  “как процесс реализации и

обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав,  охраняющих личность,  ее экономические, политические и социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества” [3,  с. 69-70].  Очень важно обеспечить также

защиту  духовного потенциала граждан.  Нравственное,  культурное разложение,  переживаемое Россией сегодня,  имеет для общества не менее

разрушительный  характер, чем массовое обнищание большей части населения в результате шоковой терапии.  Так,  хорошо известны пагубные

последствия распространения среди молодежи стереотипов поведения,  связанных с агрессией, жестокостью, употреблением алкоголя и наркотиков,

причиняющих серьезный ущерб их физическому,  нравственному и психическому здоровью.

    В 2004  г.  автором проведено социологическое  исследование “Социальная защита студенчества”.  Объем выборочной совокупности – 425

чел.; выборка двухступенчатая,  квотная.  По его результатам можно заключить,  во-первых,  что констатировать,  что потребность в социальной

защите  среди студенческой молодежи достаточно высока.  Так, 55,5%  опрошенных ответили,  что нуждаются в социальной защите; 21,2% – дали

отрицательный ответ; 23,3% – затруднились ответить. Девушки,  положительно ответившие на этот вопрос, составляют 60%, а юноши – 51%. 

Во-вторых,  в сознании студенчества доминируют представления о социальной защите как о помощи людям,  оказавшимся в тяжелом положении.  Такого мнения придерживается 47,1%  респондентов.  Треть опрошенных (35,2%) связывает понимание социальной защиты с осуществлением их прав и гарантий во всех сферах жизнедеятельности общества с опорой на собственные силы и ресурсы,  возможностями самореализации. На мой взгляд, именно такие студенты занимают активную

позицию,  выступают не только объектом,  но и субъектом социальной защиты.  Приведенные данные свидетельствуют:  с одной стороны,  респонденты понимают необходимость приоритетной защиты наиболее уязвимых групп населения,  а с другой –  налицо ограниченность трактовки

данного понятия достаточно большим количеством  студентов, что в какой-то

мере  препятствует построению современной  модели их социальной защиты и

самозащиты. 

    На  основе анализа реализации социальной защиты студенчества в современных условиях выявлена ограниченность использования в отношении студенчества таких традиционных форм защиты,  как социальное страхование,  социальное обеспечение,  социальная помощь.  Так,  социальное страхование распространяется в основном на трудоспособное население. Все существующие государственные социальные гарантии в части стипендиального обеспечения, мероприятий по охране здоровья, льгот по оплате проживания в общежитиях предусмотрены только для студентов,  обучающихся на бюджетной основе. Однако вряд ли социально справедливо

отсутствие  перераспределения общественных фондов в пользу тех,  кто учится за счет бюджетного финансирования.  Хотя бы потому,  что бюджет

пополняется результатами труда родителей всех студентов,  в том числе «контрактников». Выявлено также,  что в основе адресности предоставления

социальной  помощи в настоящее время учитывается только доход,  и она предназначается для части малообеспеченных студентов,  что оставляет другие группы студенчества вне действия социальной защиты. 

    В процессе практической реализации мер  социальной защиты возможно непредвиденное воздействие тех или иных факторов,  что предполагает наличие нескольких вариантов этой защиты,  отражающих разнообразие воздействия на нее.  Но в любом случае варианты должны учитывать принадлежность студенчества к такой общественной группе,  как молодежь,  что определяет наличие в ее среде как специфических проблем, касающихся профессионального самоопределения,  доступности качественного образования,  организации дополнительной занятости,  так и общемолодежных проблем,  среди которых выделяются:  ухудшение состояния здоровья,  нерешенность жилищно-бытовых проблем,  ростнаркомании, преступности.

    Социальная  защита студентов нуждается в  адресной направленности, которая выражается в дифференцированном подходе к каждому студенту с

учетом  условий его жизни, состояния  здоровья, наличия собственной семьи,   детей и т.п.  В данном отношении эффективность управления социальной защитой достигается путем учета дифференциации студенчества по социально-экономическим и социально-демографическим показателям (форма обучения,  основа обучения (“бюджетники”, “контрактники”),  курс,

наличие и характер родительской семьи, место  проживания до поступления в

вуз,  жилищные условия  (проживающие в  общежитиях,  снимающие жилье,

живущие совместно с родителями), материальное положение семьи, наличие собственной семьи и детей,  наличие работы,  пол,  возраст,  состояние здоровья).

    Необходима  также более точная конкретизация  элементов системы социальной защиты студенчества,  учитывающей специфику данной группы,

занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду.

Эту специфику,  на наш взгляд,  смогли учесть авторы статьи  “Социальная

защита  студенчества:  должное и сущее” [4]. Ими выделены такие ее компоненты,  как получение образования,  соответствующего современным

стандартам, переход на многовариантную форму образования;  защита студентов и абитуриентов от некомпетентности преподавателя,  произвола,

субъективизма в оценке их знаний;  материальная защищенность студентов;

соответствующие условия труда и жизнедеятельности  вузовской молодежи.

Кроме этого,  в систему социальной защиты,  по мнению авторов указанной

статьи,  должны входить создание условий для участия студентов в воспроизводстве поколений,  устройстве семейной жизни;  сохранение здоровья студенческой молодежи; гуманизация и гуманитаризация учебного

процесса  и ряд других [4, с. 101-104].  Как представляется, к выделенным компонентам социальной защиты следует добавить права и гарантии, информированность о них студентов,  возможность получения юридической

помощи, организацию вторичной занятости.

    Таковы,  на мой взгляд,  контуры теоретической  модели социальной защиты студенчества. Выделенные компоненты могут лечь в основу разработки показателей и критериев,  позволяющих оценить ее эффективность, что позволит действовать субъектам управления социальной

защитой более целенаправленно. При определении специфики социальной защиты студенчества важно учитывать,  что,  с одной стороны,  студенчество относится к нетрудоспособному населению.  Основной вид деятельности студенчества – учеба,  которая не предполагает их участия в трудовом процессе,  и это определяет их материальную несамостоятельность.  С другой стороны, студенты –  одна из наиболее активных,  динамичных социальных групп,  к которой неприменимы методы и формы социальной защиты,  используемые для нетрудоспособного населения  (пенсионеров,  детей,  подростков, инвалидов). Противоречивое социальное положение студенчества определяет разнообразие и динамичность проявления и реализации мер его социальной защиты. Специфической чертой этой защиты является ее направленность на развитие социальной субъектности данной группы.  Поэтому она предполагает меры не только по поддержке уязвимых категорий студенчества, но и по поддержке его социально-значимых инициатив. 

    Многосубъектность управления также является специфической чертой

социальной  защиты студентов. Модель социальной защиты,  основанная на

концепции прав,  гарантий и самореализации,  предполагает активность самого индивида, его участие в решении своих жизненных проблем, а также участие,  наряду с органами государственной власти,  иных субъектов социальной защиты.  В качестве последних выступают общественные  организации,  в том числе студенческие профсоюзные организации,  общественные,  некоммерческие объединения,  политические партии,  выражающие интересы молодежи,  администрацию и преподавателей вузов,

социально-ориентированный  бизнес, семью и родительскую общественность.

    Между тем,  субъектом социальной защиты,  согласно действующему законодательству,  продолжают оставаться только органы государственной

власти.  Участие иных субъектов  (неправительственных организаций, работодателей,  самих граждан)  действующими законами не предусматривается [5, с. 38].

    В этой связи интересны мнения студентов о тех, кто должен осуществлять социальную защиту.  По их представлениям, в иерархии субъектов социальной защиты государство занимает первое место. Такого мнения придерживается абсолютное большинство респондентов (83,4 %).  Оказалось,  что мнения о субъектах социальной защиты в известной мер  зависят от типа родительской семьи.  Так, 96,3%  студентов из неполных семей в качестве субъектов социальной защиты видят только государство;  3,7%  респондентов данной категории затруднились ответить. Все опрошенные сироты также считают государство основным субъектом социальной защиты.  Студенты из полных семей,  хотя и выделяют государство в качестве основного субъекта (81,4%),  назвали и другие субъекты: сам человек (7,8%), работодатели (3,9%), семья (1,6%).

Информация о работе Социальная защита