Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа
Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………
8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………
25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..
33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………
33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55
Заключение…………………………………………………………………..
61
Список использованной литературы……………………………………...
Далее, нами был определен социальный статус и межличностные отношения детей в группе с помощью социометрической игры «Секрет». В экспериментальной группе увеличилось количество взаимных выборов – 17. Стало больше детей входить в благоприятные статусные категории, нет «изолированных» детей (табл. 10).
Таблица 10
Результаты исследования статусного положения детей в группе (в %)
Уровни | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий «предпочитаемые» | 27,2 | 16,6 | 36,4 | 16,6 |
Средний «принятые» | 9 | 25 | 45,5 | 33,3 |
Низкий «не принятые и изолированные» | 63,8 | 58,4 | 18,1 | 50,1 |
Заметно изменились отношения между детьми. При выборе сверстника, они ориентируются либо на дружеские взаимоотношения, либо на случайные характеристики («угощение печеньем»). Отношения характеризуются избирательностью, ограниченными коммуникативными связями. Конфликты происходят реже, но все же имеют место.
На следующем этапе, нами было проведено наблюдение за общением детей с взрослыми и сверстниками. За основу взята методика изучения навыков культуры общения Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Результаты наблюдения указывают на то, что в экспериментальной группе, общение с взрослыми и детьми стало заметно обширнее, ярче. Большинство детей охотнее идут на контакт; могут вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу. Они внимательно слушают взрослого, не перебивая, охотно выполняют его поручение, но дети также испытывают трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется самостоятельно строить отношения. У детей еще встречается, но уже реже отсутствие интереса к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности (Степа Г., Саша Ю.). Валя Д., Сережа Б. стали внимательнее к сверстникам, замечают их плохое настроение, стараются помочь, отвлечь, развеселить, считаются с их мнением. Не так часто возникают конфликты между детьми, причем большинство детей стараются уступить, реже обращаются за помощью к взрослому. Артем С. и Сережа Б. мало контактируют со сверстниками, не внимательны к действиям и состояниям партнера, не замечают обид, просьб и слезы товарищей. Игровые взаимодействия детей стали разнообразнее и эмоциональнее.
На следующем этапе по методике игры «Построй башню» И.Г. Корниловой нами изучался уровень активности детей в совместной деятельности, умения включаться в нее, работать в коллективе и уровень социального поведения (Приложение 4). Результаты наблюдения отображены в таблице 11.
Таблица 11
Результаты исследования социального поведения детей (в %)
Уровень социального поведения | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий | 18,1 | 25 | 54,5 | 16,6 |
Средний | 36,4 | 33,4 | 45,5 | 33,3 |
Низкий | 45,5 | 41,6 | - | 50,1 |
Увеличилось число детей экспериментальной группы с высоким уровнем социального поведения – 54,5% (Настя Б., Лена С., Катя С., Артем С., Данил А., Паша З.). Эти дети быстро включаются в совместную деятельность, умеют ее организовать, у них богатое воображение и хорошо развитая мелкая моторика рук. В деятельности берут инициативу в свои руки. Дети не конфликтуют со сверстниками, уступают и умеют наладить с ними доброжелательные отношения. 45,5% детей имеют средний уровень социального поведения (Саша Б., Степа Г., Максим Р., Сережа Б. и Саша Ю.). Это дружелюбные дети, которые редко конфликтуют, но не всегда быстро могут включиться в совместную деятельность, не умеют организовать ее и взять инициативу в свои руки.
У контрольной группы следующие результаты: 16,6% детей имеют высокий уровень; 33,3% - средний и 50,1% - низкий уровень социального поведения.
В целом проведенное нами диагностическое исследование с применением комплекса методик, включающих информацию об элементарных знаниях и умениях детей действовать в разнообразных сферах жизнедеятельности, представлений о нормах, правилах поведения; о межличностных отношениях в группе и социальном статусе; уровне самооценки и тревожности детей; об уровне активности в совместной деятельности и умении включаться в нее и работать в коллективе со сверстниками и взрослыми; о навыках культуры общения детей позволило определить уровень их социализированности.
Данный комплекс методов использовался нами для определения начального уровня и итогового анализа результатов опытно-экспериментальной работы. Выявляя уровень социализированности изучаемых детей на основе выделенных нами компонентов социализации, от момента первого до заключительного этапа опытно-экспериментальной работы получили следующие результаты (табл. 12).
Истолкование полученных данных свидетельствует о правильно разработанной и апробированной системе работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома для обеспечения их социализации, что благоприятно сказалось на уровне социализированности экспериментальной группы. Учитывая, что социализированность этих детей представлена преимущественно средним (59,1%) и высоким (30,8%) уровнями, а уровень социализированности детей контрольной группы низким 50,6% и средним 41%, что ниже начального уровня, мы с уверенностью можем сказать о положительной экспериментальной проверке ее эффективности, а значит правильно поставленной гипотезы исследования.
Таблица 12
Результаты диагностического исследования социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома (в %)
Компоненты социализации | Уровень социализированности | |||||||||||
Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | |||||||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | |||||||
Э.г. | К.г. | Э.г. | К.г. | Э.г. | К.г. | Э.г. | К.г. | Э.г. | К.г. | Э.г. | К.г. | |
Познавательный | 7,5 | 9,1 | 30,5 | 34,3 | 62 | 56,6 | 38 | 8,6 | 50 | 31,4 | 12 | 60 |
Эмоциональный | - | 8,3 | 36,3 | 50 | 63,7 | 41,7 | - | - | 81,8 | 58,3 | 18,2 | 41,7 |
Поведен-ческий | 18,1 | 25 | 36,4 | 33,4 | 45,5 | 41,6 | 54,5 | 16,6 | 45,5 | 33,3 | - | 50,1 |
Итого: | 8,6 | 14,2 | 34 | 39,2 | 57 | 46,6 | 30,8 | 8,4 | 59,1 | 41 | 10,1 | 50,6 |
Заключение
Острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на материальном положении, но и на нравственном здоровье семьи. Наиболее масштабным и грозным явлением стало значительное увеличение размеров сиротства, связанное с ухудшением условий жизни семей, изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей. В связи с этим, количество детей, направляемых в интернатные учреждения, неуклонно растет. Несмотря на то, что в настоящее время Российское государство принимает неотложные меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и проводится реформирование существующей государственной системы воспитания и образования данной категории детей, очевидна недостаточность обеспечения необходимой научно-методической основой процесса социализации этих детей.
В этом аспекте, на наш взгляд, изучение проблемы сиротства и последствий данного явления представляется актуальным.
Проведенный нами анализ развития в научной литературе проблемы сиротства позволяет сделать вывод о том, что сиротство - социальное мировое явление, увеличивающееся и растущее с каждым днем. Это тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе и влияет на все его дальнейшее развитие. Детям этой категории требуется квалифицированная помощь в преодолении и компенсации их психических недостатков развития, а так же социальной поддержке. Преодоление этих трудностей возможно через систему работы по обеспечению социализации, направленную на коррекцию, компенсацию, социальную реабилитацию и адаптацию воспитанников детского дома. Процесс социализации такой категории детей предполагает решение трех главных проблем в их обучении и воспитании: развитие его личности, межличностного общения и подготовке к самостоятельной жизни. Исследуя процесс социализации воспитанников интернатных учреждений, нельзя не остановиться на роли педагогических подходов в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка. Нами рассмотрен ряд педагогических подходов, обеспечивающих гармоничное и всестороннее развитие воспитанником детского дома, использование которых способствует компенсация различных нарушений и отклонений во всех сферах развития личности ребенка-сироты.
Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома