Понятие любви. Романтическая любовь. Лимеренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 10:07, контрольная работа

Краткое описание

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.
Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.
Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.
Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.[6]

Оглавление

Понятие любви. Романтическая любовь. Лимеренция………...3
Зрелая любовь…………………………………………………….4
Концепция В. Мастерса и В. Джонсон………………………….5
Любовный союз…………………………………………………..7
Концепция Э. Фромма…………………………………………....8
Классификация любви по Дж.А.Ли……………………………..9
Любовь и брак…………………………………………………….9
Любовь и секс……………………………………………………10
Моральные принципы…………………………………………..12
Список литературы……………………………………………..15

Файлы: 1 файл

психосекс.docx

— 43.70 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

    1. Понятие любви. Романтическая любовь. Лимеренция………...3
    2. Зрелая любовь…………………………………………………….4
    3. Концепция В. Мастерса и В. Джонсон………………………….5
    4. Любовный союз…………………………………………………..7
    5. Концепция Э. Фромма…………………………………………....8
    6. Классификация любви по Дж.А.Ли……………………………..9
    7. Любовь и брак…………………………………………………….9
    8. Любовь и секс……………………………………………………10
    9. Моральные принципы…………………………………………..12

Список литературы……………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие любви. Романтическая  любовь.  Лимеренция

    

Любо́вь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

     Любовь — одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

     Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в  форме привязанности, сложных взаимоотношений  социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.[6]

     Романтическая любовь — форма симбиотического союза, подмеченная в человеческом обществе и отраженная в произведениях литературы и искусства, а также выделенная в работах Эриха Фрома и Роберта Стернберга.

Фром и Стернберг трактуют романтическую любовь как незрелую, вырожденную (не имеющую всех компонентов) форму любви, характеризующуюся следующими свойствами:

  • Положением, которое допускает, что проблема любви — это исключительно проблема объекта, а не проблема способности.
  • Доминантами близости и страсти, и неразвитостью или угнетенностью любви в части решения/обязательства.
  • Влюблённость (англ. limerence) — сильное положительно окрашенное чувство (комплекс чувств), направленное на другого человека. По мнению психологов, влюблённость сопровождается сужением сознания, следствием чего может быть искажённая оценка объекта влюблённости. Влюблённый закрывает глаза на недостатки любимого человека и на противоречия, возникающие в отношениях с ним, в то время как его положительные качества и позитивный опыт взаимодействия приобретают особенную ценность. Несмотря на положительную окраску самого чувства влюблённости, оно может приводить к сильным отрицательно окрашенным переживаниям, например, когда объект влюбленности негативно реагирует на действия влюблённого.
  • Влюблённость является неустойчивым состоянием сознания: она существует как фаза, протекающая тот или иной, всегда конечный период времени. Она может стихать, заканчиваться и появляться вновь. По окончании, влюблённость может переходить в другое чувство, например в любовь.
  • В англоязычной психологической литературе зачастую используется неологизм лимеренция, введённый американским профессором-бихевиористом Дороти Теннов. Любопытно, что это слово является чисто априорным изобретением автора, составленным по соображениям благозвучия, и не восходит ни к какому другому слову. В немецкой же литературе предпочитается традиционный термин Verliebtheit.
  • Иногда говорят также о влюблённости в какой-либо предмет или занятие, если имеют место такие чувства по отношению к нему.

 

Зрелая любовь

 

 

     Зрелая любовь – это не просто очередная эпоха любви, это, без преувеличения, совершенно новый принцип любовных отношений.

     Всем известно, что избавиться от нужды можно двумя способами. Можно, конечно, удовлетворить ее, а можно изменить условия, ее вызывающие. Как мы знаем, эпохи Первой любви, Настоящей и Свободной были заняты осваиванием способов удовлетворения эросной потребности, которые все более усложнялись. Причем, переход к следующей эпохе происходил именно потому, что упомянутые способы не могли быть удовлетворены. Так сказать, не от хорошей жизни – не ради пресловутого развития или самосовершенствования люди двигались из одной эпохи в другую, сменяя один статус другим. Разочарование в Свободной любви – это не просто неспособность удовлетворить эросную потребность, это отчаяние от того, что все возможные попытки оказались тщетны. Все, что человек мог сделать – он сделал.

     Теперь все последующие попытки будут касаться уже не осваивания способов удовлетворения, а поиска или создания условий, в которых не будет испытываться эросная нужда. Эросная потребность возникла как нужда в близости в условиях не природного, искусственного, а культурного разделения полов. Следовательно, преодоление разделения, жизнь в условиях меньшей разделенности должна уменьшать эту потребность. Теперь влюбленный уже точно знает, любим ли он, и с невиданной ранее ясностью обнаруживает любовь у других. Теперь для него совсем не тайна, кто кого любит и как именно. Ему открыт смысл амурной социализации. Неслучайно, что автор Амурологии разработал ее, будучи в статусе Зрелая любовь.

     Сравнивая отношения эпохи Зрелой любви с выяснением отношений эпохи Свободной любви, следует помнить, что выяснение отношений - это отвоевание удобной позиции, потому что именно позиция в межличностном общении определяет ролевое поведение. Ролевое поведение в Свободной любви — это форма амурного общения. То есть, в отношения вступают не личности, а роли. Но ролевое поведение, в сущности — это притворство, а не искреннее и открытое поведение, что является неустранимой помехой в эпоху Свободной любви. Справедливости ради следует отметить, что в эпоху Свободной любви человек приобретает некоторую степень уверенности в опознании любви, что позволяет ему смотреть на прошлые отношения с противоположным полом как на амурные отношения, а не просто ошибки, в частности, он может совершить открытие, что все сначала бросаются лучшими, а потом хватают, кого попало.

Таким образом человек  в статусе Зрелой любви:

-  имеет опыт предыдущих отношений с противоположным полом;

-  уверенно опознает новую любовь;

-  понимает ценность нормальных отношений.

 

Концепция В. Мастерса и В. Джонсон

 

 

     Оценивая концепцию В. Мастерса и В. Джонсон, нельзя не отметить значительный ряд принципиальных положений, чрезвычайно близких основной линии развития советской сексопатологии. 
1. Прежде всего советским сексопатологам не может не импонировать физиологическая ориентированность концепции. Эта ориентированность сказывается не только в том, что клиническому этапу предшествовал период прямых физиологических исследований, но и в том, что на всех этапах диагностического и лечебного процессов В. Мастерс и В. Джонсон оперируют не трафаретными психопатологическими шаблонами, а понятиями физиологическими и психофизиологическими. Именно от физиологической нормы отталкиваются творцы концепции в ее истоках, и на ту же физиологическую норму ориентируются как на конечную цель взаимодействия между супружеской парой и сотерапевтами. 
2. Второй характерной чертей концепции является ее комплексность. Зародившаяся в стенах физиологической лаборатории, концепция взломала эти стены и в том виде, в каком она предстала перед читателями во второй монографии, клиническая концепция В. Мастерса и В. Джонсон органически сочетает физиологические, клинические и социально-психологические методы и приемы. 
3. Следует особо отметить выраженную антиклерикальную направленность при оценке патогенных факторов, порождающих сексуальные расстройства, и отдать высокую дань уважения мужеству и бесстрашию В. Мастерса и В. Джонсон. 
4. Помимо антиклерикальной направленности в оцеике этиологических факторов половых расстройств В. Мастерс и В. Джонсон наносят удары и по библейскому мифу о греховности полевых отправлений, в частности, в пожилом возрасте. В двух главах (12 и 13) своей монографии они представляют убедительные доказательства того, что сохранение регулярных половых отправлений за пределами прокреационного периода не только возможно практически без ограничения возраста, но и оказывает благотворный эффект на психическую и соматическую сферы. 
5. Данные, отмеченные в предыдущем пункте, в совокупности с представленными В. Мастерсом и В. Джонсон данными, свидетельствующими о практической не истощаемости спинальных уровней иннерваторного обеспечения эрекции, наносят решительный удар по той части сексопатологов, которые, следуя метафизической концепции О.Эффертца о фатальной предопределенности «полового истощения» у мужчин, развивали спекулятивную, антиэволюционную гипотезу о «спинальной форме импотенции». 6. Самые мощные удары клиническая концепция В. Мастерса и В. Джонсон наносят по медикаментомании, феномену, необычайно прочно укоренившемуся в сознании столь многих врачей. В. Мастерс и В. Джонсон подрывают основание этого феномена как высоким процентом эффективности, продемонстрированным в результате разработанного ими безмедикаментозного 14-дневного курса лечения, так и всем своим теоретическим подходом к коитусу как акту поведенческому, акту межличностного взаимодействия.     Созвучность принципиальных положений и общей направленности концепции В. Мастерса и В. Джонсон основной линии развития советской сексопатологии проявляется даже в мелочах. Так, например, при чтении многих разделов рассматриваемой монографии поражает сходство авторских формулировок с формулировками таких выдающихся советских сексопатологов и психотерапевтов, как Н. В. Иванов, С. И. Консторум, С. С. Либих, А. М. Овядощ, С. И. Грошев и др. 
     Концепции В. Мастерса и В. Джонсон, как и всякой концепции, свойственны определенные недостатки. Определяются эти недостатки тем, что любая концепция представляет не тождество, а лишь модель, т. е., относительное приближение к тем объективным связям и отношениям, которые эта модель пытается отобразить. Поскольку же никакая модель, не может отобразить моделируемые отношения во всех их связях и опосредованиях, представляя по существу своему лишь схему, отображающую наиболее существенные факторы, что-то в любой модели выносится «за кадр», исключается, как мало существенное или даже совсем несущественное. И здесь возникает опасность вместе с грязной водой выплеснуть из ванны и ребенка — элиминировать наряду с балластом такие факторы, которые важны как для понимания сути явлений, так и для обеспечения возможности получить контроль над изучаемыми явлениями. Можно вполне понять стремление В. Мастерса и В. Джонсон придать своей концепции черты стройности и простоты. Однако нельзя не отметить, что на этом пути они в раде случаев впадают в чрезмерное упрощение, выражающееся в абсолютизации факторов психогенных при игнорировании факторов соматических. 
     В своей последней книге они дважды подробно останавливаются на некомпетентности и неадекватности профессиональной подготовленности всякого рода консультантов (в том числе не только служителей церковного культа, но и врачей) как одной из причин, провоцирующих возникновение половых расстройств или утяжеляющих их течении, а также на необходимости особых требований к морально-этическому облику сексопатолога. 
С этим выводом нельзя не согласиться, и молодежи, тянущейся к сексопатологии, этой новой отрасли знания, необходимо с порога объявлять, что сексопатология — одна из самых сложных клинических дисциплин, и работа в ней требует не только высокого интеллекта, но и готовности моделировать всю свою жизнь как служение науке. 

 

 

Любовный союз

 

     Люди встречаются, люди влюбляются, потом женятся или просто живут друг с другом, либо, увы, не находят точек соприкосновения и расходятся. Любовь — это союз двух сердец и душ, теплое партнерство и труд, приятный и благодарный. Как сохранить столь нежные чувства, любовь и уважение? Самое главное, не надо лениться в таком союзе, не привыкать к хорошему, а каждый день с любимым человеком воспринимать, как чудо, подарок судьбы! Ведь привычка и быт очень отрицательно сказываются на любви. Это не разрушает союз, так как настоящая любовь может выдержать многое, если не всё. Встречи, нежные и глубокие чувства, романтика, свадьба, как главный праздник влюбленных, где море цветов, где свадебный лимузин несет два сердца в прекрасное совместное будущее! И чтобы это все разрушилось из-за стирок и кухни? Только из-за того, что ваша любовь становится спокойнее, что вовсе не означает конец чувств? Любовный союз крепче там, где чувства взаимны и взгляд на семейную жизнь совпадает. Любовь двух людей не терпит постороннего вмешательства и сплетен, любящие должны слушать только друг друга! Не стоит так же превращать совместную жизнь в рутину, ведь есть столько возможностей развлечься вместе, вспомнить то, как вы познакомились, отметить свою дату! Чем больше вы будете вкладываться в любовь, взращивать ее, тем большим счастьем обернется ваш любовный союз.

 

 

 

Концепция Э.Фромма

 

      Фромм описал содержание человеческой сущности более конкретно, чем это было представлено другими.

     Хотя теория Фромма – это, главным образом, теория самореализации, в ней объединены также и элементы модели конфликта.

     Когда основой родительско-детских отношений является любовь со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде взаимного уважения, поддержки и одобрения, ребенок будет развиваться в направлении продуктивной ориентации. Любимый своими родителями, такой ребенок будет любить самого себя и не иметь никаких причин, мешающих ему любить других людей.

     Родители оказывают влияние на своих детей, будучи представителями своей культуры, и поэтому можно ожидать, что в определенных культурных условиях будет развиваться преимущественно та или иная ориентация. Фромм полагает, что рецептивная, эксплуатирующая и накапливающая ориентации были особенно характерны для XVIII – XIX веков, хотя, безусловно, они присутствуют и сейчас. Он так датирует их преобладание потому, что они требуют общественного устройства, в котором одна группа имеет узаконенное право эксплуатировать другую. Поскольку у эксплуатируемой группы нет сил измениться  или даже задуматься о возможности изменить свое положение, она склонна считать своих поработителей кормильцами. Так мы получаем рецептивную ориентацию. Социальная модель эксплуатирующего характера уходит своими корнями к предкам-пиратам и феодалам и оттуда идет к  главарям грабительских шаек  XIX века, эксплуатировавшим природные ресурсы  европейского материка. «Накопительная ориентация», по мнению Фромма, «существовала вместе с эксплуатирующей ориентацией  XVIII  и XIX веков. Накапливающий тип был консервативен, проявлял меньше склонности к безжалостному овладению, чем к стремлению методично экономить, основанном на конкретных принципах и сохранении того, что уже приобретено». Фромм связывает накапливающую ориентацию с протестантской моралью. Но рыночная ориентация достигла господствующего положения только в  XX веке с его акцентом на современном рынке и его материалистических, поверхностных ценностях. Социальная модель, совместимая с продуктивной ориентацией, по мнению Фромма, еще не появилась на мировой арене. Однако такую модель можно описать. Если сделать это в одном предложении, то это – общество, соответствующее потребностям человека, а не рынка. Это было бы по-настоящему здоровое общество.

 

 

 

Классификация любви по Дж.А.Ли

 

Дж.Ли различает шесть типов  любви: 1. еros – романтическая и  сексуальная любовь, проникнутая  страстным желанием полностью познать  любимого человека; 2. mania – навязчивая, всепоглощающая и требовательная любовь, часто сопровождаемая болью и  мучительной тревогой вследствие неутолимой потребности во внимании со стороны  кого-то другого; 3. ludus – cосредоточенная на себе, игривая любовь, рассматриваемая  как своего рода состязание, в котором  надлежит одержать победу; 4. storge – дружеская  любовь, прочная безмятежная любовь, возникающая между двумя близкими друзьями; 5. agape – священная, благоговейная  и сосредоточенная на нём (ней) любовь, всегда терпеливая, всепрощающая и  кроткая; 6. pragma – практическая и  рассудочная любовь, выражаемая только после установления того, является ли данный партнёр «хорошей партией».

 

 

 

Брак и любовь  

 

В соответствии с обыденными представлениями любовь и брак являются синонимами, проистекают из одного источника и отвечают одним и  тем же человеческим потребностям. Но, как и большинство обыденных  представлений, это основывается не на действительных фактах, а на предрассудках.

У брака и любви нет  ничего общего, они так же противоположны как полюса, на самом деле они  антагонистичны по отношению друг к  другу. Без сомнения, некоторые браки  выросли из любви. Но это не потому, что любовь может утвердить себя только через брак. Напротив, это  скорее объясняется тем, что лишь немногие люди смогли перерасти рамки  обычая. Сегодня есть огромное количество мужчин и женщин, для которых брак является ничем иным как фарсом, но которые подчиняются этому установлению исключительно в силу влияния общественного мнения. В любом случае, хотя некоторые браки действительно основаны на любви, несмотря на то, что в иногда любовь продолжается и в браке, я считаю, что это происходит независимо от брака, а вовсе не благодаря ему. 

С другой стороны, совершенно ложным является представление, что  любовь может быть результатом брака. Иногда нам приходится слышать о  чудесных случаях, когда поженившись  люди влюбляются друг в друга, но пристальное  рассмотрение этих случаев покажет, что это является лишь привыканием  к неизбежному. Конечно же, постепенное  привыкание друг к другу не имеет  ничего общего со спонтанностью, интенсивностью и красотой любовного чувства, без  которого интимная сторона брака  скорее всего окажется унизительной как для мужчины, так и для  женщины. 

Брак прежде всего является экономической сделкой, договором  о страховании. Он отличается от обычной  страховки жизни лишь тем, что  эта сделка более связывающая, более  требовательная. Доходы от нее значительно  меньше вложенных в нее средств. При страховании каждый платит в  долларах и центах и всегда волен  прекратить взносы. Если, однако, страховой  премией женщины является ее супруг, она платит за это своим именем, уединением, самоуважением и самой  жизнью, «пока смерть не разлучит их». Более того, брачная страховка  обрекает ее на пожизненную зависимость, на паразитизм, на полную бесполезность, как личную, так и общественную. Мужчина также платит свою долю, но, поскольку его возможности  шире, брак не ограничивает его в  той мере, как женщину. Свои оковы  он ощущает больше в экономическом  плане. 

Информация о работе Понятие любви. Романтическая любовь. Лимеренция