Смысловая наполненность понятия "любовь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: сравнить философскую и обыденную интерпретацию понятия «любовь».
Задачи:
- теоретическая задача: проанализировать философские и психологические подходы к понятию «любовь»;
- эмпирическая задача: выявить эмпирическую интерпретацию понятия «любовь», сравнить смысловую наполненность понятия «любовь» у мужчин и женщин.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Тема любви в истории философии………………………………………… 4
Любовь в античной философии…………………………………… 4

Христианское понимание любви…………………………………. 7

Тема любви в философии в эпоху возрождения
и нового времени………………………………………………………. 10
2 Трактовка понятия «любовь» в психологических подходах……………………………………………………………………….… 14
2.1 Современные представления о любви…………………………………14
2.1 Представления Зигмунда Фрейда……… ……………………….... 15
Представления Эриха Фромма……………………………………… 17

3 Эмпирическое исследование понимания смысла понятия «любовь»
в обыденном представлении ………………………………………………… 22
3.1 Процедура и методы исследования ………………………………….22
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………... 25
Список использованной литературы ………………………………………... 26
Приложение 1 Ответы испытуемых………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая смысловая наполненность понятия любовь.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

     Аристотель  резко разводит понятия «эрос» и  «филия», они противоположны по своему значению. «Филия» это духовный покой, а «эрос» это скорее страсть, чем  покой. «Филия» очень цениться Аристотелем, «это самое необходимое для жизни»[2]. Он её ставит даже выше, чем справедливость: «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде».

     Так же меня заинтересовала однополая любовь. А интересно именно то, что в  понимании Платона любовь женщины к женщине порочна и низка, а любовь мужчины к мужчине считается мужественной и высшей формой любви. В диалоге Платона «Пир» говорится, якобы есть два Эрота. Пошлый, подчиняющийся Афродите пошлой и Эрот небесный, которой подчиняется старшей сестре – Афродите  небесной. Платон говорит: «Так вот, Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, женщин не меньше, чем юношей… Эрот же Афродиты небесной, которая,  причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, – недаром это любовь к юношам, всегда возвышенна и чиста» [6].

     Все же в Древней Греции  любовь ценилась высоко. Все в том же диалоге  Платона «Пир» содержится подлинное  прославление любви. Более того, там говорится и о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь» [6].

      

    1. Христианское понимание любви
 

     Христианство  принесло в мир новое понимание  любви, почти во всем противоположное  античному взгляду. В христианстве признается всеобъемлющая любовь. Нагорная проповедь Христа основана на принципах  любви.

     Идеал всеобъемлющей и всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинила его себе. Само послание сына Божьего на землю, вся его жизнь и позорная смерть на кресте во имя искупление грехов человеческих является доказательством глубочайшей любви  Бога к людям. «Ибо Бог так возлюбил этот мир, что пожертвовал своим единственным сыном ради того, чтобы каждый, кто уверует в него, не погиб, а обрел вечную жизнь. Не для того послал Бог своего сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через него» [7]. Описывая этот удивительный акт любви Бога к людям, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого человека, разве что кто-то решится пожертвовать жизнью за своего благодетеля. А «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» [7]. «Пусть ваши корни основываются на любви, чтобы вы были в состоянии понять вместе со всеми людьми Божьими, сколь широка, глубока и высока нескончаемая любовь Христа, и узнать эту любовь, превосходящую все вам известное» [7]. «Подражайте Богу, как дети возлюбленные, и живите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертву ради нас» [7].  

     В качестве главных заповедей Иисус  выдвигает две заповеди и к  тому же он их объединяет. «… «Возлюби господа твоего всем сердцем твоим» - это первая заповедь. Есть вторая заповедь похожая на эту «Возлюби ближнего, как самого себя» [7]. Понятие ближнего в Ветхом завете распространялось только к жителям Израиля, в Новом же завете оно стало более обширно и распространялось на всех людей, независимо от их места жительства и национальности. Первой заповедью Христос называет любовь к Богу, но она не может быть реализована без исполнения второй заповеди, любви к ближнему. «Если кто-то говорит: «Я люблю Бога», а ненавидит брата своего, то он лжец, ибо кто не любит брата своего, которого видит, не может любить Бога, Которого не видел» [7]. Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку – в Новом завете основное условие  любви к Богу, главная ступень на пути к нему. Апостол Павел убеждает римлян «Не будьте ни у кого в долгу, пусть единственным вашим долгом будет долг любви друг к другу, ибо, кто возлюбит ближнего своего, исполнит закон. Я говорю это, ибо заповеди гласят: «Не прелюбодействуй», «Не убей», «Не укради», «Не пожелай чужого». Какие бы ещё ни существовали заповеди, все они вместе сводятся вот к чему: «Возлюби ближнего, как самого себя»»[7]. Любовь вынуждает к ближнему человека не причинять ему зла, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей.

