Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа
Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………
8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………
25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..
33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………
33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55
Заключение…………………………………………………………………..
61
Список использованной литературы……………………………………...
2) Средний уровень - отличается некоторой неустойчивостью знаний, умений действовать в различных сферах жизнедеятельности. Дети данного типа относятся к категории «принятые». Они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет слабых. Данный уровень характеризуется наличием высокой самооценки детей, деформацией общекультурного уровня во взаимоотношениях, средним уровнем тревожности и социального поведения.
3) Низкий уровень - характеризуется конфликтами между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, нормами, отношениями, взглядами; высоким уровнем тревожности; весьма ограниченным кругом общения; наличием завышенной, либо заниженной самооценки. Дети этого уровня пассивны, мнительны, которых легко обидеть. Они неохотно участвуют в коллективных играх, не умеют находить контакт как со сверстниками, так и с взрослыми. У них низкий уровень социального поведения. Это дети из категории «не принятые» и «изолированные».
Известно, что доминирующей задачей старшего дошкольного возраста является формирование социально-ценностного отношения к нормам современной культуры: гигиеническим, эстетическим, этическим, бытовым. За основу методики определения уровня социализированности нами была взята методика анализа уровня социальной зрелости по С.А. Банкову, содержащая вопросы, охватывающие самые разнообразные сферы жизнедеятельности детей. Показателями социальной зрелости, по С.А. Банкову, являются – знания о самом себе, о цвете, представления о времени, о пространстве, общие представления об окружающей природе и знания о социальном мире. Нами была проведена тестовая беседа, которая содержит следующие вопросы:
1. Назовите свою фамилию и имя.
2. Сколько вам лет?
3. Какие времена года вы знаете?
4. Какое время года сейчас?
5. Назовите части суток.
6. Как ты думаешь, кто старше: ты или я?
7. Построить в колонну по 3 человека и выяснить, кто из детей стоит справа, слева, сзади, впереди от тебя?
8. Назовите домашних животных и птиц.
9. Каких диких животных вы знаете?
10. Назовите зимующих птиц.
11. Каких перелетных птиц вы знаете?
12. Назовите фрукты, и что из них готовят.
13. Какие овощи вы знаете, и где они растут?
14. Какие виды одежды вы знаете, и в какое время года их одевают?
15. Назовите предметы мебели, которые встречаются в нашей группе?
16. Какие предметы посуды вы знаете, и для чего они используются?
17. Назовите виды транспорта?
18. Как вести себя на проезжей части?
19. Правила поведения в общественном месте. Как встречать гостей?
20. Как вести себя в пожарной ситуации?
21. Людей, каких профессий вы знаете, и в чем заключается их работа, какими инструментами они пользуются?
22. Назовите, какого цвета предметы?
Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному ответу. Предполагается дифференцированная оценка ответов от 0 до3 баллов.
Высокий уровень социальной зрелости имеют дети, набравшие от 24 до 29 баллов; средний 20-24 балла; низкий 15-20 баллов.
Результаты теста отображены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования социальной зрелости детей (в %)
Показатели социальной зрелости | Высокий | Средний | Низкий | |||
Экс. группа
| Контр. группа | Экс. группа | Контр. группа | Экс. группа | Контр. группа | |
Знания о самом себе | - | - | 45 | 48 | 55 | 52 |
Представление о времени | - | - | 18 | 26 | 82 | 74 |
Представление о пространстве | - | - | 35 | 42 | 65 | 58 |
Представление об окружающей природе | - | - | 47 | 33 | 53 | 67 |
Знания об окружающем мире | - | - | 5 | 15 | 95 | 85 |
Знания цвета | 45 | 50 | 33 | 42 | 22 | 3 |
Итог: | 45 | 50 | 30,5 | 34,3 | 62 | 56,6 |
Результаты, отображенные в таблице, свидетельствуют о незначительных знаниях и представлениях детей не только об окружающей природе и о пространстве, но даже о себе. У детей практически нет знаний о социальном мире. Такие результаты свидетельствуют о необходимости работы с детьми в передаче элементарных жизненно необходимых знаний.
На втором этапе, с помощью методики «Какой я?» был определен уровень самооценки детей. Мы, пользуясь представленным протоколом, (см. Приложение 1), спрашивали у детей, как они сами себя воспринимают и оценивают по десяти различным, положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставлены в соответствующих колонках протокола, а затем переведены в баллы. Ответы, типа «да» оцениваются в 1 балл, «нет» - в 0 баллов, «не знаю и иногда» - в 0,5 балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.
Методика «Какой я?» выявила низкий уровень самооценки у детей.
Так, в экспериментальной группе только у 36,3% детей средний уровень (Настя - 6 баллов, Максим - 4 балла, Паша - 4 балла, Данил - 4 балла). У 63,7% детей (Саша - 3 балла, Степа - 2,5 балла, Лена - 3 балла, Катя - 3 балла, Сережа - 2 балла, Артем - 3 балла) выявлен низкий уровень самооценки.
Контрольная группа показала следующие результаты: 8,3% детей с завышенной самооценкой (Саша - 8 баллов); 50% детей со средним уровнем (Аида - 6,5 баллов, Дима - 6 баллов, Марина - 7 баллов, Катя - 6,5 баллов, Лена - 4 балла, Вася - 4 балла; 41,7% детей показали низкий уровень развития самооценки (Дима - 2,5 балла, Ваня - 3,5 балла, Арсалан - 3,5 балла, Ваня - 2,5 балла, Сережа - 2 балла).
Результаты беседы отображены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования самооценки детей (в %)
Уровень самооценки | экспериментальная группа | контрольная группа |
Высокий | - | 8,3 |
Средний | 36,3 | 50 |
Низкий | 63,7 | 41,7 |
Результаты, отображенные в таблице, свидетельствуют о необходимости работы с детьми по преодолению их неуверенности в себе, поддержку их положительной самооценки.
С помощью «Теста тревожности» (Р. Теммела, М. Дорки, В. Амена) была определена степень тревожности, которая раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в детском доме.
Детям предлагается стимульный материал - 14 рисунков, на каждом из которых представлена некоторая типичная для жизни ребенка ситуация, в которой изображение для идентификации испытуемого дано без прорисовки лица. Тест представлен в двух вариантах: для девочек и для мальчиков. Каждый рисунок снабжен двумя дополняющими рисунками детского лица, улыбающегося и печального.
Рисунки предлагаются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предложив ребенку рисунок, педагог дает инструкцию следующего содержания:
1. Игра с младшими. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) играют с малышом».
2. Ребенок и женщина с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?»
3.Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого, веселое?»
4.Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается».
5. Игра со старшим. Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или грустное? Он (она) играет с подростком».
6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Она (он) идет спать».
7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное? Он (она) в ванной».
8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
9. Игнорирование. « Как ты думаешь, какое лицо будет у этого у этого ребенка?»
10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, веселое или печальное?»
11. Уборка игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка? Он убирает игрушки».
12. Изоляция. «А у этого ребенка?»
13. Ребенок с взрослыми. «Какое лицо у этого ребенка?»
14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, а у этого ребенка? Он (она) ест».
Выбор ребенком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе.
На основании данных протокола нами вычислен индекс тревожности детей, который равен процентному отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
Результаты теста отображены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования степени тревожности детей (в %)
Уровень тревожности | Экспериментальная группа | Контрольная группа
|
высокий | 91 | 60 |
средний | 9 | 40 |
низкий | - | - |
Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома