Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: сравнить философскую и обыденную интерпретацию понятия «любовь».
Задачи:
- теоретическая задача: проанализировать философские и психологические подходы к понятию «любовь»;
- эмпирическая задача: выявить эмпирическую интерпретацию понятия «любовь», сравнить смысловую наполненность понятия «любовь» у мужчин и женщин.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Тема любви в истории философии………………………………………… 4
Любовь в античной философии…………………………………… 4
Христианское понимание любви…………………………………. 7
Тема любви в философии в эпоху возрождения
и нового времени………………………………………………………. 10
2 Трактовка понятия «любовь» в психологических подходах……………………………………………………………………….… 14
2.1 Современные представления о любви…………………………………14
2.1 Представления Зигмунда Фрейда……… ……………………….... 15
Представления Эриха Фромма……………………………………… 17
3 Эмпирическое исследование понимания смысла понятия «любовь»
в обыденном представлении ………………………………………………… 22
3.1 Процедура и методы исследования ………………………………….22
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………... 25
Список использованной литературы ………………………………………... 26
Приложение 1 Ответы испытуемых………………………………
Аристотель резко разводит понятия «эрос» и «филия», они противоположны по своему значению. «Филия» это духовный покой, а «эрос» это скорее страсть, чем покой. «Филия» очень цениться Аристотелем, «это самое необходимое для жизни»[2]. Он её ставит даже выше, чем справедливость: «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде».
Так же меня заинтересовала однополая любовь. А интересно именно то, что в понимании Платона любовь женщины к женщине порочна и низка, а любовь мужчины к мужчине считается мужественной и высшей формой любви. В диалоге Платона «Пир» говорится, якобы есть два Эрота. Пошлый, подчиняющийся Афродите пошлой и Эрот небесный, которой подчиняется старшей сестре – Афродите небесной. Платон говорит: «Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, женщин не меньше, чем юношей… Эрот же Афродиты небесной, которая, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, всегда возвышенна и чиста» [6].
Все же в Древней Греции любовь ценилась высоко. Все в том же диалоге Платона «Пир» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь» [6].
Христианство принесло в мир новое понимание любви, почти во всем противоположное античному взгляду. В христианстве признается всеобъемлющая любовь. Нагорная проповедь Христа основана на принципах любви.
Идеал всеобъемлющей и всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинила его себе. Само послание сына Божьего на землю, вся его жизнь и позорная смерть на кресте во имя искупление грехов человеческих является доказательством глубочайшей любви Бога к людям. «Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в него, не погиб, а обрел вечную жизнь. Не для того послал Бог своего сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через него» [7]. Описывая этот удивительный акт любви Бога к людям, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого человека, разве что кто-то решится пожертвовать жизнью за своего благодетеля. А «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» [7]. «Пусть ваши корни основываются на любви, чтобы вы были в состоянии понять вместе со всеми людьми Божьими, сколь широка, глубока и высока нескончаемая любовь Христа, и узнать эту любовь, превосходящую все вам известное» [7]. «Подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертву ради нас» [7].
В качестве главных заповедей Иисус выдвигает две заповеди и к тому же он их объединяет. «… «Возлюби господа твоего всем сердцем твоим» - это первая заповедь. Есть вторая заповедь похожая на эту «Возлюби ближнего, как самого себя» [7]. Понятие ближнего в Ветхом завете распространялось только к жителям Израиля, в Новом же завете оно стало более обширно и распространялось на всех людей, независимо от их места жительства и национальности. Первой заповедью Христос называет любовь к Богу, но она не может быть реализована без исполнения второй заповеди, любви к ближнему. «Если кто-то говорит: «Я люблю Бога», а ненавидит брата своего, то он лжец, ибо кто не любит брата своего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видел» [7]. Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку – в Новом завете основное условие любви к Богу, главная ступень на пути к нему. Апостол Павел убеждает римлян «Не будьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу, ибо, кто возлюбит ближнего своего, исполнит закон. Я говорю это, ибо заповеди гласят: «Не прелюбодействуй», «Не убей», «Не укради», «Не пожелай чужого». Какие бы ещё ни существовали заповеди, все они вместе сводятся вот к чему: «Возлюби ближнего, как самого себя»»[7]. Любовь вынуждает к ближнему человека не причинять ему зла, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей.
Проповедями и личным примером Иисус внедряет в человеческие сердца идею любви к ближнему. И на последней прощальной беседе с учениками он дает им новую заповедь, что бы они руководствовались ей после его ухода. «… Возлюбите друг друга. Вы должны любить друг друга так, как я вас любил»[7]. Эту заповедь Иисус повторяет три раза. Данная заповедь призывает человека любить ближнего не только человеческой любовью, но и божественной, какой Христос любил людей. И движимый именно этой божественной любовью он обрек себя на позорную смерть ради возлюбленных своих. Иисус призывает людей к всепобеждающей и жертвенной любви. «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей» [7]. Сила этой любви поднимает человека из рабского состояния. Если в Ветхом завете люди были лишь слугами Бога, то в Новом они превозносятся до уровня его друзей. «Вы мои друзья, и если дальше будете исполнять то, что я заповедаю вам, я не стану больше называть вас слугами, ибо слуге неведомо, что делает его хозяин. Я назвал вас друзьями, ибо рассказал вам обо всём, что узнал от отца моего» [7]. Заповедует же он главный образом любовь к ближнему.
Итак, любовь людей друг к другу способна вывести человека из рабского состояния и сделать их друзьями, кроме того, при соблюдение этой заповеди их другом становиться Бог. Античная философия знала два вида любви — чувственную любовь (Афродиту земную) и божественный эрос (Афродиту небесную), но практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равным Богу.
Любовь
в Новом завете рассматривается
очень широко, в основном она понимается,
как вообще добродетельная жизнь, как
исполнение нравственно-этических
норм и соблюдение всех заповедей. «Вот
что подразумевается под
«Бог есть Любовь — в этой краткой формуле глубинный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым человечеством, люди же которые постигли, может быть величайший, идеал человеческого бытия, почитаются в нашем социуме сумасшедшими, больными, в лучшем случае чудаками» [1].
Взаимная и всеобъемлющая любовь возведена в Новом завете на высший, доступный человечеству того времени уровень совершенства — она, освящена авторитетом Бога. Бог, согласно Новому завету, так любит людей, что посылает сына своего на смерть ради их спасения. И Новый завет призывают людей так же беззаветно любить друг друга. За это обещана и самая высокая награда — обладание самим Богом. «…Если мы любим, друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна, есть в нас, … Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» [7].
«Обладание же БоОм, то есть полное «знание» его, приравнивает человека к Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха — не только перед силами мира сего, но и перед самим Богом» [1]. Любовь, как высшее состояние человеческого бытия, снимает страх, предписанный человеку в его обыденной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» [7].
На смену философскому духовному эросу античности, христианство принесло интимную, глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом, божественной заповедью. Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.
Одним из первых христианских философов который затронул тему любви, является Августин Аврелий. Он проводит резкую грань между любовью и вожделением. Любовью он называет стремление насладиться Богом ради него самого, а также собой и ближними ради Бога. «Наоборот, вожделение, по Августину, – это стремление наслаждаться собой и ближним не ради Бога. Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; ее можно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу» [5].
Говоря о плотских влечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется воле человека» [3]. Лишь супружество и рождение детей хоть как-то может оправдать «влечение».
Развратом Августин называет не плотские желания и их удовлетворение, а необузданные желания, жадные к плотским удовольствиям. Так, питье и питание, необходимые для телесного здоровья, могут превратиться в чревоугодие, когда становятся самоцелью.
Плотские влечения Августин сравнивает с клеем на крыльях, который не позволяет летать. Надо очищать крылья от этого клея, чтобы подняться в небо. По убеждению Августина, всякая любовь (к матери, другу, к прекрасному, знаниям) лишь тогда имеет действительную ценность, когда видит во всем творение Бога и устремлена через творение к творцу. «Если тела угодны тебе, хвали за них Бога и обрати любовь свою к их мастеру… Если угодны души, да будут они любимы в Боге… То хорошее, что вы любите, от него, и поскольку оно с ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким, потому что несправедливо любить хорошее и покинуть того, кто дал это хорошее» [3]. Когда в своих влечениях и привязанностях мы забываем о творце того, что любимо нами, нас подстерегает неминуемая горечь, ведь все земное изменчиво и смертно, потому несчастна душа, скованная любовью к тому, что смертно.
Как
видим, христианское понимание любви
значительно отличается от античного
понимания любви. Из древнегреческих
толкований любви христианское вероучение
переняло только «агапэ» – любовь к ближнему,
причем, вложив более широкий смысл в понятие
«ближний». Неверно, однако, было бы считать,
что христианство только сузило сферу
любви. Оно сформировало новый идеал –
любви к Богу и бескорыстной, непохотливой,
братской любви ко всем людям. «Этот идеал
в дальнейшем стал основой для появления
нового типа любви – любви личности к
личности, которую в современном мире
называют «настоящей любовью»[5].
1.3. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени
Эпоха возрождения вернула античное представление о любви. Любовь стала вновь рассматриваться как космическая сила.
Суждения философов эпохи возрождения о любви тесным образом связано с формированием нового взгляда на человека, и на его место и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душа человека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос и духовная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.
Френсис Бэкон – английский мыслитель позднего возрождения с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её подробному разбору.
Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной» [5].
Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и не порицает, так как не имеет достаточных оснований на то, или иное. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против.
«За
любовь являются следующие аргументы:
благодаря любви человек
Против любви: любовь хороша на сцене – в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи»[5].
Бэкон считает, что позволяет вырасти этой любви безумной страсти в себе лишь слабый человек. Есть даже поговорка невозможно любить и быть мудрым, и именно на эту поговорку опирается Бэкон. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Но я все же могу сказать, что Бэкон не против «земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия.
Рене Декарт – французский философов и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.
Информация о работе Смысловая наполненность понятия "любовь"