Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа
Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.
Введение…………………………………………………………………….
3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………
8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………
25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..
33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………
33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55
Заключение…………………………………………………………………..
61
Список использованной литературы……………………………………...
Истолкование полученных данных требует создания экспериментальных ситуаций для раскрытия путей и возможностей эффективного прохождения процесса социализации.
Учитывая то, что социализированность детей старшего дошкольного возраста представлена преимущественно низким и частично средним уровнем, целесообразно, на наш взгляд, применить систему работы по обеспечению социализации в условиях детского дома.
2.2. Система работы по обеспечению социализации детей в
условиях детского дома
После проведения комплексного обследования и на основе анализа количественных и качественных результатов исследования социализации детей, воспитывающихся в детском доме, нами была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, которая состоит из трех разделов:
- «Уверенность в себе»;
- «Чувства, желания, взгляды»;
- «Социальные навыки».
Цель формирующего эксперимента - воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтение окружающих.
Первый раздел программы - «Уверенность в себе» направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек. Для того, чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми, ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не мог сделать сегодня.
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.
Становление индивидуальности ребенка, его «Я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого мы обсуждаем с детьми тот или иной выбор ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараясь понять его сокровенные мечты и желания. Здесь мы помогаем своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, и увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования толерантности к другим. При этом учим детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека как можно раньше. Для этого помогаем детям понять, чем они похожи на других людей, чем от них отличаются. Начинаем мы с осознания ребенком особенности своей внешности, рассматривая вместе с ним его отражение. Организуя экспериментирование детей с масками, гримом, головными уборами, создаем условия для понимания детей того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.
Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют нам выяснить, как дети относятся к своей внешности, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим, независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное. Например: рассказывая о своих друзьях, о том, что именно в них нравится, дети начинают лучше понимать, как важно самому уметь быть хорошим другом.
Второй раздел программы – «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и
переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.
Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учим пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.
Своей работой способствуем постепенному осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутренне отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.
Третий раздел - «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми: формированию коммуникативных навыков; умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Здесь мы знакомим детей с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления – драки. Важно и в то же время сложно в этом разделе объяснить воспитанникам, как можно познакомиться с незнакомым сверстником; как самостоятельно устанавливать новые контакты, ведь это так важно для детдомовцев и их будущего. Здесь мы обучаем нормам и правилам общения. Например: помогаем детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, мы предлагаем детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания.
Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с особенностями поведения за столом; с такими ситуациями, как встреча и прощание и т.д. Мы помогаем детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: важен и опрятный внешний вид и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома. Очень важно то, что мы помогаем своим воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) - это всего лишь внешняя сторона общения. За хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений.
В разделе содержатся темы, которые позволяют нам побеседовать с детьми об одиночестве; объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных. Ряд тем знакомит с качествами, помогающими и мешающими в дружбе. В связи с этим, мы обучаем детей умению давать оценку себе и другим, анализировать качества и поступки в разных ситуациях. Обсуждаем с ними такие качества, как правдивость - лживость, внимательность - равнодушие, смелость - трусость, щедрость - жадность и их роль в дружбе.
В данном разделе мы обучаем детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Например: помогаем им понять, что дружба дает радость общения и надо уметь доставлять эту радость другому; вовремя поздравить с праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие, добрые слова (похвалить за что-либо, выказать свою симпатию и др.).
Эти три раздела тесно связаны между собой и их содержание постоянно перекликаются. Так, важнейшей стороной общения с окружающими людьми (раздел «Социальные навыки») является положительное отношение к другому, способность к сочувствию и сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»). Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания он, как и любой другой человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции («Чувства, эмоции, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, и только тогда контакты с окружающими будут складываться успешно («Социальные навыки»).
Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека, важно уметь распознать его эмоциональное состояние – уметь читать мимику, жесты и т.д. («Чувства, желания, взгляды»).
Программа формирующего эксперимента по обеспечению социализации детей в условиях детского дома
Раздел 1. Уверенность в себе
Тема | Программное содержание |
Каждый привлекателен по-своему | Выяснить, как ребенок относится к своей внешности помочь ему адекватно оценить себя поддерживать, положительную самооценку, способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности. |
Вкусы бывают разные | Определить вместе с детьми предпочтение в еде, в играх и в занятиях, по отношению к животным и растениям, к цвету, к сказкам и выборе друга. Помочь понять, что вкусы бывают разные. |
Фоторобот | Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека. |
Дом, в котором ты хочешь жить | Определить вместе с детьми их предпочтение по отношению к предметам обстановки и быта. |
Шляпы, одежда, гримы, маски | Помочь детям понять, что внешность можно изменить, отразив в ней то или иное настроение человека и открыв неожиданные черты его характера; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью. |
Ты и другие в зеркале | Развивать представление о себе и своем отличие от других. |
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
Тема | Программное содержание |
Мимические признаки эмоций | Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позам, жестам. |
Изменение настроения | Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения; что такое грусть и что значит плохое настроение. Учить распознавать по внешним признакам состояния гнева, удивления, спокойствия, радости. |
Страх | Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей. |
Плач, смех, испуг | Учить детей распознавать по внешним признакам настроения и эмоциональное состояние и анализировать их причины. |
Праздник | Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере; развивать у них понимание того, что хорошее настроение во многом зависит от отношения к тебе окружающих. |
Чувства и предпочтения | Развивать у детей понимание того, что чувства и настроение человека связаны с его предпочтениями. |
Сказочный герой и ты | Учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом. |
Что тебя огорчает или чему ты радуешься | Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают жизненные события. |
Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома