Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и обоснование путей социализации детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома.
Гипотеза – социализация детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно, если правильно организовать развивающую среду, позволяющую воспитанникам:
- овладевать социальными способами обращения с предметным миром;
- усваивать нормы человеческих взаимоотношений;
- выделить собственное «Я» среди других людей, формировать «систему Я»;
- осознанно воспринимать свои собственные эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей через систему занятий, игр и упражнений, а также тренинги и релаксацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса социализации детей в условиях детского дома…………………………………………………………


8
1.1. Особенности социализации детей дошкольного возраста…………..
8
1.2. Нарушение социализации у детей воспитывающихся в детских домах…………………………………………………………………………

25

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обеспечению социализации детей воспитывающихся в детском доме…………………………..


33
2.1. Диагностика социализированности детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………

33
2.2. Система по обеспечению социализации детей……………………….
46
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы………………………….
55

Заключение…………………………………………………………………..

61
Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 415.00 Кб (Скачать)

 

Истолкование полученных данных требует создания экспериментальных ситуаций для раскрытия путей и возможностей эффективного прохождения процесса социализации.

        

              Учитывая то, что социализированность детей старшего дошкольного возраста представлена преимущественно низким  и частично средним   уровнем, целесообразно, на наш взгляд, применить систему работы по обеспечению социализации в условиях детского дома.

 

2.2. Система работы по обеспечению социализации детей в

условиях детского дома

После проведения комплексного обследования и на основе анализа количественных и качественных результатов исследования социализации детей, воспитывающихся в детском доме, нами  была разработана и апробирована программа формирующего эксперимента, которая состоит из трех разделов:

- «Уверенность в себе»;

- «Чувства, желания, взгляды»;

- «Социальные навыки».

                Цель формирующего эксперимента - воспитание чувства безопасности и доверия к миру, развитие отношений с окружающим миром через игру, предметную деятельность. Дети должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, быть способными на собственный выбор и с пониманием воспринимать мнение и предпочтение окружающих.

                  Первый раздел программы - «Уверенность в себе» направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои  характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек. Для того, чтобы достичь успеха, уметь общаться с разными людьми, ребенок должен знать, что он может и что ему пока не удается. Его возможности еще ограничены, но они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, что не мог сделать сегодня.  

                  Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.

                  Становление индивидуальности ребенка, его «Я» начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого мы обсуждаем  с детьми тот или иной выбор ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараясь понять его сокровенные мечты и желания. Здесь мы помогаем своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, и увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования толерантности к другим. При этом  учим детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось  у человека как можно раньше. Для этого помогаем детям понять, чем они похожи на других людей, чем от них отличаются. Начинаем мы с осознания ребенком особенности своей внешности, рассматривая вместе с ним его отражение. Организуя экспериментирование детей с масками, гримом, головными уборами, создаем условия для понимания детей того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.

                  Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют нам выяснить, как дети относятся к своей внешности, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим, независимо от внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-то особенно приятное. Например: рассказывая о своих друзьях, о том, что именно в них нравится, дети начинают лучше понимать,  как  важно самому уметь быть хорошим другом.

                   Второй раздел программы – «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои  собственные эмоции, чувства и

переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

                  Мы знакомим детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учим пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей.

                  Своей работой способствуем постепенному осознанию детьми того, что одни и те же  предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутренне отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая чужие и свои собственные ощущения и переживания.

                   Третий раздел - «Социальные навыки» предполагает обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношении с другими людьми: формированию коммуникативных навыков; умению устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Здесь мы знакомим детей с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются  этически ценные формы общения.

                  Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать ее крайнего проявления – драки. Важно и в то же время сложно в этом разделе объяснить воспитанникам, как можно познакомиться с незнакомым сверстником; как самостоятельно устанавливать новые контакты, ведь это так важно для детдомовцев и их будущего. Здесь мы обучаем нормам и правилам общения. Например: помогаем детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение. Для того чтобы научить своих воспитанников правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, мы предлагаем детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр-драматизаций различного содержания.

                   Содержание данного раздела предполагает также знакомство детей с особенностями поведения за столом; с такими ситуациями, как встреча и прощание и т.д. Мы помогаем детям понять, что воспитанный человек всегда будет пользоваться у окружающих симпатией. Здесь нет мелочей: важен и опрятный внешний вид и умение вести себя в гостях, выбрать подарок, угостить гостей, когда сам выступаешь в роли хозяина дома. Очень важно то, что мы помогаем своим воспитанникам осознать, что общепринятые правила поведения в обществе (этикет) - это всего лишь внешняя сторона общения. За  хорошими манерами скрываются полезные способы регуляции межличностных отношений.

                   В разделе содержатся темы, которые позволяют нам побеседовать с детьми об одиночестве; объяснить преимущества дружбы на примере того, насколько коллективные игры богаче и разнообразнее индивидуальных. Ряд тем знакомит с качествами, помогающими и мешающими в дружбе. В связи с этим, мы обучаем детей умению давать оценку себе и другим, анализировать качества и поступки в разных ситуациях. Обсуждаем с ними такие качества, как правдивость - лживость, внимательность - равнодушие, смелость - трусость, щедрость - жадность и их роль в дружбе.

                  В данном разделе мы обучаем детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. Например: помогаем им понять, что дружба дает радость общения и надо уметь доставлять эту радость другому; вовремя поздравить с праздником или днем рождения, изготовить и преподнести подарок другу или просто проявить внимание, сказав хорошие, добрые слова (похвалить за что-либо, выказать свою симпатию и др.).

                   Эти три раздела тесно связаны между собой и их содержание постоянно перекликаются. Так, важнейшей стороной общения с окружающими людьми (раздел «Социальные навыки») является положительное отношение к другому, способность к сочувствию и сопереживанию (раздел «Чувства, желания, взгляды»). Ребенок имеет право на свое мнение, чувства и желания он, как и любой другой  человек, уникален и не похож на остальных (раздел «Уверенность в себе»). Важно помочь ребенку осознать, что ему нравится, вызывает у него положительные эмоции («Чувства, эмоции, взгляды»). При этом нужно постоянно сопоставлять и сравнивать свои и чужие предпочтения, которые далеко не всегда совпадают, и только тогда контакты  с окружающими будут складываться успешно («Социальные навыки»).

                    Для формирования у ребенка образа «Я» важно, чтобы он осознал свои предпочтения и вкусы («Уверенность в себе»), понимал, что иногда они могут не совпадать со вкусами и желаниями других людей. Лучше понять это несовпадение помогает внимательное  отношение к сверстникам во время совместной игры или при других формах общения с ними («Социальные навыки»). Для более глубокого понимания другого человека, важно уметь распознать его эмоциональное состояние – уметь читать мимику, жесты и т.д. («Чувства, желания, взгляды»).

 

Программа формирующего эксперимента по обеспечению социализации детей в условиях детского дома

Раздел 1. Уверенность в себе

Тема

Программное содержание

Каждый привлекателен            по-своему

Выяснить, как ребенок относится к своей внешности помочь ему адекватно оценить себя поддерживать, положительную самооценку, способствовать развитию у детей толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешности.

Вкусы бывают разные

Определить вместе с детьми предпочтение в еде, в играх и в занятиях, по отношению к животным и растениям, к цвету, к сказкам и выборе друга. Помочь понять, что вкусы бывают разные.

Фоторобот

Развивать воображение ребенка в воссоздании внешнего облика человека.

Дом, в котором ты хочешь жить

Определить вместе с детьми их предпочтение по отношению к предметам обстановки и быта.

Шляпы, одежда, гримы, маски

Помочь детям понять, что внешность можно изменить, отразив в ней то или иное настроение человека и открыв неожиданные черты его характера; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

Ты и другие в зеркале

Развивать представление о себе и своем отличие от других.

 

Раздел  2. Чувства, желания, взгляды

Тема

Программное содержание

Мимические признаки эмоций

Учить детей понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позам, жестам.

Изменение настроения

Помочь детям понять причины и внешние признаки изменения настроения; что такое грусть и что значит плохое настроение. Учить распознавать по внешним признакам состояния гнева, удивления, спокойствия, радости.

Страх

Помочь детям понять причины возникновения страха, способствовать профилактике страхов у детей.

Плач, смех, испуг

Учить детей распознавать по внешним признакам настроения и эмоциональное состояние и анализировать их причины.

Праздник

Познакомить детей с эмоциями, соответствующими праздничной атмосфере; развивать у них понимание того, что хорошее настроение  во многом зависит от отношения к тебе окружающих.

Чувства и предпочтения

Развивать у детей понимание того, что чувства и настроение человека связаны с его предпочтениями.

Сказочный герой и ты

Учить детей распознавать эмоциональные переживания героев сказок и соотносить эти переживания со своим жизненным опытом.

Что тебя огорчает или чему ты радуешься

Учить детей определять, какие эмоциональные реакции вызывают жизненные события.

Информация о работе Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях детского дома