Служебный этикет и такт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:27, лекция

Краткое описание

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек, в том числе и сотрудник УИС, должен не

Оглавление

Введение

Учебные вопросы:
1. Понятие и виды этикета.
2. Развитие этикета в России.
3. Служебный этикет сотрудника УИС.

Заключение

Файлы: 1 файл

Служебный этикет и такт.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Гостевой этикет на Руси учитывал возраст и происхождение. К равному  гости въезжали во двор, а затем  подъезжали к крыльцу; к более высокому лицу шли через двор пешком; не было принято старшим ездить к младшим. Важного человека приглашал сам хозяин или его родня, менее важных - родня или слуги; знатного гостя встречали у крыльца или устраивали три встречи (слуги у ворот, родня во дворе и хозяин у крыльца), равного - в сенях, младшего - в комнате.

При входе в дом гость оставлял палку (или трость) в сенях, в комнату  входил без шапки, нес ее с платком  внутри перед собой в руке, троекратно крестился на образа, клал три поясных поклона до земли, затем кланялся хозяину (кивком, в пояс, касаясь земли рукой, на коленях, касаясь лбом пола), равные протягивали друг другу руки; друзья и родные раскрывали объятия, целовали гостя в голову, прижимали к груди.

В гостях нельзя было кашлять и сморкаться; хозяин должен был гостю говорить особые комплименты, называя его «кормильцем» и «благодетелем»; у светских людей спрашивали про здоровье, у духовных особ - о спасении. При прощании троекратно крестились на образа, кланялись им, целовались с хозяином, один раз крестились, и хозяин провожал гостя до сеней или крыльца, по его знатности.

Знаком высшего доверия к  гостю был выход жены с чаркой; жена меняла наряды перед угощением  каждого гостя, избранного мужем, потом  они ее целовали. В случае приглашения гостя на обед жена обедала на своей половине.

Хозяину полагалось настойчиво угощать  гостей, которые не имели права  отказываться от угощения. Часто еда  с пира посылалась тем приглашенным, которые почему-либо не пришли.

Соблюдению постных дней придавалось огромное значение. Росписи блюд составлялись чуть ли не на год. У хорошего хозяина всегда имелись в большом количестве съестные припасы. На рынке покупали продукты только самые бедные люди.

Одежда у мужчин и женщин имела  одинаковые линии, никогда не подгонялась по фигуре, состояла из нескольких слоев: исподнего - домашнего, среднего и верхнего. На рубаху у женщин надевался летник, затем опашень (или сарафан, душегрея, телогрея), мантия (приволока), или шуба, а у мужчин - кафтан, ферязь, опашень, шуба (ходить без пояса не полагалось). Нарядная одежда (в том числе дорогая), хранящаяся по многу лет, была почти в каждой семье, а на различия в общественном положении указывал головной убор. Одежда обшивалась часто жемчугом, полудрагоценными камнями и драгоценными нитями (золотыми и серебряными).

Девицы обязательно показывали волосы из-под венцов (или головных повязок), замужние женщины прятали  их под волосник, на который надевали убрус (платок), кику или кокошник. Выходить на улицу без румян, сурьмы, белил женщине было неприлично. Одно время следовали восточной моде чернить зубы. Серьги, ожерелья, перстни, одновременно несколько образков и крестов на шее носили и женщины и мужчины. Женщинам полагалось держать платок в руках, мужчины носили платок не в кармане, а в шапке. Женщины чаще, чем мужчины, ходили в сапогах (башмаках, чеботах) на высоких каблуках.

К концу 17 века домостроевский порядок  стал мешать развитию культуры и общества и с приходом Петра I стали расширяться  границы общения России с другими государствами и прививаться европейские нормы поведения.

Жизненный уклад России начал резко  меняться в эпоху Петра I (1696-1725 годы). Поставив своей задачей европеизацию всего уклада жизни России, Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Создавались специальные руководства и наставления, где подробно разъяснялось, как надлежит вести себя в обществе в различных ситуациях, например «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», написанная в XVII веке (1717 г.) по распоряжению Петра I. Книга была предназначена для молодых дворян и учила их, как держать себя в светском обществе, чтобы иметь успех при дворе.

Молодой дворянин должен был быть прежде всего честным, с уважением относиться к окружающим, почитать родителей. Отдельная глава была посвящена поведению детей в обществе и дома: «Никто не смеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо, а не согнувшись ступать, и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтоб не сказали: он лукаво на людей смотрит». Следует отметить, что изменения сказались в основном на несемейной жизни. Внутри семьи сохранились те же патриархальные отношения с беспрекословным подчинением старшему мужчине.

