Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………


8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………

25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..


33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55

Заключение…………………………………………………………………..

61
Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Раздел 3. Социальные навыки

Тема

Программное содержание

Плохо быть одному

Формировать у детей представления об одиночестве

и о том, как важно иметь друга.

Какие качества помогают дружбе

Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым. Обсудить такие качества как внимательность - равнодушие, лживость -  правдивость, смелость - трусость, щедрость и жадность и их роль в межличностном общении.

Порядок в твоем доме

Приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его чистоте и красоте, если в дом приходят гости.

Как принимать гостей и что надеть

 

 

 

 

Учить детей позитивным, поддерживающим приемам общения со сверстниками и помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приема гостей. Приучить детей следить за своим внешним видом, помочь им понять, что воспитанный человек стремится выглядеть опрятно.

 

Конфликты между детьми

                                                        

Учить анализировать причины ссор. Помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления - драки.

Как вести себя при встрече и  прощании

Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече. Помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному: и как невежливые, и как насмешливые. Прощание, как проявление не только вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений.

Порадуй своего друга

Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо учить  доставлять друзьям эту радость.

Как вести себя за столом

Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом.

Давай познакомимся

Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты.

Делаем вместе

Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно договариваться.

 

                   Кроме этого мы включали в занятия, а так же использовали в совместной и самостоятельной деятельности детей различные игры и упражнения. Например, игры и упражнения на развитие навыков общения: 1) ветер дует на …; 2) найди друга; 3) рукавички; 4) сочиним историю; 5) дракон; 6) рычи, лев - стучи, поезд, стучи; 7) дотронься до…; 8) на что похоже настроение; 9) есть или нет?    10) тень; 11) психологическая лепка; 12) прогулка по ручью; 13) зеркало; 14) секрет; 15) строим цифры; 16) живая скульптура; 17) подарки; 18) поводыри; 19) сиамские близнецы (Приложение 5).

                            Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе: 1) пастушок; 2) мышь и мышеловка; 3) кораблик; 4) качели; 5) неваляшка; 6) соломинка на ветру; 7) гармоничный танец; 8) нарисуй свой страх, победи его; 9) художники натуралисты; 10) дизайнеры; 11) жмурки; 12) маски; 13) расскажи свой страх; 14) необычное сражение; 15) рыбаки и рыбка; 16) медвежонок; 17) чехарда.

              Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: 1) выбиваем пыль; 2) детский футбол; 3) уходи, злость, уходи! 4) час тишины и час «можно»; 5) подушечные бои; 6) падающая башня; 7) по кочкам; 8) два барана; 9) курица и петух; 10) штурм крепости; 11) переезд; 12) ругаемся овощами; 13) нет! да! 14) брыкание; 15) тигр на охоте; 16) жужжа.

              Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживание окружающим: 1) фотография; 2) тренируем эмоции; 3) колечки; 4) глаза в глаза; 5) как ты себя сегодня чувствуешь? 6) классификация чувств; 7) по грибы.

       Ребенка надо учить управлять своим телом, своей энергией, своими эмоциями, учить отдыхать. Это необходимо для развития полноценной здоровой личности. С этой целью была проведена серия упражнений на релаксацию, саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей: 1) порхание бабочки; 2) тихое озеро; 3) полет высоко в небе; 4) путешествие в волшебный лес; 5) плывем в облаках; 6) отдых на море; 7) марионетка; 8) волшебный сон; 9) воздушный шарик; 10) радуга; 11) отдых; 12) слушай свое имя; 13) лифт; 14) веселая зарядка (Приложение 6).

Также в нашей работе использовали аутотренинги «Путешествие на голубую звезду», «Полет птицы», «Очищение от тревоги», комплекс «Беби-йога». Они развивают в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождают от стрессов и перенапряжения. А также тренинговые упражнения «Страна понимания»: 1) эти разные, разные люди; 2) понимаю других - понимаю себя; 3) волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомимика; 4) ты мой друг и я твой друг; 5) я тебя понимаю; 6) если бы я был волшебником; 7) экзамен на звание мастера общения.

              Особенно нравятся детям развивающие игры, направленные на  развитие эмоциональной сферы, которые сгруппированы в разделы: «Природа» - игры, в которых используются природные образы, подсмотренные в природе и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя: «Мама и детеныш», «Я и животное», «Дожди», «Большой - маленький», «Школа зверей», «Джунгли», «Оживи камешки!», «Хоровод», «Облака», «Наседка и цыплята», «Маски», «Зоопарк», «Садовник», «Доктор Айболит», «Бабочки и слоны», «Березки». В следующую группу входят игры, в которых фигурируют в основном  персонажи сказок, поэтому и названа она «Сказка». Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения в этих героев: «Хоровод сказочных героев», «Сказочные зайцы», «Выбери девочку», «Колобок», «Джин». Далее идут игры под названием «Профессия». В них обыгрываются   различные профессии и ситуации, связанные с  тем или иным видом деятельности: «Фантазии», «Профессии», «На рыбалке», «Цирк». Игры, в которых используются схематические изображения эмоций - называются «Пиктограммы». Они помогают формированию у детей экспрессивных эталонов: «Прочитаю письмо», «Волшебные шары», «Снежинки», «Нарисую облако», «Кубик». Игры, которые не вошли в перечисленные в группы, но достойны внимания, получили название «Сюрприз»: «Люблю - не люблю», «Повтори фразу», «Зеркало», «Пантомима», «Мыльные пузыри», «Снеговик», «Волшебный карман», «Обувь» (Приложение 7).

 

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

                  После завершения работы по обеспечению социализации детей, мы провели контрольный срез в экспериментальной и контрольной группах.

                   Цель нашего диагностического исследования – выяснить уровень социализированности детей после формирующего эксперимента и выявить его эффективность.

                 Мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

                  Тестовая беседа по методики  С.А. Банкова для определения уровня социальной зрелости,  показала, что знания и представления детей экспериментальной группы стали намного шире и углубленнее. Уровень социальной зрелости контрольной группы остался прежний, достаточно низкий. Результаты теста (табл. 7) указывают на эффективность проведенной работы с детьми в передаче элементарных жизненно необходимых знаний.

Таблица 7

Результаты исследования социальной зрелости детей (в %)

Уровень социальной зрелости

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

Высокий

7,5

9,1

38

8,6

Средний

30,5

34,3

50

31,4

Низкий

62

56,6

12

60

 

                              Далее, с помощью методики «Какой я?» был определен уровень самооценки детей (табл. 8).

 

 

Таблица 8

Результаты исследования самооценки детей (в %)

Уровень самооценки

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

-

8,3

-

-

Средний

36,3

50

81,8

58,3

Низкий

63,7

41,7

18,2

41,7

 

Результаты опроса свидетельствуют об увеличении количества детей с адекватной самооценкой в экспериментальной группе – 81,8% (Саша Б., Настя Б., Максим Р., Лена С., Катя С., Артем С., Саша Ю., Данил А., Паша З.) и только у Степы Г. и Сережи Б. (18,2%) самооценка по-прежнему занижена (Приложение 1).

                   На следующем этапе нами было выявлен уровень тревожности. На основании данных протокола (Приложение 2) и как видно из таблицы 9 все дети экспериментальной группы вышли на средний уровень тревожности, и средний индекс тревожности по группе составил 31%. В контрольной группе 54% имеют средний и 46% - высокий уровень тревожности.

Таблица 9

Результаты исследования степени тревожности детей (в %)

 

Уровень тревожности

Констатирующий эксперимент

Контрольный срез

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

91

60

-

46

Средний

9

40

100

54

Низкий

-

-

-

-

Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома