Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:27, лекция
Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек, в том числе и сотрудник УИС, должен не
Введение
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды этикета.
2. Развитие этикета в России.
3. Служебный этикет сотрудника УИС.
Заключение
Дамы постарше одевались в более темные тона. Молодые девушки, женщины - в более светлые. Женщины по тогдашней моде носили длинные юбки, часто со шлейфами, и жесткий корсет.
Перчатки надевались до выхода на улицу. На балу, во время визита, в театре и на концертах, а также на улице перчатки не снимались. Танцевать и женщине и мужчине надо было обязательно в перчатках. Мужчина на балу - во фраке, в белых лайковых перчатках. Если бал кончался ужином, перчатки снимались только после усаживания за столы, клались или в карман или на колени; вставая из-за стола, их опять надевали. Если кто-либо садился за фортепиано, то перчатки снимались перед самым исполнением. После выступления перчатки тотчас же надевались. Если на балу лопнула перчатка, и не было запасных, следовало оставаться все-таки в перчатках. В конце XIX и начале XX века мужчина при рукопожатии снимал перчатку с правой руки, а также во время визита.
Фрак, так же как открытое платье для женщин, для мужчин - только вечерний туалет. Днем фрак ни в коем случае не надевался. Мало-помалу, отличаясь от других костюмов отсутствием украшений, фрак стал общепринятым в обществе.
К концу XIX века, когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе, нравы стали значительно свободнее. Окончательный же удар по дворянскому этикету был нанесен в 1917 году. Его еще какое-то время пытались придерживаться только на территориях белых армий, а затем и в эмиграции.
В первые годы после революции, большевики отменили многое, что относилось к старому режиму, в том числе и этикет. Всякое его проявление в обществе воспринималось как анахронизм и жестоко высмеивалось. Например, слово "господин", не несущее в себе политического подтекста, было заменено на нейтральный "гражданин", а уважительное обращение воспринималось как раболепие. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины - прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции (т.е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу.
Таким образом, в заключение можно отметить, что знание истории этикета позволяет нам, ныне живущим, многое понять о своем собственном поведении и об отношениях с окружающими.
Вопрос № 3. Служебный этикет сотрудника УИС.
Служебный этикет сотрудника УИС – это совокупность правил, регламентирующих форму обращения сотрудников друг к другу, к осужденным, манеру речи, поведения на службе и вне службы, требования к внешнему виду.
Отличительной чертой служебного этикета работников УИС является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, инструкциями, выполнение которых строго обязательно.
Основными нормами и правилами,
-строгая воинская субординация
-сознательная дисциплина,
-взаимное уважение,
-уважение к старшему по званию, должности, возрасту,
-исполнительность,
-пунктуальность,
-инициатива,
-выдержка, спокойствие.
Служебная
этика выполняет много
Основные сферы применения требований служебного этикета. Выделяются три сферы применения служебного этикета:
1. Этикет взаимоотношений
2. Этикет взаимоотношений
3. Этикет взаимоотношений
Этикет
взаимоотношений между
• Не надо проявлять излишнего любопытства к сугубо личным делам и жизни сослуживцев, осуждать их поступки за их спиной. Пересуды рождают слухи, сплетни, мешают делу, портят людям настроение.
• На допущенные в работе недостатки и ошибки надо указывать тактично, по-товарищески. Оказывать необходимую помощь коллеге следует по-деловому, спокойно и полно. Не надо отказывать товарищу в совете, если он обратился за ним, а также не следует самому пренебрегать советами, помня, что «ум -хорошо, а два - лучше». Однако следует знать меру и не обращаться по пустякам, тем самым мешая работать другим.
• Особенностью служебной деятельности сотрудника УИС является то, что многие из них имеют дело с информацией, не подлежащей оглашению. Здесь особенно не допустимы ни любопытство, ни болтливость.
• На работе надо вести себя уравновешенно: не следует громко говорить, хлопать дверями, делать двусмысленные замечания, встревать в чужой разговор и т.д. Необходимо выработать корректный тон разговора.
• По телефону принято говорить коротко, только по служебным вопросам. Разговор надо вести не громко, сняв трубку, следует поприветствовать и представиться.
• Особое терпение и выдержку необходимо проявлять в споре. Ведь спор - это не ссора, а обмен мнениями. Поэтому всегда надо дать возможность собеседнику высказаться до конца, выслушать его доводы, постараться понять его аргументы. Почувствовав свою неправоту, наберитесь мужества, чтобы признаться в этом. Не надо забывать, что оскорбительными бывают не только слова, но и тон, мимика, манера разговора.
• Точность, организованность, аккуратность в делах, верность своему слову - это тоже показатель воспитанности, профессионализма.
В отношениях между коллегами недопустимо невыполнение обещаний.
Нельзя заставлять людей излишне долго ждать ответ на деловое письмо или официальный запрос.
Пунктуальность и аккуратность экономят время, облегчают работу и выполнение любого служебного задания, вызывают уважение сослуживцев, приучают их быть такими же точными, ответственными, обязательными и внимательными.
Этикет взаимоотношений подчиненного с начальником имеет субординационный характер:
• Необходимо всегда и всюду оказывать уважение, внимание старшим по званию, возрасту, служебному или общественному положению. Если в служебное помещение входит старший по званию или по должности, необходимо встать и приветствовать его согласно требованиям Устава. Садиться следует только после получения на это разрешения.
• Когда входите в кабинет начальника, представьтесь, если начальник лично не знает вас, не садитесь, пока не получите приглашение присесть, а, получив - не отказывайтесь. Первым разговор начинает начальник. В разговоре стремитесь быть кратким, деловитым, спокойным, не используйте в своей речи шуточки, восклицания. Вопросы задавайте по существу после окончания разговора.
• Во время разговора сидите ровно, свободно, не откидывайтесь на спинку стула, не опирайтесь на стол начальника. Не следует курить или просить разрешения закурить, если начальник сам вам этого не предложит.
• Если старший по званию, возрасту или общественному положению собеседник встает, надо встать. Если подчиненный, придя в кабинет, не должен садиться, начальник встречает его и ведет разговор стоя.
• Существует правило: первым приветствует младший старшего, мужчина - женщину, подчиненный - начальника.
• Выражая свое уважения начальнику, держитесь при этом достойно, льстивость не только производят неприятное впечатление, но и могут нарушать деловой характер разговора. Когда человек держится с чувством собственного достоинства, это вызывает к нему уважение, заставляет людей внимательно относиться к его словам и делам.
• Согласно этикету и в порядке уважения к начальнику или старшему по званию следует уступить ему дорогу, пропустить в коридоре или на улице, при входе или выходе из лифта, здания и пр.
Если при встречи
нельзя свободно разойтись с
начальником (старшим), то подчиненный
(младший) обязан уступить доро
Когда вы входите вместе с начальником (старшим) в помещение, пропустите его вперед, откройте и придержите дверь.
Этикет взаимоотношений сотрудника со спецконтингентом имеет характер подчиненности:
• Необходимо предъявлять к лицам, содержащимся в СИЗО, ИК законные требования, настойчиво добиваясь их выполнения.
• Не позволять себе оскорблений в адрес спецконтингента, не унижать их человеческое достоинство. При общении не допускать хамства, нецензурной брани, грубости, так как по одному частному случаю могут судить в целом обо всех сотрудниках .
• Не превышать своих властных и должностных полномочий, но при этом не умолять своих достоинств, не допускать фамильярного отношения.
• Проявлять в отношении
спецконтингента такт, сдержанность,
в критических ситуациях
Каждому сотруднику полезно усвоить: благороден не тот, кто бьет себя в грудь, провозглашая правильные лозунги и высокопарные фразы, а тот, кто скромно, без поз, не теряя времени, изо дня в день добросовестно выполняет свой служебный долг. Надо быть целеустремленным и последовательным: в обществе, с начальником и подчиненным, в семье и в быту. Никогда нельзя терять гражданского мужества.
Профессиональная культура и этика сотрудника УИС, в первую очередь проявляется в общении. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и доверие участников делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий. Эти требования могут иметь как внутреннее, так и внешнее выражение.
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
- обостренная совесть, сознание того, что даже бездействие или молчание могут быть бесчестными;
- постоянное стремление
сохранять незапятнанной свою
честь как высшую степень
- умение держать себя одинаково с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса (Жан-Жак Руссо утверждал: «Высшая добродетель- быть одинаковым с принцем и нищим»)
3) Доброжелательность;
4) Уважение достоинства партнера, реализующееся через: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.
Основными формами культуры общения являются: культура поведения, культура речи и внешнего облика.
1. Культура поведения сотрудника УИС основана на соблюдении правил и норм служебного этикета (о нем было сказано выше)
2. Культура речи сотрудника должна соответствовать следующим требованиям:
- быть содержательной, свидетельствовать о глубоком знании того, о чем идет речь;
- быть литературно и грамматически грамотной;
- быть точной, ясной, краткой и понятной;
- быть эмоциональной, выразительной, образной;
- при разговоре
необходимо тщательно
психологическое воздействие;
- мимика, жесты, позы
должны быть сдержанными,
Факторы, психологически воздействующие на собеседника, вызывающие у него уважение, симпатию к вам, или наоборот, негативные эмоции- это тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса и т.п.
Например, слишком быстрая многословная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакции этого человека. Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также, хотя и любимые нами, но от неоднократного повторения теряющие свою привлекательность пословицы, поговорки, присказки, тем более, если они употребляются не к месту. Нужно быть осторожным в употреблении иностранных слов и выражений. Употребление непонятного собеседнику выражения - не лучший способ показать свою эрудицию и образованность. Это не только не способствует лучшему пониманию, но и вызывает раздражение. В народе давно подмечено - кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Чем доходчивее, понятнее собеседнику будет ваша речь, тем больше вероятность, что вы найдете общий язык.
Беседу необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость – плохие помощники в беседе. Полное самообладание и спокойная речь произведут на партнера большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.
Основные средства формирования культуры речи:
- систематическое и
вдумчивое чтение
- изучение правил грамматики русского языка;