Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………


8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………

25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..


33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55

Заключение…………………………………………………………………..

61
Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

 

                   По индексу тревожности, дети экспериментальной группы подразделены на две подгруппы:

1) 9% детей со средним уровнем тревожности (индекс тревожности от 20 до 50%). В эту группу вошла только Лена – у нее 43%.

2) 91% детей имеют высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50%): Саша - 64%, Настя - 57%, Степа - 64%, Максим - 57%, Катя – 78%, Артем - 57%, Саша - 78%, Данил - 57%, Паша - 57%. Средний индекс тревожности по группе составил 54%. Это указывает на высокий уровень тревожности детей и свидетельствует о недостаточной приспособленности к условиям детского дома.

                  В контрольной группе 40% детей со средним уровнем тревожности: Ваня - 29%, Саша - 50%, Валя - 50%, Марина - 43%, Лена - 36% и 60% детей с высоким уровнем тревожности: Аида - 57%, Дима - 64%, Арсалан - 57%, Дима - 57%, Катя - 57%, Сережа - 71%, Ваня - 71%.

                    Средний индекс тревожности по группе составил 53%, что также указывает на высокий уровень тревожности детей и недостаточную  приспособленность к условиям детского дома.

                  На следующем  этапе были определены социальный статус ребенка и межличностные отношения детей в группе с помощью социометрической игры «Секрет», в основу которой положена методика «Выбор в действии».

                 Каждого ребенка «по секрету от остальных» просят, по собственному выбору подарить, предложенные ему 3 картинки трем детям группы. Перед началом эксперимента, ребенку говорят: «Сегодня все дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». Все по секрету будут дарить друг другу картинки так, чтобы никто заранее об этом не знал». Далее, ребенку дают три картинки и говорят: «Ты можешь подарить три картинки, кому захочешь, но только по одной. Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всего нравятся, с которыми ты любишь играть». При обработке данных, подсчитывается число общих и взаимных выборов; детей, попавших в группу «предпочитаемых»; уровень благополучия взаимоотношений в группе.

                На основании анализа данных определяют статусное положение каждого ребенка в группе и распределяют всех детей по условным статусным категориям.

I-            6-7 и более выборов - «предпочитаемые»;

II-          3-5 выборов – «принятые»;

III-       1-2 выбора – «не принятые»;

IV-      0 выбора – «изолированные».

                 При проведении игры в экспериментальной группе число общих выборов - 33, из них взаимных - 5.

В I категорию «предпочитаемые» вошло 27% детей, во II категорию «принятые» - 9% детей, а в III категорию «не принятые» и «изолированные» - 63,8% детей.

                 Контрольная группа показала следующие результаты: число общих выборов - 3, взаимных - 6.

I-            «предпочитаемые» - 16,6%;

II-          «принятые» - 25 %;

III-       «не принятые» и «изолированные» составляют 58,4%.

Результаты исследования отображены в таблице 4.                                                                                

Таблица 4

Результаты исследования статусного положения детей в группе (в %)

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

высокий «предпочитаемые»

21,2

16,6

средний «принятые»

9

23

низкий «не принятые и изолированные»

63,8

58,4

 

Из этого следует вывод, что в экспериментальной группе также как и в контрольной группе, большое число изолированных детей. Взаимными выборами в контрольной группе охвачена лишь половина детей группы, а в экспериментальной группе и того меньше. Отношения между детьми напряженные, конфликтные, дети переживают чувство тревожности. Формированию этого типа микроклимата способствует, на наш взгляд, авторитарный стиль взаимодействия воспитателя с детьми.

                 На следующем этапе, взяв за основу «Методику изучения навыков культуры общения» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной, нами было проведено наблюдение за общением детей с взрослыми и со сверстниками.

Результаты наблюдения анализировались по приведенной ниже схеме.

Общение с взрослыми:

1.      как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на  отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова.

2.      умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

3.      насколько внимателен ребенок к взрослому: умеет ли во время прийти на помощь; как реагирует на просьбу взрослого; как выполняет его поручения; проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому.

Общение со сверстниками:

1.      насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени, умеет ли обращаться к сверстникам вежливо, спокойно; употребляет ли в обращении вежливые слова.

2.      внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время деятельности, не мешать, считаться с его мнением.

3.      как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает; как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывается, обращается за помощью к взрослому и т.д.

4.      какие взаимоотношения преобладают  в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям, равнодушные,   скрыто негативные, открыто негативные, избирательные.                                                                              