Особое место в светской жизни  вообще и в придворной в частности  занимали балы. Балы были введены в  России Петром Великим после его  возвращения из-за границы в 1717 году. Следствием этого был издан в 1719 г. указ о собраниях-ассамблеях. Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей по французскому примеру. Ассамблеи начинались каждую зиму у государя, а оканчивались у обер-полицмейстера, а летом они проходили в Летнем саду. По регламенту ассамблеи продолжались с 17 до 22 часов. Очередность созыва Петр I устанавливал сам. На ассамблеях самая большая комната отводилась под танцевальный зал. В соседних помещениях играли в шашки и шахматы. Азартные игры были запрещены. По указу 1718 года игра в карты и кости запрещалась “под страхом кнута”. Одна комната предназначалась для курения. Петр I сам постоянно курил трубку и всем предлагал следовать его примеру.

Участие в ассамблеях должны были принимать и женщины, хотя дворянство относилось к этому отрицательно. Дам угощали чаем, кофе, миндальным молоком, медом и вареньем, а мужчин - вином, пивом и трубками.

Реформы Петра I затронули и институты  права. Была нарушена традиционная замкнутость  боярских, дворянских и городских (посадских) семей. С 1720 года разрешались браки с иностранцами (при условии сохранения супругом православной веры). Было разрешено заключать браки с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками. Резко возросло число неравных браков с представителями низших сословий, добившихся «чинов». Оставался запрет на четвертый по счету брак, плата государству при заключении каждого последующего из трех браков возрастала. Пары могли познакомиться, как и раньше, в церкви, затем на ставших свободными для женщин прогулках, приемах, ассамблеях (даже воспитанницам монастырей давали часы для знакомства с будущими женихами). Молодым позволялось видеться до венчания и обручиться за шесть недель до него, но воля родителей в устройстве браков своих детей все равно надолго осталась решающей.

После петровских указов внешний вид  разных сословий стал различаться больше, чем раньше. Русское платье сохранилось  у купцов и крестьян. Высшие сословия оделись на европейский манер - с  короткими полами кафтаны у мужчин и сложного фасона робы у женщин.

Огромное значение Петр I придавал бритью бород, взимая штрафы, собственноручно  брея бороды у бояр. Указ о брадобритии  вышел в 1705. Но староверы даже под  угрозой наказаний не соглашались  ходить с «босыми» лицами (борода издавна  у славян была символом мужского достоинства), коротко стриженными головами в иноземных париках.

Через изменение отношения к  женщине Петр I надеялся европеизировать  русскую знать. Еще до введения обязательных ассамблей было отменено «тюремное» затворничество боярских и дворянских жен и дочерей, они присутствовали на различных придворных приемах и праздниках.

У женщин, следовавших приказаниям  царя, парики привились лучше: сложная  технология европейских причесок того времени делала причесывание долгим и мучительным, доступным лишь профессионально обученному парикмахеру.

Декольте на западный манер оголяли верхнюю часть  груди, фасоны тогдашних платьев  были таковы, что надеть их можно было только с помощью прислуги. Женщины, в том числе и зрелые боярыни, проявляли большую гибкость, чем их мужья: учились французскому «политесу» и танцам (обычно у любого иностранца или же осведомленного соотечественника), поклонам, отдельным иностранным словам, овладевали грамотой, меняли три раза в день наряды, учились игре на клавесине.

Пышность, роскошь, сословная  замкнутость, преобладание формальной стороны этикета над его содержанием - все эти признаки были отражены в дворянском этикете второй половины ХVIII века.

После Петра Первого  возврат к прежнему неторопливому  быту был уже невозможен. Боярские нравы были преодолены, ведущим сословием  в России было дворянство. Правила  этикета в России обрели национальную окраску и передавались потом  из поколения в поколение.

В России появляются издания, затрагивающие тему хороших манер. Таким, например, был журнал “Приятное  с полезным”, который выпускали  сотрудники Петербургского кадетского шляхетского корпуса. Журнал пропагандировал  на своих страницах благопристойность, умеренность и имел явно воспитательный характер. Появилась книга под названием “Об обращении женщин с мужчинами”. В Москве и Санкт-Петербурге издаются одно за другим пособия, такие как “Ловкий кавалер”, “Порядочный человек-джентельмен” и др. Особенно большой популярностью в ХIХ вёке в России пользовалась книга Соколова Л.И. «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Все эти издания были универсальными и давали советы на все случаи жизни: как вести хозяйство, имея небольшой доход и не ущемляя при этом своего достоинства; что такое долг по отношению к близким окружающим; как вести себя вне стен своего дома, в гостях у знакомых или у чужих людей, не мешая окружающим и не унижая себя. Рациональность в поведении, разум, обдуманность поступков, забота и внимание к окружающим - вот лейтмотив этих наставлений.

Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось  искусству нравиться и располагать  к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света даже образование.

С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели  соединены с неприятными личными  чертами вряд ли бывал любим в  обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам.

От светского человека требовалось:

- не стыдиться быть  учтивым и внимательным по  отношению к другим, потакать  их наклонностям и вкусам - это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность и недоброжелательность;

-сострадать ближним  и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их  место;

-быть вежливым и деликатным с людьми более низкого общественного положения;

-быть почтительным  и внимательным с женщинами,  в разговоре с ними тонко  льстить и не порицать их  недостатки;

-уметь прощать невольные  прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека за то, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета;

-принимать тон того  общества, в котором находишься, - быть веселым или серьезным  в зависимости от настроений  окружения;

-всегда платить по  своему счету, но угощать всех, - это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам;

-не рассказывать слишком  много историй, а к необходимой  теме подходить без многословия;

-не выставлять напоказ  собственные успехи - истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом - верная гарантия избежать насмешек и осуждения;

-не являться в общество  в дурном настроении и не  жаловаться на неприятности;

-уметь вовремя прощаться,  чтобы не казаться навязчивым.

Деловые отношения не требовали никаких любезностей. Вне кабинета, конторы или магазина знакомство прекращалось, каково бы ни было положение сторон в обществе. В дальнейшем при встречах обменивались только поклонами. Самый важный и  титулованный начальник должен был быть всегда любезен и вежлив с подчиненными; подчиненный же в свою очередь должен быть почтительным, но не подобострастным. Подобострастие и заискивание не поощрялись. Подчиненный, даже если был выше своего начальника по состоянию и происхождению, не заговаривал с ним первый, разве только о делах, и не старался сблизиться с ним, а оказывал при всех обстоятельствах почтение.

Визиты были необходимым  элементом светского общения. Люди посещали друг друга для того, чтобы  завязать знакомство или для поддержания старого. Особые визиты наносились начальникам, доктору или адвокату.

Короткие визиты принято  было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив  об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после  долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых. Причем семейным людям супруги наносили визиты вместе, а холостяков или вдовцов, у которых не было взрослых дочерей, мужчина посещал один. В пятницу и субботу на Страстной неделе визитов не делали. Собираясь в гости, всегда брали с собой визитные карточки.

Когда приходили с  визитом, хозяйка сама шла навстречу, здоровалась, и, если в гостиной еще  кто-нибудь находился, знакомила визитера со всеми. Хозяйка, встретив гостя - как  женщину, так и мужчину, - садилась не раньше, чем сядет гость.

Муж с женой, приходя  с визитом, не должны были входить  под руку, жена должна была пройти вперед. Если во время визита приходил еще  кто-то, то нельзя было уходить тут  же - это оскорбило бы вновь пришедших. Уходящих визитеров хозяйка вела в переднюю и ждала там, пока они не уйдут. По уходе дверь закрывали не сразу же, а ждали пока гости не отойдут немного, после этого дверь запирали по возможности бесшумно.

В то время существовало понятие первого, или вступительного, визита. Такие визиты совершались новобрачными, служащими, прибывшими в другую местность, а также молодым человеком, который стал самостоятельным.

Гость должен был следить  за тем, чтобы «не засидеться»  больше 20 минут. Требуемое вежливостью  приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

Искусство одеваться  играло в жизни немаловажную роль. Считалось хорошим тоном придерживаться моды. Выбор цвета платья и костюма, шляпы, перчаток, обуви, чулок и украшений отнимал много времени, и за этим следили. Пестрота в цвете одежды считалась безвкусной.

Женщина в открытом вечернем платье могла появляться на званые вечера и балы, а также на парадные спектакли и концерты. Здесь дама могла носить бриллианты, которые полагалось надевать только вечером. Бриллиантовое ожерелье можно было надеть только на бал и то при открытом декольте платья.

Молодые девушки никогда  не должны были надевать драгоценностей, приличных туалету замужней дамы. Девушки не носили бриллиантов. Подходящим украшением для девушек могли быть только несколько ниток жемчуга, коралла, медальон или крест на черной бархотке и золотые часы на тоненькой цепочке.

Информация о работе Служебный этикет и такт