Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………


8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………

25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..


33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55

Заключение…………………………………………………………………..

61
Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)


38

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………….

3

 

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………

 

 

8

1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..

8

1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………

 

25

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..

 

 

33

2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

 

33

2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….

46

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….

55

 

Заключение…………………………………………………………………..

 

61

Список использованной литературы……………………………………...

64

Приложение……………………………………………………………….

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Детство - период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Чтобы быть успешным в современном обществе с его демократическими тенденциями развития, дети должны обладать социальными умениями и навыками: устанавливать и поддерживать контакты с социумом, действовать в команде, правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим  сверстникам и взрослым, разрешать возникающие конфликты, тем более, если это дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в интернатных учреждениях. Ведь именно они являются наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации. 

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи - тяжелейшая трагедия  в жизни ребенка, которая оставляет глубокий              след в его судьбе.

                      Воспитание в государственных учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление – факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной  реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации. Вместе с тем, сегодня стало очевидно, что только личность, социально-адаптированная в экономической, политической, культурно-демографической ситуации, способна развиваться интеллектуально, духовно, физически, нравственно.

Сиротство, как фактор, разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. В последние годы социально-экономические причины, обуславливающие рост сиротства, значительно обострились. В среднем по каждому региону ежегодно выявляется  от 2 до 4 тысяч детей, по различным причинам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.

          Несмотря на то, что в последние годы стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача в семью усыновителей (приемные или патронатные родители), по прежнему значительная часть сирот (20-30%) находится в различных государственных интернатных учреждениях.

          В связи с этим проблема сиротства в целом и организации воспитательно-образовательного процесса и обеспечения социализации детей, воспитывающихся в детских домах, в частности, остается достаточно актуальной не только в психологии, но и в специальной, социальной и общей педагогике и ряде других отраслей научного познания. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей.

                      Психолого-педагогические основы формирования и развития личности даны в трудах Б.Г. Ананьева, О.А. Ахвердовой, И.В. Боева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.Н. Гурова, В.В. Давыдова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, И.А. Малашихиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубенштейна и др.

                      Личностные особенности детей-сирот разносторонне изучаются многими специалистами - И.В. Дубровиной, С.Д. Забрашной, Е.И. Казаковой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, Е.А. Стребелевой, Н.Н. Толстых, Л.М. Шипициной и др.

                      Эффективность социальных воздействий  в воспитании исследуется в работах таких ученых, как М.А. Алемаскин, А.Г. Асмолов, В.Т. Ащепков, А.В. Беляев, А.А. Бодалев, В.Г. Бочарова, Б.Б. Битинас, Л.П. Буева, Ю.А. Лобейко, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, В.Д. Семенов, Д.И. Фельдштейн, А.Г. Харчев, В.А. Шаповалов, В.Я. Ядов и др.    

          Таким образом, сейчас уже есть работы по этой проблеме, однако, пока отсутствует, на наш взгляд, системный подход к ее решению. Основное внимание исследователей уделено подросткам и поиску возможностей компенсации тех «белых пятен» в социализации и социальной адаптации, которые уже нельзя не видеть.

В связи с этим, актуальнейшей задачей сегодня является системная разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.

                       Поэтому тема нашей работы: «Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома».

                       Проблема исследования - каковы психолого-педагогические пути социализации детей старшего дошкольного возраста в  условиях детского дома.      

                       Объектом нашего исследования является процесс социализации личности.

                       Предметом – социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.

                       Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.

                       Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:

- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;

- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;

- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;

- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.

         На основе поставленной цели и выдвинутой гипотезы, мы поставили следующие задачи работы:

1.      Выявление сущности понятия – социализация.

2.      Изучение возрастных особенностей социализации детей, воспитывающихся в детских домах.

3.      Выявление причин нарушения социализации  у детей.

4.      Определение уровня социализированности детей в условиях детского дома.

5.      Экспериментальная проверка психолого-педагогических путей обеспечения социализации.

                                      Теоретико-методологическая база. Фундаментальные труды отечественных исследователей по проблеме формирования личности - Л.С. Выготского, Э. Эриксона, А.В. Мудрика, Г.М. Андреевой, Д.И. Фельдштейна, А.В. Петровского, А.С. Волович. Современные психолого-педагогические исследования, раскрывающие феномен сиротства - И.В. Дубровиной, Г.С. Красницкой, И.А. Бобылевой, А.В. Байбородовой, А.Д. Виноградовой, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, О.В. Заводилкиной, Е.А. Стребелевой, Н.П. Ивановой. Работы, посвященные изучению социума детей, воспитывающихся в детских домах - Л.М. Шипицыной, М.И. Лисиной,  В.С. Мухиной, А.Г. Рузской, Е.И. Казаковой, Е.М. Рыбинского.

            Для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов:

- теоретические: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы; обобщение  научно-исследовательских работ и передового педагогического опыта по исследуемой проблеме;

- эмпирические: опрос, анализ продуктов деятельности, наблюдение за дошкольниками, констатирующий и формирующий эксперименты.

Практическая значимость работы. Определены основные психолого-педагогические подходы к решению проблемы социализации детей в условиях детского дома. В результате исследования выявлены особенности социализации детей дошкольного возраста, разработаны рекомендации по данной проблеме, которые могут использоваться в работе психологов, воспитателей и социальных педагогов.

Экспериментальная база. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе детского дома «Малышок». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста группы № 7 в количестве 11 человек (экспериментальная группа) и группы № 9 в количестве 12 человек (контрольная группа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты процесса социализации детей  в

условиях детского дома

 

1.1.           Особенности социализации детей дошкольного возраста

В последнее десятилетие усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению процесса социализации   с позиций разных теорий и подходов. Одной из таких концепций стала теория известного американского психолога Э. Эриксона. Социальное становление личности  в концепции Э. Эриксона, понимается как стадийный процесс, а каждая возрастная стадия – это своеобразный психосоциальный кризис: личность делает выбор, происходит смена социальных ролей и позиций, ломка отношений к окружающим и к самой себе. В этом выборе и осознается самотождественность, а кроме того, конкретный человек всегда ищет «выходы» из таких кризисов своими способами, которые отвечают его жизненному опыту и культуре, в которой он живет. Успешное решение психосоциальных проблем на каждой стадии позволяет личности обогатиться новым положительным социальным опытом, адаптироваться в социуме.

                        Особенно ценно в данной концепции  то, что Эриксон рассматривает социализацию ребенка в широкой системе социальных отношений.  По его убеждению психосоциальное развитие человека определяется тем, что от него ожидает общество, к которому он принадлежит, с которым он взаимодействует. [1]

                     В соответствии с концепцией известного психолога Д.И. Фельдштейна о сущности социализации, «процесс  социального развития представляет собой постоянно воспроизводящий результат социализации / индивидуализации, который характеризуется не только уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте  его определения (включающего нормы конкретного исторического общества и через них - норм человеческих сведений, отношений, весь мир культуры, духовного производства), но и степенью социальной «самости» индивида».

                      Исследования Д.И. Фельдштейна  по проблеме феномена социального  развития  убедительно доказывают, что процесс социализации / индивидуализации базируется  на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми. Эти направления способствуют достижению определенного результата социальных завоеваний и становлению внутренней позиции индивида как субъекта деятельности. Деятельностный подход позволяет  определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей  в осознании себя субъектом деятельности. [2]

Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома