Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:30, реферат
Жизнь современного студенчества проходит в сложных условиях, в ситуациях социальных рисков, определяемых стохастическим характером
современного социума. Наряду с социально-экономическими преобразованиями, определившими формирование новых социальных отношений, развитие частной собственности, конкуренции, произошла ломка
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РЕФЕРАТ
«СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СТУДЕНЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ»
2011 г
Жизнь современного студенчества проходит в сложных условиях, в ситуациях социальных рисков, определяемых стохастическим характером
современного социума. Наряду с социально-экономическими преобразованиями, определившими формирование новых социальных отношений, развитие частной собственности, конкуренции, произошла ломка
нравственных ориентиров, девальвация духовных ценностей. Нарушение
социальных прав граждан, резкий рост социального расслоения и социальной
напряженности, безработица, бедность и нищета, преступность и коррупция
(в том
числе в системе высшего
социальной защиты различных категорий населения, включая и студенчество
[1].
Анализ
отечественной научной
социальной защиты существуют разночтения [2]. Можно выделить два подхода к социальной защите. В основу первого положена концепция риска,
когда право на социальную защиту возникает только при наступлении событий, ведущих к утрате средств существования. В основу второго – концепция прав, гарантий и самореализации. Наиболее существенное различие между ними кроется в определении роли человека. Так, концепция риска отводит человеку в социальной защите роль объекта управления: получателя каких-либо льгот, пособий и т.д. Его роль в качестве деятельного
субъекта, по существу, блокируется. Концепция же прав, гарантий и самореализации человека предполагает активность субъекта. В этом случае
социальная защита призвана перевести уязвимые группы из категории слабых в категорию сильных, т. е. дать людям возможность стать ответственными за самих себя. Автор придерживается точки зрения Г.И. Осадчей, рассматривающей социальную защиту “как процесс реализации и
обеспечения государственными или иными органами существующих в обществе гарантий и прав, охраняющих личность, ее экономические, политические и социальные потребности и интересы во всех сферах жизнедеятельности общества” [3, с. 69-70]. Очень важно обеспечить также
защиту духовного потенциала граждан. Нравственное, культурное разложение, переживаемое Россией сегодня, имеет для общества не менее
разрушительный характер, чем массовое обнищание большей части населения в результате шоковой терапии. Так, хорошо известны пагубные
последствия распространения среди молодежи стереотипов поведения, связанных с агрессией, жестокостью, употреблением алкоголя и наркотиков,
причиняющих серьезный ущерб их физическому, нравственному и психическому здоровью.
В
2004 г. автором проведено
чел.; выборка двухступенчатая, квотная. По его результатам можно заключить, во-первых, что констатировать, что потребность в социальной
защите среди студенческой молодежи достаточно высока. Так, 55,5% опрошенных ответили, что нуждаются в социальной защите; 21,2% – дали
отрицательный ответ; 23,3% – затруднились ответить. Девушки, положительно ответившие на этот вопрос, составляют 60%, а юноши – 51%.
Во-вторых, в сознании студенчества доминируют представления о социальной защите как о помощи людям, оказавшимся в тяжелом положении. Такого мнения придерживается 47,1% респондентов. Треть опрошенных (35,2%) связывает понимание социальной защиты с осуществлением их прав и гарантий во всех сферах жизнедеятельности общества с опорой на собственные силы и ресурсы, возможностями самореализации. На мой взгляд, именно такие студенты занимают активную
позицию, выступают не только объектом, но и субъектом социальной защиты. Приведенные данные свидетельствуют: с одной стороны, респонденты понимают необходимость приоритетной защиты наиболее уязвимых групп населения, а с другой – налицо ограниченность трактовки
данного понятия достаточно большим количеством студентов, что в какой-то
мере препятствует построению современной модели их социальной защиты и
самозащиты.
На основе анализа реализации социальной защиты студенчества в современных условиях выявлена ограниченность использования в отношении студенчества таких традиционных форм защиты, как социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь. Так, социальное страхование распространяется в основном на трудоспособное население. Все существующие государственные социальные гарантии в части стипендиального обеспечения, мероприятий по охране здоровья, льгот по оплате проживания в общежитиях предусмотрены только для студентов, обучающихся на бюджетной основе. Однако вряд ли социально справедливо
отсутствие перераспределения общественных фондов в пользу тех, кто учится за счет бюджетного финансирования. Хотя бы потому, что бюджет
пополняется результатами труда родителей всех студентов, в том числе «контрактников». Выявлено также, что в основе адресности предоставления
социальной помощи в настоящее время учитывается только доход, и она предназначается для части малообеспеченных студентов, что оставляет другие группы студенчества вне действия социальной защиты.
В процессе практической реализации мер социальной защиты возможно непредвиденное воздействие тех или иных факторов, что предполагает наличие нескольких вариантов этой защиты, отражающих разнообразие воздействия на нее. Но в любом случае варианты должны учитывать принадлежность студенчества к такой общественной группе, как молодежь, что определяет наличие в ее среде как специфических проблем, касающихся профессионального самоопределения, доступности качественного образования, организации дополнительной занятости, так и общемолодежных проблем, среди которых выделяются: ухудшение состояния здоровья, нерешенность жилищно-бытовых проблем, ростнаркомании, преступности.
Социальная защита студентов нуждается в адресной направленности, которая выражается в дифференцированном подходе к каждому студенту с
учетом условий его жизни, состояния здоровья, наличия собственной семьи, детей и т.п. В данном отношении эффективность управления социальной защитой достигается путем учета дифференциации студенчества по социально-экономическим и социально-демографическим показателям (форма обучения, основа обучения (“бюджетники”, “контрактники”), курс,
наличие и характер родительской семьи, место проживания до поступления в
вуз, жилищные условия (проживающие в общежитиях, снимающие жилье,
живущие совместно с родителями), материальное положение семьи, наличие собственной семьи и детей, наличие работы, пол, возраст, состояние здоровья).
Необходима также более точная конкретизация элементов системы социальной защиты студенчества, учитывающей специфику данной группы,
занятой деятельностью по подготовке к высококвалифицированному труду.
Эту специфику, на наш взгляд, смогли учесть авторы статьи “Социальная
защита студенчества: должное и сущее” [4]. Ими выделены такие ее компоненты, как получение образования, соответствующего современным
стандартам, переход на многовариантную форму образования; защита студентов и абитуриентов от некомпетентности преподавателя, произвола,
субъективизма в оценке их знаний; материальная защищенность студентов;
соответствующие
условия труда и
Кроме этого, в систему социальной защиты, по мнению авторов указанной
статьи, должны входить создание условий для участия студентов в воспроизводстве поколений, устройстве семейной жизни; сохранение здоровья студенческой молодежи; гуманизация и гуманитаризация учебного
процесса и ряд других [4, с. 101-104]. Как представляется, к выделенным компонентам социальной защиты следует добавить права и гарантии, информированность о них студентов, возможность получения юридической
помощи,
организацию вторичной
Таковы, на мой взгляд, контуры теоретической модели социальной защиты студенчества. Выделенные компоненты могут лечь в основу разработки показателей и критериев, позволяющих оценить ее эффективность, что позволит действовать субъектам управления социальной
защитой более целенаправленно. При определении специфики социальной защиты студенчества важно учитывать, что, с одной стороны, студенчество относится к нетрудоспособному населению. Основной вид деятельности студенчества – учеба, которая не предполагает их участия в трудовом процессе, и это определяет их материальную несамостоятельность. С другой стороны, студенты – одна из наиболее активных, динамичных социальных групп, к которой неприменимы методы и формы социальной защиты, используемые для нетрудоспособного населения (пенсионеров, детей, подростков, инвалидов). Противоречивое социальное положение студенчества определяет разнообразие и динамичность проявления и реализации мер его социальной защиты. Специфической чертой этой защиты является ее направленность на развитие социальной субъектности данной группы. Поэтому она предполагает меры не только по поддержке уязвимых категорий студенчества, но и по поддержке его социально-значимых инициатив.
Многосубъектность управления также является специфической чертой
социальной защиты студентов. Модель социальной защиты, основанная на
концепции прав, гарантий и самореализации, предполагает активность самого индивида, его участие в решении своих жизненных проблем, а также участие, наряду с органами государственной власти, иных субъектов социальной защиты. В качестве последних выступают общественные организации, в том числе студенческие профсоюзные организации, общественные, некоммерческие объединения, политические партии, выражающие интересы молодежи, администрацию и преподавателей вузов,
социально-ориентированный бизнес, семью и родительскую общественность.
Между тем, субъектом социальной защиты, согласно действующему законодательству, продолжают оставаться только органы государственной
власти. Участие иных субъектов (неправительственных организаций, работодателей, самих граждан) действующими законами не предусматривается [5, с. 38].
В этой связи интересны мнения студентов о тех, кто должен осуществлять социальную защиту. По их представлениям, в иерархии субъектов социальной защиты государство занимает первое место. Такого мнения придерживается абсолютное большинство респондентов (83,4 %). Оказалось, что мнения о субъектах социальной защиты в известной мер зависят от типа родительской семьи. Так, 96,3% студентов из неполных семей в качестве субъектов социальной защиты видят только государство; 3,7% респондентов данной категории затруднились ответить. Все опрошенные сироты также считают государство основным субъектом социальной защиты. Студенты из полных семей, хотя и выделяют государство в качестве основного субъекта (81,4%), назвали и другие субъекты: сам человек (7,8%), работодатели (3,9%), семья (1,6%).