Смысловая наполненность понятия "любовь"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: сравнить философскую и обыденную интерпретацию понятия «любовь».
Задачи:
- теоретическая задача: проанализировать философские и психологические подходы к понятию «любовь»;
- эмпирическая задача: выявить эмпирическую интерпретацию понятия «любовь», сравнить смысловую наполненность понятия «любовь» у мужчин и женщин.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Тема любви в истории философии………………………………………… 4
Любовь в античной философии…………………………………… 4

Христианское понимание любви…………………………………. 7

Тема любви в философии в эпоху возрождения
и нового времени………………………………………………………. 10
2 Трактовка понятия «любовь» в психологических подходах……………………………………………………………………….… 14
2.1 Современные представления о любви…………………………………14
2.1 Представления Зигмунда Фрейда……… ……………………….... 15
Представления Эриха Фромма……………………………………… 17

3 Эмпирическое исследование понимания смысла понятия «любовь»
в обыденном представлении ………………………………………………… 22
3.1 Процедура и методы исследования ………………………………….22
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………... 25
Список использованной литературы ………………………………………... 26
Приложение 1 Ответы испытуемых………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая смысловая наполненность понятия любовь.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

кафедра социальной психологии и социологии управления  
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

на тему: “Смысловая наполненность понятия “любовь” 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

факультета  управления и психологии

специальности 030301 «Психология»

4 курса 

Гарковик  О. В.

проверила:

кандидат  психологических наук

преподаватель

Киреева О.В. 
 
 
 
 

        Краснодар 2011  

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………     3 

1 Тема любви в истории философии…………………………………………    4 

    1. Любовь  в античной философии……………………………………    4
 
    1. Христианское  понимание любви………………………………….    7
 
    1. Тема любви  в философии в эпоху возрождения 

    и нового времени……………………………………………………….    10 

2 Трактовка понятия «любовь» в психологических подходах……………………………………………………………………….…    14

     2.1 Современные представления о  любви…………………………………14 

      2.1 Представления Зигмунда Фрейда………  ………………………....  15 

    1. Представления Эриха Фромма……………………………………… 17
 

3 Эмпирическое исследование понимания смысла понятия «любовь»

в обыденном  представлении  …………………………………………………    22 

      3.1 Процедура и методы исследования ………………………………….22 

      3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….22 

Заключение……………………………………………………………………...    25 

Список  использованной литературы   ………………………………………...  26 

Приложение 1 Ответы испытуемых…………………………………………..... 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Любви все возрасты покорны... О любви  сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты. Но все же тема любви в наше время остается очень актуальной.

     Любовь  является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укоренения его в обществе.

     По  мере развития общества любовь  наполняется социальным  и нравственным содержанием, становясь образцом отношений между людьми. Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви должна быть одной из ведущих проблем философии.

     Феномен любви интересовал  многих философов  разных времен. Любовь как одна из главных заповедей рассматривалась в Новом завете. Платон в своем диалоге «Пир» пытается дать объяснение любви. Рене Декарт в труде «Страсти души» относит  любовь к первым шести страстям. Так же он пытается дать научное объяснение феномену любви. В работе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Так же в этой работе говорится, что любовь может быть направлена на разные объекты, и, как следствие этого, рассматриваются различные типы любви. А также есть огромное количество произведений, в которых подробно и широко раскрыта проблема любви.

     Цель  курсовой работы: сравнить философскую и обыденную интерпретацию понятия «любовь».

     Задачи:

     - теоретическая задача: проанализировать  философские и психологические  подходы к понятию «любовь»;

     - эмпирическая задача: выявить эмпирическую интерпретацию понятия «любовь», сравнить смысловую наполненность понятия «любовь» у мужчин и женщин.

     Используемый  метод: в данной курсовой работе применен метод контент-анализа как для теоретических подходов, так и для интерпретации. 
 
 
 
 
 
 

    1 Тема любви в истории философии 

     
    1. Любовь  в античной философии
 

     Возникает очень интересный вопрос, была ли любовь в античности. «Многие философы, психологи, ученые считают, что во время  античности любви не было, а был  один только телесный эрос, простое  половое влечение. Вряд ли, конечно, верно, что в древности не было настоящей любви»[1]. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви — Сократа и Платона. А греческие боги любви? Афродита, Эрот и многие другие боги любви. А если были боги и попытки объяснения природы любви значит, можно смело говорить, что в античные времена любовь существовала. Однако я хочу заметить, что античных философов мало интересовал вопрос, что такое любовь. В любви не видели никакой тайны. Она просто есть, как космос, боги, люди, растения, птицы, насекомые, животные и многое другое, что существует в этом мире. Свои представления о любви философы античности обычно выражали при помощи мифологических образов.

     В Древней Греции любовь называли разными словами: «эрос», «филия», «сторге», «агапэ». И в этом есть определённое преимущество. Возможно, у древних греков было меньше поводов для недоразумений, чем сегодня у нас, так как в Древней Греции все виды любви имели определённое название, и если люди разговаривали между собой, каждый точно знал, что имеет в виду другой человек. Сегодня же, когда кто-то говорит о любви, выясняется, что один собеседник имел в виду любовь к ближнему, а другой, - например, эротику.

     «Эрос»  у древних греков – главным образом, половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда люди совершают самоубийства из-за любви. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна.

       Более спокойная любовь это  «филия». У этой любви очень  большой спектр значений, чем  у «эроса». Это  также не  только любовь, но и дружба. «Филия»  - это несколько любовь, сколько  влюбчивость. «Филией» также называют  любовь к родителям, к товарищам,  к своему городу, к любимой собаке, к братьям, к родине, любовь к познанию, любовь к богу, а также и эротическая любовь, поскольку «эрос» это один из видов «филии».

     «Агапэ» еще более мягкая любовь, чем «филия». В её основе жертвенная и снисходящая любовь к «ближнему». Именно такое понимание любви восхваляло христианство. У христиан были в обычае «агапэ» - братские трапезы.

     «Сторге»  это любовь привязанность, особенно она, преобладает в семье, когда  люди уже настолько привязаны друг к другу, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Но хочу заметить, что такая любовь бывает не только в семье.

     В древнегреческой мысли почти  нет попыток понять, что же такое  любовь. Исключение является миф об андрогинах, рассказанный одним из персонажей диалога Платона «Пир». А также ещё одно объяснение природы любви озвученное  Сократом, в том же диалоге Платона «Пир».

     В мифе об андрогинах  рассказывается, что когда-то давно люди были трех полов, а не двух как сейчас – мужского и женского, а существовал еще третий пол, который соединял в себя признаки этих обоих полов. Люди имели округлое тело, спина не отличалась от груди, у них было по четыре  руки и ноги, два лица, которые глядели в разные стороны, ушей было четыре пары и “срамных мест” было два. «Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, – так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед» [6].

       Имея силу и мощь, они хотели  свергнуть богов и занять их  место. Когда боги узнали об  этом, они долго думали, как не  допустить этого. И тогда Зевс  сказал: «Кажется, я нашел способ, и сохранить людей, и положить  конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится»[6]. И вот когда тела были, таким образом, рассечены пополам, каждая половина устремлялась к другой половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая опять срастись, умирали от голода. И когда одна половина умирала, то оставшаяся в живых искала себе другую половину и сплеталась с ней. Так они и умирали потихоньку. Тогда Зевс сжалился и переставил вперед “срамные места”, которые раньше были сзади, чтобы люди могли продолжать свой род.

     «Итак, каждый из нас – это половинка  человека, рассеченного на две камбалоподобные  части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» [6] – говорит Платон. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола. То есть если мужчина был раньше частью двуполого Омогинна, его влечет к женщине, и соответственно женщину, отделенную от мужской половины, – к мужчине. «Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому»[6]. Когда же двоим, удается встретить свои половинки, их охватывает невероятное чувство, именуемое любовью.

     В диалоге Платона «Пир» также  дается объяснение происхождения бога Эрота. Там говориться, что Эрот сын  бога и нищенки. И именно поэтому он всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, не обут и бездомен; «он валяется на голой земле, под открытым небом, у дверей, на улицах и, как истинный сын своей матери, из нужды не выходит. Но, с другой стороны, он по-отцовски тянется к прекрасному и совершенному, он храбр, смел и силен, он искусный ловец, непрестанно строящий козни, он жаждет разумности и достигает ее, он всю жизнь занят философией, он искусный чародей, колдун и софист»[6]. Эрот по природе своей от матери смертен, а от отца бессмертен: в один день он может умереть и ожить. Такое объяснение дает Платон происхождению Эрота.

     Еще одно объяснение природы любви, озвученное Сократом в том же диалоге Платона «Пир», звучит примерно так. Люди вовсе не стремятся к целостности, а хотят достичь бессмертия. Он говорит, что есть люди беременные телом  и беременные духовно. Когда встречаются два духовно развитых человека, то происходит зачатие духовного детища. «Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был – далеко или близко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и бессмертнее. Да и каждый, пожалуй, предпочтет иметь таких детей, а не обычных…»[6]. Дети души это различные произведения искусства, литературы, архитектуры и тому подобное. Люди, которые  рождают детей духовных, становятся бессмертными, их всегда помнят, и их имена переходят из века в век, из столетия в столетие. Таково ещё одно объяснение любви в античной философии.

     Тему  любви в древней Греции рассматривали  не только Сократ и Платон, а так  же и Аристотель. В своем труде  «Этика к Никомаху» он говорит о добродетели и затрагивает тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась «филией». Аристотель говорит, что в душе есть три вещи – страсти, способности и устои. Меня очень заинтересовала, что же в понимание Аристотеля является страстями. «Страстями, или переживаниями, я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания» [2].

     Еще одну мысль Аристотель высказывает  о происхождении любви. Он говорит, что «филия» заложена в человеке изначально, что она является творением природы. Первая любовь в жизни человека – это любовь к главе семьи – говорит Аристотель. В семье все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи.   «В домочадцах заложена любовь к главе семьи» - говорит Аристотель.

Информация о работе Смысловая наполненность понятия "любовь"