                  Полученные данные мы соотнесли с таблицей (Приложение 3) и на основе этого можем сделать вывод о низком уровне сформированности  культуры общения как детей экспериментальной, так и контрольной групп. Дети испытывают трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения. Наблюдается агрессия по отношению к внешнему миру (Артем С.). Заметен дефицит индивидуализированного общения, поэтому нет чувства привязанности к близким взрослым, что затрудняет выработку способности разделять свои переживания с ними. Все это замедляет развитие познавательной активности, не способствует преодолению страха. Контакты с взрослыми упрощены, ограничены, проявляются отклонения в эмоциональном общении и установлении контактов. Затрудненно сотрудничество с взрослыми. У детей встречается нарушение в развитии самостоятельности (Степа Г., Саша Ю., Саша М., Аида А.). Отсутствует интерес к оценке взрослого, переживание неуспеха в деятельности, дети не умеют дифференцировать успешные и неуспешные действия. Данил А., Дима Г. требуют только положительную оценку, независимо от достигнутого. Только Настя Б., Вася К. и Аида А. стараются преодолевать конфликты, устанавливать положительные отношения со  сверстниками. Большинство детей - Катя С., Артем С., Саша Ю., Сережа Б., Данил А., Ваня З., Арсалан В., Дима Г., Лена С., Сережа К. мало контактируют со сверстниками, не внимательны к действиям и состояниям партнера, не замечают обид, просьб и слезы товарищей по игре.  Игровые  взаимодействия Васи К., Кати Ч., Вали Д., Саши М., Аиды А. однообразны, недостаточны эмоциональные проявления, с большим  трудом  простраивают собственные действия.

                  Далее, по методике игры «Построй башню» И.Г. Корниловой нами изучался уровень активности ребенка в совместной деятельности, умение включаться в деятельность, работать в коллективе со сверстниками и взрослыми, уровень социального поведения.

          Детям был предложен конструктор «Лего» и деревянные кубики, из которых они должны были построить за 4 минуты самую высокую и самую устойчивую башню. При этом мы не ограничивали их в способах действий. Игра условно делится на две части: в первой - ребята слушают условия игры, во второй - строят башню.

                   Игра позволяет организовать совместную творческую работу, создать  положительную атмосферу, побуждает к социальной активности, совместным действиям, а также помогает развивать многие важные качества: воображение, способность к общению, творчество. Соревнование, порождающее конфликт, помогает разрешению противоречий, противопоставляя,  друг другу различные мнения и характеры.

                   Результаты занесены в листы наблюдений (Приложение 4). Баллы начисляются следующим образом: 1 балл – да; 0,5 балла – частично; 0 баллов - нет. Полученные индивидуальные показатели относятся к одному из трех уровней:

0-4 баллов - низкий уровень социального поведения;

5-8 баллов – средний уровень социального поведения;

9-12 баллов – высокий уровень социального поведения.

Результаты наблюдения отображены в таблице 5.                                                                    

Таблица 5

Результаты исследования социального поведения детей (в %)

Уровень социального поведения

Экспериментальная группа

Контрольная  группа

Высокий

18,1

25

Средний

36,4

33,4

Низкий

45,5

41,6

 

                   У 45,5% детей экспериментальной группы (Саша Б., Степа Г., Максим Р., Саша Ю. и Сережа Б.) и 41,6% детей контрольной группы (Аиды А., Арсалан В., Валя Д., Лена З., Сережа К.) низкий уровень социального поведения. У них нет стремления к совместной деятельности со сверстниками. Они пассивны, часто конфликтуют в игре, не умеют работать в коллективе.

                    36,4% детей экспериментальной группы (Настя Б., Катя С., Артем С., Данил А.) и 33,4% контрольной (Дима Г., Саша М., Дима К., Марина З.) показали средний уровень. Это дружелюбные дети, которые практически не конфликтуют со сверстниками, уступают им. Но не всегда могут быстро включиться в совместную деятельность, не могут организовать ее, взять инициативу в свои руки. Высокий уровень социального  поведения у 18,1% детей экспериментальной группы (Лена С. и Паша З.), а также  у 25% детей контрольной группы (Ваня З., Катя Ч. и Вася К.). Эти дети быстро включаются в совместную деятельность, умеют ее организовать. У них богатое воображение и хорошо развитая мелкая моторика рук. В деятельности  берут инициативу в свои руки. Дети не конфликтные, во всем уступают  своим сверстникам, умеют наладить с ними доброжелательные отношения, установить контакт с взрослыми.

                  В целом, проведенное нами  диагностическое исследование с применением комплекса методик, включающее информацию об элементарных знаниях и умениях детей действовать в разнообразных сферах жизнедеятельности, представлений о  нормах, правилах поведения; о межличностных отношениях в группе и социальном статусе детей; об уровне активности детей в совместной деятельности и умении включаться в нее и работать в коллективе со сверстниками и взрослыми; о навыках культуры общения детей позволило определить уровень их социализированности.

                     Сегодня можно констатировать следующее: выявлено большое число детей, требующих специальной педагогической и социально психологической поддержки, наблюдается безынициативность, агрессивность, недоверие.

                  Таким образом, применение разноплановых методик для исследования процесса социализации детей дало возможность получить широкую и разнообразную информацию об изучаемом феномене.

                   Выявляя уровень социализированности изучаемых детей на основе выделенных нами компонентов социализации, на момент первого этапа опытно-экспериментальной работы, получили следующие результаты (табл. 6).

Таблица 6

Результаты  исследования социализации детей (в %)

Компоненты социализации

Уровень социализированности

Высокий

Средний

Низкий

Экс.   группа

 

Контр. группа

Экс.   группа

Контр. группа

Экс.   группа

Контр. группа

Познавательный компонент

7,5

9,1

30,5

34,3

62

56,6

Эмоциональный компонент

-

8,3

36,3

50

63,7

41,7

Поведенческий компонент

18,1

25

33,4

33,4

45,5

41,6

Итого:

9,6

14,2

33,4

39,2

57

46,6

Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома