Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: сравнить философскую и обыденную интерпретацию понятия «любовь».
Задачи:
- теоретическая задача: проанализировать философские и психологические подходы к понятию «любовь»;
- эмпирическая задача: выявить эмпирическую интерпретацию понятия «любовь», сравнить смысловую наполненность понятия «любовь» у мужчин и женщин.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1 Тема любви в истории философии………………………………………… 4
Любовь в античной философии…………………………………… 4
Христианское понимание любви…………………………………. 7
Тема любви в философии в эпоху возрождения
и нового времени………………………………………………………. 10
2 Трактовка понятия «любовь» в психологических подходах……………………………………………………………………….… 14
2.1 Современные представления о любви…………………………………14
2.1 Представления Зигмунда Фрейда……… ……………………….... 15
Представления Эриха Фромма……………………………………… 17
3 Эмпирическое исследование понимания смысла понятия «любовь»
в обыденном представлении ………………………………………………… 22
3.1 Процедура и методы исследования ………………………………….22
3.2 Анализ результатов исследования…………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………... 25
Список использованной литературы ………………………………………... 26
Приложение 1 Ответы испытуемых………………………………
«Материнская любовь – это безусловная самоотдача во имя жизни ребенка и его потребностей» [12]. Но в этом типе любви, в отличие от братской любви, предполагается определенное распределение ролей. До 8-10 лет для ребенка проблема состоит почти исключительно в том, чтобы быть любимым, а не любить самому. Лишь позже начинает появляться стремление что-то дать родителям, то есть любить их, а не только быть любимым ими. Между родителями тоже имеется некоторое распределение ролей. Материнской любви к ребенку чаще свойственна безусловность, и она независима от того, как к ней относится ребенок. Отцовская же любовь обычно – обусловленная, то есть любовь отца ребенок как бы должен заслужить, и отец всегда более требователен к ребенку. Сочетание безусловной материнской и обусловленной отцовской любви наиболее благоприятно для гармоничного развития ребенка – считает Фромм. Зрелость материнской любви, по Фромму, заключается в том, что бы мать смогла научить ребенка самостоятельности.
Эротическая любовь отличается от братской и родительской тем, что направлена на единственного человека и жаждет нераздельного слияния с ним. К тому же, замечает Фромм, это самая обманчивая форма любви и ее легко спутать с влюбленностью, а влюбленность – это незрелая форма эротической любви. Влюбленность – это внезапное крушение барьеров, которые недавно существовали между двумя чужими людьми. Но преодоление этих барьеров происходит только один раз и, когда пропадает чувство новизны, пропадает и влюбленность. Человек начинает познавать другого человека так же хорошо, как самого себя, но он познает лишь поверхностно. «Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы познавалась бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы познать окончательно – и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться каждый день заново» [12]. Состоятельность и длительность эротической любви в наибольшей степени зависит от того, насколько зрелым является у каждого из двоих умение любить.
Широко распространено мнение, что любить других добродетельно, а любить себя порочно. Считается что любовь к себе – синоним эгоизма. Но Фромм отрицает это и выстраивает следующую логическую цепочку. «Если добродетельно любить своего ближнего как человеческое существо, то должно быть добродетелью – а не пороком – любить и себя, так как я тоже человеческое существо» [12]. Любовь к своему «я» нераздельно связана с любовью к другому человеку. Фромм утверждает, что человеческое «я» является таким же объектом, как и любой другой человек.
Возникает вопрос, что же тогда такое эгоизм, если не любовь к себе? Фромм говорит, что эгоист любит себя не слишком сильно, а напротив слишком слабо, можно даже сказать, что он ненавидит себя. «Из-за отсутствия созидательности, что оставляет его опустошенным и фрустрированным, он неизбежно несчастен и потому судорожно силится урвать у жизни удовольствия, получению которых сам же и препятствует. Кажется, что он слишком носится с собственной персоной, но в действительности это только безуспешные попытки скрыть и компенсировать свой провал по части заботы о своем «я»»[12]. Эгоистичные люди не способны любить других, но точно также они неспособны любить и себя, так как эгоизм и любовь к себе – это противоположности, которые взаимно исключают друг друга.
Религиозная форма любви, которая называется любовью к Богу, не отличается чем-то от других типов любви. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. Любовь к Богу для человека современного западного мира – «это, в сущности, то же, что и вера в Бога…» [12]. Как считает Фромм, Бог для нынешних людей все более становится символом, в котором выражается реальность духовного мира и все то высокое, к чему стремятся сами люди. Характер любви человека к Богу соответствует природе любви человека к человеку.
Фромм
рассматривал любовь как искусство,
он определил, что любовь – это стремление
к единению. Так же он выделил отдельные
типы любви и дал им объяснения. Основная
его мысль: «Если человек любит только
кого-то одного и безразличен к остальным
ближним, его любовь – это не любовь, а
симбиотический союз» [12].
в
обыденном представлении
3.1 Процедура и методы исследования
В ходе данной курсовой работы было проведено исследование понимания смысла понятия «любовь». В исследовании приняли участие 20 женщин и 14 мужчин в возрасте от 21 до 32 лет. Респондентам был задан вопрос: «Как вы понимаете, что такое любовь?»
Методы исследования: метод письменного опроса, беседа.
Гипотеза:
смысл понятия «любовь» отличается в понимании
мужчин и женщин.
3.2 Анализ результатов исследования
В ходе проведения исследования выявлены основные категории понятия «любовь», которые отличались не только в зависимости от индивидуального понимания, но и от пола респондентов.
Выделены следующие основные категории понятия «любовь»:
1 Любовь как глобальная ценность:
«Любовь-это чувство, присущее каждому живому существу, это то, что придает жизни смысл, то, что позволяет творить добро, то, что приносит счастье, вдохновение»; «когда ты просыпаешься с чувством радости без видимой на то причины».
2 Идеалистические представления о любви:
«между двумя влюбленными только свет. Они сами этот свет, и когда они вместе - сияние распространяется на всех вокруг...»; «Любить — значит видеть чудо, невидимое для других» и т.д..
3 Реалистические представления о любви:
«Ответственность, внимание, нежность»; «привязанность»; «ощущение родства, тепла, понимания».
4 Любовь как амбивалентность чувств:
«любовь - это самое лучшее на свете, даже когда она приносит боль, эта сладкая боль, о которой потом вспоминаешь с наслаждением».
5 Любовь как жертвенность:
«Любовь – это высокое чувство, из-за которого можно совершать поступки даже в ущерб себе»; «это когда не задумываясь отдашь жизнь за другого».
6 Любовь как инстинкт:
«любовь… она не где-то там - любовью надо заниматься»; «Любовь-это болезнь, передающаяся половым и воздушно-капельным путем».
7 Любовь как биохимический процесс:
«это гормональное бурление»; «это игра гормонов в человеке».
8 Комбинированные представления о любви:
«Настоящая Любовь - это дар, который не каждому дается.. Любовь - это терпение и прощение, может быть даже самопожертвование».
В целом, каждый респондент высказал своё мнение насчет смысла понятия «любовь» довольно красочно и полно, только один человек ответил, что вообще не знает, что это такое.
Ответы мужчин и женщин отражены в таблице:
Ответы мужчин | ||
категория | частота встречаемости | % участников |
1 | 1 | 7 |
2 | 2 | 14 |
3 | 3 | 21 |
4 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 |
6 | 2 | 14 |
7 | 2 | 14 |
8 | 1 | 7 |
9 | 3 | 21 |
Ответы женщин | ||
категория | частота встречаемости | % участников |
1 | 3 | 15 |
2 | 1 | 5 |
3 | 6 | 30 |
4 | 2 | 10 |
5 | 5 | 25 |
6 | 0 | 0 |
7 | 2 | 10 |
8 | 0 | 0 |
9 | 1 | 5 |
Следовательно,
понимание мужчинами и
- наиболее часто встречающиеся категории у мужчин:
3, 9, 2, 6, 7. Таким образом, в ответах мужчин присутствуют категории «реалистическое»; «комбинированное»; «идеалистическое представление о любви»; «любовь как инстинкт» и «биохимический процесс».
- наиболее часто встречающиеся категории у женщин:
3, 5, 1, 4, 7, 2, 9. Таким образом, в ответах женщин присутствуют все перечисленные категории, кроме 6 («любовь как инстинкт»).
Наибольшее количество ответов и мужчин, и женщин соответствует категории 3, т.е. реалистическому представлению о любви.
Кроме того, можно отметить, что большинство мужчин отвечали кратко, а женщины – напротив, объемно, используя множество ярких эпитетов.
Ожидалось, что с возрастом понимание понятия «любовь» будет более реалистичным, но исследование показало, что независимо от возраста понятие любви является индивидуальным.
Перспективы
исследования: изучить связь между
чертами характера и пониманием понятия
«любовь».
Заключение
Таким образом, при написании курсовой работы на тему «Смысловая наполненность понятия «любовь» произведен анализ теоретических источников и произведено эмпирическое исследование понятия «любовь» в обыденной интерпретации. Можно подвести следующий итог.
Феномен любви интересовал философов с давних времен. Первые попытки объяснения феномена любви появились уже в античные времена. Эти попытки были сделаны античными философами Сократом, Платоном и Аристотелем.
Одной из интересных особенностей Античного времени является то, что разные типы любви назывались разными словами, а именно «эрос», «филия», «сторге» и «агапе».
Так же глубоко и подробно любовь рассматривается любовь в Новом завете. В Новом завете речь идет не о половой любви, а о любви всеобъемлющей. Две первые главные заповеди говорят о любви.
Информация о работе Смысловая наполненность понятия "любовь"