Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа
Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………
8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………
25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..
33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………
33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55
Заключение…………………………………………………………………..
61
Список использованной литературы……………………………………...
Раздел 3. Социальные навыки
Тема | Программное содержание |
Плохо быть одному | Формировать у детей представления об одиночестве и о том, как важно иметь друга. |
Какие качества помогают дружбе | Познакомить детей с качествами, помогающими и мешающими дружбе, научить с этих позиций давать оценку себе и своим знакомым. Обсудить такие качества как внимательность - равнодушие, лживость - правдивость, смелость - трусость, щедрость и жадность и их роль в межличностном общении. |
Порядок в твоем доме | Приучать детей содержать в порядке свое жилье и проявлять особую заботу о его чистоте и красоте, если в дом приходят гости. |
Как принимать гостей и что надеть
| Учить детей позитивным, поддерживающим приемам общения со сверстниками и помочь им понять, в чем состоит роль хозяина дома во время приема гостей. Приучить детей следить за своим внешним видом, помочь им понять, что воспитанный человек стремится выглядеть опрятно. |
Конфликты между детьми | Учить анализировать причины ссор. Помочь им освоить способы самостоятельной регуляции межличностных конфликтов, не допускать их крайнего проявления - драки. |
Как вести себя при встрече и прощании | Способствовать усвоению детьми основных правил этикета при встрече. Помочь им понять, что одни и те же высказывания могут быть восприняты окружающими по-разному: и как невежливые, и как насмешливые. Прощание, как проявление не только вежливости, но и один из способов укрепления межличностных отношений. |
Порадуй своего друга | Учить детей позитивным способам общения со сверстниками, помочь им понять, что дружба дарит радость общения и надо учить доставлять друзьям эту радость. |
Как вести себя за столом | Способствовать усвоению детьми основных правил поведения за столом. |
Давай познакомимся | Научить детей самостоятельно устанавливать новые контакты. |
Делаем вместе | Объяснить детям, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно договариваться. |
Кроме этого мы включали в занятия, а так же использовали в совместной и самостоятельной деятельности детей различные игры и упражнения. Например, игры и упражнения на развитие навыков общения: 1) ветер дует на …; 2) найди друга; 3) рукавички; 4) сочиним историю; 5) дракон; 6) рычи, лев - стучи, поезд, стучи; 7) дотронься до…; 8) на что похоже настроение; 9) есть или нет? 10) тень; 11) психологическая лепка; 12) прогулка по ручью; 13) зеркало; 14) секрет; 15) строим цифры; 16) живая скульптура; 17) подарки; 18) поводыри; 19) сиамские близнецы (Приложение 5).
Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе: 1) пастушок; 2) мышь и мышеловка; 3) кораблик; 4) качели; 5) неваляшка; 6) соломинка на ветру; 7) гармоничный танец; 8) нарисуй свой страх, победи его; 9) художники натуралисты; 10) дизайнеры; 11) жмурки; 12) маски; 13) расскажи свой страх; 14) необычное сражение; 15) рыбаки и рыбка; 16) медвежонок; 17) чехарда.
Игры и упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций: 1) выбиваем пыль; 2) детский футбол; 3) уходи, злость, уходи! 4) час тишины и час «можно»; 5) подушечные бои; 6) падающая башня; 7) по кочкам; 8) два барана; 9) курица и петух; 10) штурм крепости; 11) переезд; 12) ругаемся овощами; 13) нет! да! 14) брыкание; 15) тигр на охоте; 16) жужжа.
Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживание окружающим: 1) фотография; 2) тренируем эмоции; 3) колечки; 4) глаза в глаза; 5) как ты себя сегодня чувствуешь? 6) классификация чувств; 7) по грибы.
Ребенка надо учить управлять своим телом, своей энергией, своими эмоциями, учить отдыхать. Это необходимо для развития полноценной здоровой личности. С этой целью была проведена серия упражнений на релаксацию, саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения у детей: 1) порхание бабочки; 2) тихое озеро; 3) полет высоко в небе; 4) путешествие в волшебный лес; 5) плывем в облаках; 6) отдых на море; 7) марионетка; 8) волшебный сон; 9) воздушный шарик; 10) радуга; 11) отдых; 12) слушай свое имя; 13) лифт; 14) веселая зарядка (Приложение 6).
Также в нашей работе использовали аутотренинги «Путешествие на голубую звезду», «Полет птицы», «Очищение от тревоги», комплекс «Беби-йога». Они развивают в детях умение управлять своим телом, дыханием, освобождают от стрессов и перенапряжения. А также тренинговые упражнения «Страна понимания»: 1) эти разные, разные люди; 2) понимаю других - понимаю себя; 3) волшебные средства понимания: интонация, мимика, пантомимика; 4) ты мой друг и я твой друг; 5) я тебя понимаю; 6) если бы я был волшебником; 7) экзамен на звание мастера общения.
Особенно нравятся детям развивающие игры, направленные на развитие эмоциональной сферы, которые сгруппированы в разделы: «Природа» - игры, в которых используются природные образы, подсмотренные в природе и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя: «Мама и детеныш», «Я и животное», «Дожди», «Большой - маленький», «Школа зверей», «Джунгли», «Оживи камешки!», «Хоровод», «Облака», «Наседка и цыплята», «Маски», «Зоопарк», «Садовник», «Доктор Айболит», «Бабочки и слоны», «Березки». В следующую группу входят игры, в которых фигурируют в основном персонажи сказок, поэтому и названа она «Сказка». Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения в этих героев: «Хоровод сказочных героев», «Сказочные зайцы», «Выбери девочку», «Колобок», «Джин». Далее идут игры под названием «Профессия». В них обыгрываются различные профессии и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности: «Фантазии», «Профессии», «На рыбалке», «Цирк». Игры, в которых используются схематические изображения эмоций - называются «Пиктограммы». Они помогают формированию у детей экспрессивных эталонов: «Прочитаю письмо», «Волшебные шары», «Снежинки», «Нарисую облако», «Кубик». Игры, которые не вошли в перечисленные в группы, но достойны внимания, получили название «Сюрприз»: «Люблю - не люблю», «Повтори фразу», «Зеркало», «Пантомима», «Мыльные пузыри», «Снеговик», «Волшебный карман», «Обувь» (Приложение 7).
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
После завершения работы по обеспечению социализации детей, мы провели контрольный срез в экспериментальной и контрольной группах.
Цель нашего диагностического исследования – выяснить уровень социализированности детей после формирующего эксперимента и выявить его эффективность.
Мы использовали те же методики, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Тестовая беседа по методики С.А. Банкова для определения уровня социальной зрелости, показала, что знания и представления детей экспериментальной группы стали намного шире и углубленнее. Уровень социальной зрелости контрольной группы остался прежний, достаточно низкий. Результаты теста (табл. 7) указывают на эффективность проведенной работы с детьми в передаче элементарных жизненно необходимых знаний.
Таблица 7
Результаты исследования социальной зрелости детей (в %)
Уровень социальной зрелости | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | ||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Контрольная группа | |
Высокий | 7,5 | 9,1 | 38 | 8,6 |
Средний | 30,5 | 34,3 | 50 | 31,4 |
Низкий | 62 | 56,6 | 12 | 60 |
Далее, с помощью методики «Какой я?» был определен уровень самооценки детей (табл. 8).
Таблица 8
Результаты исследования самооценки детей (в %)
Уровень самооценки | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий | - | 8,3 | - | - |
Средний | 36,3 | 50 | 81,8 | 58,3 |
Низкий | 63,7 | 41,7 | 18,2 | 41,7 |
Результаты опроса свидетельствуют об увеличении количества детей с адекватной самооценкой в экспериментальной группе – 81,8% (Саша Б., Настя Б., Максим Р., Лена С., Катя С., Артем С., Саша Ю., Данил А., Паша З.) и только у Степы Г. и Сережи Б. (18,2%) самооценка по-прежнему занижена (Приложение 1).
На следующем этапе нами было выявлен уровень тревожности. На основании данных протокола (Приложение 2) и как видно из таблицы 9 все дети экспериментальной группы вышли на средний уровень тревожности, и средний индекс тревожности по группе составил 31%. В контрольной группе 54% имеют средний и 46% - высокий уровень тревожности.
Таблица 9
Результаты исследования степени тревожности детей (в %)
Уровень тревожности | Констатирующий эксперимент | Контрольный срез | ||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа | Контрольная группа | |
Высокий | 91 | 60 | - | 46 |
Средний | 9 | 40 | 100 | 54 |
Низкий | - | - | - | - |
Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома