Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 10:28, реферат
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения- этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Др. Греция и Др. Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Сочетание красивого и нравственного (благородность) обозначалось у древних греков понятием «калокагатия» (греч. «калос»-прекрасный, «агатос»-добрый).
1. История этикета………………………………………………………3
2. Современные принципы этикета…………………………………….4
3. Этикет в культуре общения………………………………………….7
4. Список используемой литературы…………………………………..9
Реферат
По дисциплине: Культурология
Тема: Этикет
Содержание.
1.
История этикета………………………………………………………3
2.
Современные принципы этикета……
3.
Этикет в культуре общения……………
4.
Список используемой
Этикет.
1.
История этикета.
Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения- этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Др. Греция и Др. Рим). Именно в это время наблюдаются первые попытки специального научения людей красивому поведению. Сочетание красивого и нравственного (благородность) обозначалось у древних греков понятием «калокагатия» (греч. «калос»-прекрасный, «агатос»-добрый). Основой калогатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственого склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.
В этом смысле в античности не было этикета как собственно внешней формы проявления культуры человека.
Правила
повседневного поведения лишь в
самой общей форме
Важнейший принцип культуры античности- принцип «золотой середины», «разумной меры»- в несколько трансформированном виде вошел в число основных принципов этикета, правил хорошего тона.
По иному представляет этикет в эпоху средневековья, когда он формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как сложившийся нормативной системы именно к этому времени.
Наиболее интересными и важными в этом плане являются два последних этапа средневековья: его расцвет и позднее средневековье- период разложения феодализма и зарождения буржуазного общества.
Именно в этот период средневековья окончательно складывается в общественном сознании образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести. Идеалом поведения и образа жизни становится максимальное приближение к этому личностному образу.
Ориентация рыцарской культуры на внешнее проявление выражалось в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивалась красота и привлекательность. Отсюда и внешний блеск культуры рыцарства, особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам.
ХVII век, отмеченный первыми революциями европейского масштаба, открыл Новое время, которое продолжалось, сопроваждаемое целой полосой буржуазных революций, вплоть до начала ХХ столетия.
Своеобразие и проблемы эпохи не могли не отразиться на содержании, особенностях функционирования и развития этикета, который чутко реагировал на социально- культурные изменения времени.
В это время господствующей формой в общественном сознании становиться научное познание, на которое были сориентированы все другие формы человеческого сознания и поведения.
Наука, знания стали рассматриваться как высшая ценность. Существенной особенностью эпохи Нового времени явилась идея личностного начала человека, его автономности, суверенности. Новое время внесло новые акценты в понимании роли и места личности и жизни социума. В центре внимания эпохи оказался индивидуальный человек, его личностные качества. И в этом отношении этикет Нового времени, базирующийся на духовных ценностях личного достоинства, был одной из форм самоутверждения личности, ее «Я». Чувство собственного достоинства стало базовым в этикете.
Осознание самооценки личности привело и к необходимости больше внимания уделять вопросам общественного воспитания, важнейшей составной частью которого был этикет, хорошие манеры.
Своеобразие
этикетной культуры этой эпохи воплотилось
в ряде основных характеристик, а
именно: практичности норм этикета, их
аппеляции к здравому человеческому
смыслу; нравственной содержательности
этикета: ценности человеческого достоинства
как смысла этикетных норм; равенстве
людей разных социальных статусов перед
требованиями общественных приличий;
недогматичность этикета, динамизме и
изменчивости его правил.
2. «Чтобы человек не мешал человеку…»
(
Современные принципы этикета
).
Этикет явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер времен Людовика ХIV. Современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан в большей степени на сближение людей, различающихся своими социальными статусами, на их взаимопонимание и взаимоуважение. Этикет сегодня- это прежде всего средство общения, средство регуляции отношений людей, вступающих в общение.
Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достоиного человека. И в этом отношении вполне уместна аналогия: без овладения этикетом человек похож на шофера, который в час пик выехал на оживленную улицу, не зная правил уличного движения. Вместе с тем правил этикета на сегодняшний день накопилось огромное количество. Многие из них пришли из истории, а иногла и из очень древней истории. Например, правила, согласно которым мужчина должен обнажать голову перед женщиной ( снимать шляпу ), вставать при разговоре с ней, уступать ей место и, вообще, оказывать всевозможные знаки внимания. Этикет притерпел значительные изменения, время отсеяло все неразумное, бесполезное и оставило лишь наиболее практичные правила.
Современная жизнь, рождая новые ситуации общения, вносит новые этикетные требования. И запомнить их все практически не возможно. Сегодня более важно не просто заучить сами правила, но понять «дух», суть и смысл этикета, то есть в конечном счете усвоить основные принципы. А таких принципов можно выделить несколько.
Прежде всего, это принцип гуманизма, человечности, который воплащается в ряде моральных требований, обращенных непосредственно к культуре взаимоотношений. Это вежливость, тактичность, скромность и точность.
Вежливость- форма взаимоотношений между людьми, суть которых доброжелательство, желание другому человеку добра. Вежливость включает в себя такие человеческие проявления, как внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается.
Доброе отношение к людям главная нравственная основа современного этикета. Потому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манернами. Требования гуманного, доброго отношения к людям продиктованы очень многие правила этикета. Например, такие:
А) не хорошо шептаться в присутствие других.
Б) не следует придирчиво рассматривать столовые приборы в гостях, тем более протирать их салфеткой.
В) нельзя курить в помещениях без разрешения присутствующих; открывать окно (форточку), не получив согласия у окружающих.
Г) передавая конверт через знакомого, не рекомендуется заклеивать конверт: это может обидеть человека недоверием.
Д) нельзя громко кричать и разговаривать на лестничной площадке, в коридоре, поскольку в соседней квартире может оказаться больной, спящий, или просто уставший человек.
Этот список можно продолжать и дальше, но общий вывод ясен: этикет предлагает такие действия, в которых проявляются чуткость, внимательность, доброта, вежливость. Принято выделять несколько оттенков вежливости: корректность, учтивость, любезность, деликатность.
Корректность- несколько подчеркнутая, офицальная, сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, самых конфликтных. Проявлять корректность- значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению.
Учтивость- вежливость почтительная, обычно проявляемая по отношению к старшим.
Любезность- вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому. Любезный человек- это человек приветливый, обходительный, предупредительный.
Деликатность- вежливость, проявляемая с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.
Тактичность. Многие считают, что вежливость и тактичность одно и то же, но существуют некоторые нюансы, которые позволяют их различать. Тактичность- это чувство меры, которую следует соблюдать в отношениях с другими людьми, умение чувствовать ту границу, за которой может наступить обида у человека, с которым мы общаемся. Тактичность включает в себя умение не замечать ошибок и оплошностей другого, не делать ему замечаний в присутствии других людей, не задавать вопросов, которые ставят собеседника в неловкое положение. Тактичный человек не делает ни чего такого, что могло бы задеть, обидеть другого человека. Тактичность непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания.
Скромность- умение сопоставить самооценку с мнением окружающих людей, не переоценивать себя, свою значимость, не афишировать свои достоинства и заслуги, уметь сдерживать себя. Скромность предполагает безыскусственность поведения, отсутствие театральности, позерства. В этом отношении отличаются англичане, однако самыми скромными людьми считаются французы.
Подлинная скромность не имеет ни чего общего со скованностью, зажатостью, робостью. Все это проявления комплекса застенчивости, часто возникающего лишь потому, что человеку не достает умение и навыков свободного культурного общения.
Точность- умение ценить свое слово, не бросать его на ветер, то есть выполнять то, что обещано, вовремя приходить, не опаздывать.
Второй важнейший принцип современного этикета- это принцип целесообразности действий. Почему нельзя входить с мороженным в городской транспорт? Потому, что можно испачкать одежду окружающих людей. Все очень разумно и просто. В этом как раз и заключается преимущество современного демократического этикета перед сословным, аристократическим. Современный этикет предполагает, что если мы не знаем, как нам следует действовать в какой- то нестандартной ситуации, новой для нас, то следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства. Но при этом помнить, что удобно должно быть не только нам, но и окружающим нас людям. Основываясь на целесообразности, современный этикет никогда не требует однозначности порядка действий. Жизнь сложна и многообразна, и в ней порой возникают такие ситуации, которые не предусмотрены правилами. В этом смысле этикет не догматичен; он предполагает возможность выбора и творчества в не стандартных ситуациях. Можно сказать, что современный этикет рассчитан не только на людей воспитанных, но и умных, способных творчески применять знание правил к конкретным ситуациям.
Третий принцип, на котором основываеться нормы современного этикета- это красота или эстетическая привлекательность поведения.
Правила этикета вырастают из требований эстетики. И логика у них простая: «неприлично, потому что некрасиво!» Нельзя, потому что подобное поведение оскорбляет эстетические чувства окружающих, и следовательно, является проявлением не уважения к ним.
Современный этикет предполагает единство формы и содержания поступка. Поэтому хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено, иначе самый добрый и благородный поступок будет выглядеть нелепо, не привлекательно и может утратить свой благородный нравственный смысл.
Четвертый принцип, который лежит в основе правил современного этикета, связан с тем, что среди его норм и правил есть много таких, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов- ими являются народные обычаи и традиции.