     Проповедями и личным примером Иисус внедряет в человеческие сердца идею любви  к  ближнему. И на последней прощальной беседе с учениками он дает им новую  заповедь, что бы они руководствовались  ей после его ухода. «… Возлюбите  друг друга. Вы должны любить друг друга так, как я вас любил»[7]. Эту заповедь Иисус повторяет три раза. Данная заповедь призывает человека любить ближнего не только человеческой любовью, но и  божественной, какой Христос любил людей. И движимый именно этой божественной любовью он обрек себя на позорную смерть ради возлюбленных своих. Иисус призывает людей к всепобеждающей и жертвенной любви. «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей» [7]. Сила этой любви поднимает человека из рабского состояния. Если в Ветхом завете люди были лишь слугами Бога, то в Новом они превозносятся до уровня его друзей. «Вы мои друзья, и если дальше будете исполнять то, что я заповедаю вам, я не стану больше называть вас слугами, ибо слуге неведомо, что делает его хозяин. Я назвал вас друзьями, ибо рассказал вам обо всём, что узнал от отца моего» [7]. Заповедует же он главный образом любовь к ближнему.

     Итак, любовь людей друг к другу способна вывести человека из рабского состояния  и сделать их друзьями, кроме того, при соблюдение этой заповеди их другом становиться Бог. Античная философия знала два вида любви — чувственную любовь (Афродиту земную) и божественный эрос (Афродиту небесную), но практически не знала всепрощающей любви к ближнему, которая, по христианским представлениям, только и делает человека равным Богу.

     Любовь  в Новом завете рассматривается  очень широко, в основном она понимается, как вообще добродетельная жизнь, как  исполнение нравственно-этических  норм и соблюдение всех заповедей. «Вот что подразумевается под любовью: мы должны жить согласно заповедям Божьим» [7]. Заповеди же, помимо главных (любовь к богу и любовь к ближнему), включают элементарные нравственные требования такие как: чти отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй, не укради, не возводи клеветы на друга, не желай имущества ближнего твоего. Человек, который соблюдает эти правила, по представления христианства, живет в любви. Этот человек удостаивается ответного чувства от самого Бога, а это есть нескончаемое блаженство. «Если будете следовать моим заповедям, то и в любви моей пребудете, как я следовал заповедям отца моего и пребываю в его любви» [7].

     «Бог  есть Любовь — в этой краткой формуле глубинный общечеловеческий смысл христианства, который, увы, до сих пор остается в целом непонятым человечеством, люди же которые постигли, может быть величайший, идеал человеческого бытия, почитаются в нашем социуме сумасшедшими, больными, в лучшем случае чудаками» [1].

     Взаимная  и всеобъемлющая любовь возведена  в Новом завете на высший, доступный человечеству того времени уровень совершенства — она, освящена авторитетом Бога. Бог, согласно Новому завету, так любит людей, что посылает сына своего на смерть ради их спасения. И Новый завет призывают людей так же беззаветно любить друг друга. За это обещана и самая высокая награда — обладание самим Богом. «…Если мы любим, друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь его совершенна, есть в нас, … Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» [7].

     «Обладание же БоОм, то есть полное «знание» его, приравнивает человека к Богу, делает его свободным и независимым, лишает всяческого страха — не только перед силами мира сего, но и перед самим Богом» [1]. Любовь, как высшее состояние человеческого бытия, снимает страх, предписанный человеку в его обыденной жизни, даже страх перед днем Суда. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви» [7].

     На  смену философскому духовному эросу  античности, христианство принесло интимную, глубоко человечную, сострадательную любовь к ближнему, освятив ее божественным авторитетом, божественной заповедью. Гуманность, милосердие, сострадание, любовь к людям – вот область чувств и нравственных принципов, открытая христианством и поставленная им в основу построения новой культуры.

     Одним из первых христианских философов который  затронул тему любви, является Августин Аврелий. Он проводит резкую грань между  любовью и вожделением. Любовью  он называет стремление насладиться  Богом ради него самого, а также собой и ближними ради Бога. «Наоборот, вожделение, по Августину, – это стремление наслаждаться собой и ближним не ради Бога. Настоящая любовь подобна песне, посвящаемой Богу; ее можно петь молча, ведь любовь сама есть голос к Богу» [5].

     Говоря  о плотских влечениях, Августин не называет их словам «любовь», а лишь «влечение» или «похоть». Половой акт он считает непристойным. «Движения совокупляющихся органов является непристойным именно потому, что оно не повинуется воле человека» [3]. Лишь супружество и рождение детей хоть как-то может оправдать  «влечение».

     Развратом Августин называет не плотские желания  и их удовлетворение, а необузданные желания, жадные к плотским удовольствиям. Так, питье и питание, необходимые для телесного здоровья, могут превратиться в чревоугодие, когда становятся самоцелью.

     Плотские  влечения Августин сравнивает с клеем  на крыльях, который не позволяет  летать. Надо очищать крылья от этого  клея, чтобы подняться в небо. По убеждению Августина, всякая любовь (к матери, другу, к прекрасному, знаниям) лишь тогда имеет действительную ценность, когда видит во всем творение Бога и устремлена через творение к творцу. «Если тела угодны тебе, хвали за них Бога и обрати любовь свою к их мастеру… Если угодны души, да будут они любимы в Боге… То хорошее, что вы любите, от него, и поскольку оно с ним, оно хорошо и сладостно, но оно станет горьким, потому что несправедливо любить хорошее и покинуть того, кто дал это хорошее» [3]. Когда в своих влечениях и привязанностях мы забываем о творце того, что любимо нами, нас подстерегает неминуемая горечь, ведь все земное изменчиво и смертно, потому несчастна душа, скованная любовью к тому, что смертно.

     Как видим, христианское понимание любви  значительно отличается от античного  понимания любви. Из древнегреческих толкований любви христианское вероучение переняло только «агапэ» – любовь к ближнему, причем, вложив более широкий смысл в понятие «ближний». Неверно, однако, было бы считать, что христианство только сузило сферу любви. Оно сформировало новый идеал – любви к Богу и бескорыстной, непохотливой, братской любви ко всем людям. «Этот идеал в дальнейшем стал основой для появления нового типа любви – любви личности к личности, которую в современном мире называют «настоящей любовью»[5]. 
 

     1.3. Тема любви в философии эпохи возрождения и нового времени

     Эпоха возрождения вернула античное представление  о любви. Любовь стала вновь рассматриваться  как космическая сила.

     Суждения  философов эпохи возрождения  о любви тесным образом связано  с формированием нового взгляда на человека, и на его место  и значение в этом мире. Если в средневековье противопоставлялись божественное и природное начало в человеке, то теперь они находились в гармоничном единстве. Появляется понимание что тело и душа человека составляет неразрывное единство, а отсюда следует, что телесный эрос и духовная любовь находятся в теснейшей взаимосвязи и существуют в гармоничном взаимодействии.

     Френсис Бэкон – английский мыслитель  позднего возрождения с одной  стороны почтительно отозвался  о принципах христианской любви, а с другой стороны, уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её подробному разбору.

     Христианская  любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает  у человека добрые нравы лучше, чем  любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу  и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной» [5].

     Рассуждая о земной любви, он не хвалит её, но и  не порицает, так как не имеет  достаточных оснований на то, или иное. Он выделяет два ряда аргументов за любовь и против.

     «За любовь являются следующие аргументы: благодаря любви человек находит  самого себя; великая страсть –  наилучшее состояние души; без  любви человеку все кажется простым  и скучным; любовь спасает от одиночества.

     Против  любви: любовь хороша на сцене –  в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много  несчастий. Любовь вызывает у людей  противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной  мыслью, навязывает им слишком узкий  взгляд на вещи»[5].

     Бэкон считает, что позволяет вырасти  этой любви безумной страсти в  себе лишь слабый человек. Есть даже поговорка  невозможно любить и быть мудрым, и  именно на эту поговорку опирается  Бэкон. По его мнению, любовь нужно  держать на особом месте раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Но я  все же могу сказать, что Бэкон не против «земной» любви, он лишь против её чрезмерности и безумия.

     Рене  Декарт – французский философов  и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался  подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу.

Информация о работе Смысловая наполненность понятия "любовь"