Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа
Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………
8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………
25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..
33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………
33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55
Заключение…………………………………………………………………..
61
Список использованной литературы……………………………………...
Проведенное исследование в целом позволило нам сделать следующий вывод. Эффективность процессов социализации и воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома в значительной степени определяется правильной организацией развивающей среды, позволяющей воспитанникам овладевать социальными способами обращения с предметным миром; усваивать нормы человеческих взаимоотношений; выделять собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»; осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а так же тренинги и релаксацию.
В результате исследования, нами разработан ряд рекомендаций:
- создавать условия для успешной адаптации воспитанников к широкому социальному окружению за пределами учреждения;
- активизировать межличностные отношения;
- обучать воспитанников навыкам самопознания, применения своих психических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- строить отношения с воспитанниками на принципе общей гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- создавать в процессе работы чувства защищенности у детей, доброжелательную атмосферу, благоприятный психологический климат;
- использовать дифференцированный подход к воспитанию, который позволит учитывать как индивидуально-психологические, так и половозрастные особенности детей.
Диагностическое исследование подтверждает, что у детей преобладал низкий уровень социализированности, что и определило создание программы формирующего эксперимента, состоящей из трех разделов: «Уверенность в себе», «Чувства, желания, взгляды», «Социальные навыки».
Контрольный срез выявил значительное повышение уровня социализированности детей, что указывает на благоприятные пути обеспечения социализации в условиях детского дома и подтверждает гипотезу нашего исследования.
Список использованной литературы
1. Аксенова В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. – Мн.: Современное слово, 2003. – 154 с.
2. Актуальные проблемы современного детства / Под ред. Е.М. Рыбинского. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – С. 26-58.
3. Барябина Е.Н. Проблемы социализации выпускников детских домов и интернатов// Социальное неравенство и образование: проблемы, исследования, действия. - Саратов, 2001.
4. Батуев А.С. Психофизиология матери и ребенка. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1999. – 241 с.
5. Беляков В.В. Инновационные подходы в работе образовательных учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003.- № 199. – С. 3-6.
6. Борзиней Н.Н. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. – Ставрополь: Экзамен, 2003. – 159 с.
7. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М.: Аргус, 2005.
8. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 2004.
9. Вайнер М.Э.Профилактика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – 259 с.
10. Воспитание и развитие детей в детском доме. Хрестоматия / Ред.-сост. Н.П. Иванова. – М., 2004.
11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: – СПб.: Речь, 2004. – 247 с.
12. Давыдов В.Б. Через игру к социализации личности // Воспитание школьников. - 2001. - № 9. – С. 7-10
13. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.- М.: НИИ семьи и воспитания, 2000. – 354 с.
14. Детство. Краткий словарь-справочник / Под общей ред. А.А. Лиханова, Е.М. Рыбинского. – М., 2004.
15. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей сирот // Педагогика. - 2000. - №3. – С. 4-23.
16. Конвенция о правах ребенка / Сб.науч.методич.материалов. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 45-56.
17. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: ИСПиП, 2000. – 143 с. - С. 78-95.
18. Кочкина Л.С. Подготовка детей-сирот к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях дома детства: Автореф.дис. канд.пед. наук. - М.: Институт практической психологии, 2001. – С. 145-178.
19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М.Шипициной, Е.И.Казаковой. СПб.: Речь, 2000. – 369 с. - С. 156-189.
20. Князева О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развития детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 2005. – 256 с.
21. Кувшинкова, А.И. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения [Текст] / А.И. Кувшинкова, Г.Г. Иванова, А.Я Панфилова. – М.: АРКТИ, 2006. – 144 с.
22. Лютова, С.Н. Методические материалы по психологии [Текст] / С.Н. Лютова. – М.: МГИМО, 2003.
23. Минкова Э.А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи // Очерки о развитии детей, оставшихся без попечения родителей. – М., 2005.
24. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М.: Просвещение, 2003. – 463 с.
25. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Просвещение, 2003. – 250 с.
26. Нелидова А.Л., Щелкина Т.Т. Психологическое обеспечение социальной адаптации воспитанников детского дома // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2003. - №2. – С. 13-15.
27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесение детей к категории, нуждающихся в государственной помощи и поддержке / Общ. ред. М.К. Бардышевская. - М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2002. – 340 с.
28. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. - №4. – с.29-32.
29. Сухов, А.Н. Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. – 2-е изд. – М.: «Академия»,2003. – 600 с.
30. Пятин В.Ф., Вознюк Н.П. К проблеме адаптации беспризорных детей // Современные технологии в образовании: Сб. ст./ РГПУ им. А.И.Герцена; Отв. ред. А.М. Вознюк. – СПб.: Наука, 2001. – 250 с. - С. 56-74.
31. Рыбинский Е.Н. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. - М.: Академия, 2004. – 241 с.
32. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2006. – 324 с.
33. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Педагогика, 1989. – 489 с.
34. Холостова, Е.И. Социальная работа теория и практика [Текст] / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 426 с.
35. Шахманова, А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста [Текст] / А.Ш. Шахманова. – М.: Издательсий центр «Академия», 2005.
36. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. / М.В. Шакурова. – М.: «Академия», 2004. – 272 с.
37. Пименова О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. – 2003. - №4. – с.29-32.
38. Назарова И.Б. Дeти-cиpoты: характеристика проблемы последних лет // Текст статьи размещен на сервере Демоскоп: http://www.demoscope.ru/
39. Социальная адаптация детей-сирот. Западный опыт в России! // Текст размещен на сервере Сиротинка на: http://www.sirotinka.ru/
40. Проблема сиротства в РБ //// Текст статьи размещен на сервере ИРА «Восток-Телениформ на: http://vtinform.ru/search/?q=%
[1]Эриксон Э. Детство и общество / Пер. с англ. - СПб., 2000. – С.23
[2] Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2006. – С. 105
[3] Корель, Л.В. Социология адаптации: вопросы теории, методологии и методики [Текст] / Л.В. Корель. – Н.: Наука, 2005. – С. 35
[4] Аксенова В.И. Социализация воспитанников детского дома: проблемы, поиски, решения. – Мн.: Современное слово, 2003. – С. 45
[5] Мудрик А.В. Социализация и воспитание. - М.: Просвещение, 2003. – С.115
[6] Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М.Шипициной, Е.И.Казаковой. СПб.: Речь, 2000. –С. 156
[7] Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: – СПб.: Речь, 2004. – С.46
[8] Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М.Шипициной, Е.И.Казаковой. СПб.: Речь, 2000. –С. 156
[9] Кувшинкова, А.И. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения [Текст] / А.И. Кувшинкова, Г.Г. Иванова, А.Я Панфилова. – М.: АРКТИ, 2006. – 144 с.
[10] Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: ИСПиП, 2000. – С. 125
[11]Сухов, А.Н. Социальная психология: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев. – 2-е изд. – М.: «Академия»,2003. – С. 246
[12] Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику.- М.: Просвещение, 2003. – С.176
[13] Пятин В.Ф., Вознюк Н.П. К проблеме адаптации беспризорных детей // Современные технологии в образовании: Сб. ст./ РГПУ им. А.И.Герцена; Отв. ред. А.М. Вознюк. – СПб.: Наука, 2001. – С. 56
[14] Князева О.Л. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развития детей от 3 до 6 лет. - М.: Просвещение, 2005. – С.225.
[15] Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под ред. Л.М.Шипициной, Е.И.Казаковой. СПб.: Речь, 2000. – 369 с. - С. 156-189.
[16] Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста. - М.: АРКТИ, 2006. – С.39
[17] Вайнер М.Э.Профилактика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2006. – С.52
[18] Рыбинский Е.Н. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. - М.: Академия, 2004. – С. 59
[19] Батуев А.С. Психофизиология матери и ребенка. СПб.: Изд-во СПб ГУ, 1999. – С. 87
[20] Пятин В.Ф., Вознюк Н.П. К проблеме адаптации беспризорных детей // Современные технологии в образовании: Сб. ст./ РГПУ им. А.И.Герцена; Отв. ред. А.М. Вознюк. – СПб.: Наука, 2001. – С. 56
[21] Вайнер, М.Э Профилактика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников [Текст] / М.Э. Вайнер. – М.: Педагогическое общество России. 2006. – С. 69
[22] Кувшинкова, А.И. Практические материалы для специалистов социальной службы образовательного учреждения [Текст] / А.И. Кувшинкова, Г.Г. Иванова, А.Я Панфилова. – М.: АРКТИ, 2006. – С.38
Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома