Служебный этикет и такт

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:27, лекция

Краткое описание

Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек, в том числе и сотрудник УИС, должен не

Оглавление

Введение

Учебные вопросы:
1. Понятие и виды этикета.
2. Развитие этикета в России.
3. Служебный этикет сотрудника УИС.

Заключение

Файлы: 1 файл

Служебный этикет и такт.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Дамы постарше одевались  в более темные тона. Молодые девушки, женщины - в более светлые. Женщины по тогдашней моде носили длинные юбки, часто со шлейфами, и жесткий корсет.

Перчатки надевались до выхода на улицу. На балу, во время  визита, в театре и на концертах, а также на улице перчатки не снимались. Танцевать и женщине и мужчине надо было обязательно в перчатках. Мужчина на балу - во фраке, в белых лайковых перчатках. Если бал кончался ужином, перчатки снимались только после усаживания за столы, клались или в карман или на колени; вставая из-за стола, их опять надевали. Если кто-либо садился за фортепиано, то перчатки снимались перед самым исполнением. После выступления перчатки тотчас же надевались. Если на балу лопнула перчатка, и не было запасных, следовало оставаться все-таки в перчатках. В конце XIX и начале XX века мужчина при рукопожатии снимал перчатку с правой руки, а также во время визита.

Фрак, так же как открытое платье для женщин, для мужчин - только вечерний туалет. Днем фрак ни в коем случае не надевался. Мало-помалу, отличаясь  от других костюмов отсутствием украшений, фрак стал общепринятым в обществе.

К концу XIX века, когда  дворянство стремительно утрачивало свои позиции в обществе, нравы стали  значительно свободнее. Окончательный  же удар по дворянскому этикету был  нанесен в 1917 году. Его еще какое-то время пытались придерживаться только на территориях белых армий, а затем и в эмиграции.

В первые годы после революции, большевики отменили многое, что относилось к старому режиму, в том числе  и этикет. Всякое его проявление в обществе воспринималось как анахронизм и жестоко высмеивалось. Например, слово "господин", не несущее в себе политического подтекста, было заменено на нейтральный "гражданин", а уважительное обращение воспринималось как раболепие. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины - прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции (т.е. воспитанных людей, живущих в соответствии с правилами этикета и нравственными нормами) была вынуждена уехать за границу.

Таким образом, в заключение можно отметить, что знание истории этикета позволяет нам, ныне живущим, многое понять о своем собственном поведении и об отношениях с окружающими.

 

Вопрос № 3. Служебный этикет сотрудника УИС.

 

             Служебный этикет сотрудника  УИС – это совокупность правил, регламентирующих форму обращения сотрудников друг к другу, к осужденным, манеру речи, поведения на службе и вне службы, требования к внешнему виду.

Отличительной чертой служебного этикета  работников УИС является его нормативный  характер: общение здесь регламентировано уставами, приказами, инструкциями, выполнение которых строго обязательно.

            Основными нормами и правилами,  обеспечивающими красоту отношений  между сотрудниками, являются:

-строгая воинская субординация,

-сознательная дисциплина,

-взаимное уважение,

-уважение к старшему по званию, должности, возрасту,

-исполнительность,

-пунктуальность,

-инициатива,

-выдержка, спокойствие.

         Служебная  этика выполняет много различных  функций. Она способствует сплочению  сотрудников, организации здорового  психологического климата, обеспечению эффективности служебной деятельности, нравственно- этическому воспитанию.

         Основные сферы применения требований служебного этикета. Выделяются три сферы применения служебного этикета:

1. Этикет взаимоотношений сотрудников  в коллективе.

2. Этикет взаимоотношений подчиненного  с начальником.

3. Этикет взаимоотношений сотрудника  со спецконтингентом.

Этикет  взаимоотношений между сотрудниками в служебном коллективе носит коллективный характер, предполагает соблюдение ими требований вежливости, доброжелательное и содействующее отношение к коллегам по работе:

• Не надо проявлять излишнего  любопытства к сугубо личным делам  и жизни сослуживцев, осуждать их поступки за их спиной. Пересуды рождают слухи, сплетни, мешают делу, портят людям настроение.

• На допущенные в работе недостатки и ошибки надо указывать  тактично, по-товарищески. Оказывать  необходимую помощь коллеге следует  по-деловому, спокойно и полно. Не надо отказывать товарищу в совете, если он обратился за ним, а также не следует самому пренебрегать советами, помня, что «ум -хорошо, а два - лучше». Однако следует знать меру и не обращаться по пустякам, тем самым мешая работать другим.

• Особенностью служебной  деятельности сотрудника УИС является то, что многие из них имеют дело с информацией, не подлежащей оглашению. Здесь особенно не допустимы ни любопытство, ни болтливость.

• На работе надо вести  себя уравновешенно: не следует громко говорить, хлопать дверями, делать двусмысленные  замечания, встревать в чужой разговор и т.д. Необходимо выработать корректный тон разговора.

• По телефону принято  говорить коротко, только по служебным  вопросам. Разговор надо вести не громко, сняв трубку, следует поприветствовать и представиться.

• Особое терпение и выдержку необходимо проявлять в споре. Ведь спор - это не ссора, а обмен мнениями. Поэтому всегда надо дать возможность собеседнику высказаться до конца, выслушать его доводы, постараться понять его аргументы. Почувствовав свою неправоту, наберитесь мужества, чтобы признаться в этом. Не надо забывать, что оскорбительными бывают не только слова, но и тон, мимика, манера разговора.

• Точность, организованность, аккуратность в делах, верность своему слову - это тоже показатель воспитанности, профессионализма.

В отношениях между коллегами  недопустимо невыполнение обещаний.

Нельзя заставлять людей  излишне долго ждать ответ  на деловое письмо или официальный  запрос.

Пунктуальность и аккуратность экономят время, облегчают работу и выполнение любого служебного задания, вызывают уважение сослуживцев, приучают их быть такими же точными, ответственными, обязательными и внимательными.

Этикет  взаимоотношений подчиненного с  начальником имеет субординационный характер:

• Необходимо всегда и  всюду оказывать уважение, внимание старшим по званию, возрасту, служебному или общественному положению. Если в служебное помещение входит старший по званию или по должности, необходимо встать и приветствовать его согласно требованиям Устава. Садиться следует только после получения на это разрешения.

• Когда входите в  кабинет начальника, представьтесь, если начальник лично не знает  вас, не садитесь, пока не получите приглашение  присесть, а, получив - не отказывайтесь. Первым разговор начинает начальник. В  разговоре стремитесь быть кратким, деловитым, спокойным, не используйте в своей речи шуточки, восклицания. Вопросы задавайте по существу после окончания разговора.

• Во время разговора  сидите ровно, свободно, не откидывайтесь  на спинку стула, не опирайтесь на стол начальника. Не следует курить или просить разрешения закурить, если начальник сам вам этого не предложит.

• Если старший по званию, возрасту или общественному положению  собеседник встает, надо встать. Если подчиненный, придя в кабинет, не должен садиться, начальник встречает его и ведет разговор стоя.

• Существует правило: первым приветствует младший старшего, мужчина - женщину, подчиненный - начальника.

• Выражая свое уважения начальнику, держитесь при этом достойно, льстивость не только производят неприятное впечатление, но и могут нарушать деловой характер разговора. Когда человек держится с чувством собственного достоинства, это вызывает к нему уважение, заставляет людей внимательно относиться к его словам и делам.

• Согласно этикету и  в порядке уважения к начальнику или старшему по званию следует уступить ему дорогу, пропустить в коридоре или на улице, при входе или выходе из лифта, здания и пр.

 Если при встречи  нельзя свободно разойтись с  начальником (старшим), то подчиненный  (младший) обязан уступить дорогу и, отдавая четь, пропустить его; при необходимости пройти мимо начальника (старшего) или обогнать его надо попросить разрешения.

Когда вы входите вместе с начальником (старшим) в помещение, пропустите его вперед, откройте и  придержите дверь.

      Этикет взаимоотношений сотрудника со спецконтингентом имеет характер подчиненности:

• Необходимо предъявлять  к лицам, содержащимся в СИЗО, ИК законные требования, настойчиво добиваясь их выполнения.

• Не позволять себе оскорблений  в адрес спецконтингента, не унижать их человеческое достоинство. При общении не допускать хамства, нецензурной брани, грубости, так как по одному частному случаю могут судить в целом обо всех сотрудниках .

• Не превышать своих  властных и должностных полномочий, но при этом не умолять своих достоинств, не допускать фамильярного отношения.

• Проявлять в отношении  спецконтингента такт, сдержанность, в критических ситуациях проявлять  чуткость (период адаптации, при получении  трагических сообщений о родственниках и т.д.).

Каждому сотруднику полезно усвоить: благороден не тот, кто бьет себя в грудь, провозглашая правильные лозунги и высокопарные фразы, а тот, кто скромно, без поз, не теряя времени, изо дня в день добросовестно выполняет свой служебный долг. Надо быть целеустремленным и последовательным: в обществе, с начальником и подчиненным, в семье и в быту. Никогда нельзя терять гражданского мужества.

        Профессиональная культура и этика сотрудника УИС, в первую очередь проявляется в общении. Этика делового общения - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и доверие участников делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий. Эти требования могут иметь как внутреннее, так и внешнее выражение.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:

    1. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
    2. Порядочность, т. е. неспособность к бесчеловечному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных качествах, как:

- обостренная совесть,  сознание того, что даже бездействие  или молчание могут быть бесчестными;

- постоянное стремление  сохранять незапятнанной свою  честь как высшую степень честности  и благородства и утвердить  собственное достоинство как  признаваемое окружающими право  на самоуважение;

-  умение держать  себя одинаково  с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса (Жан-Жак Руссо утверждал: «Высшая добродетель- быть одинаковым с принцем и нищим»)

          3)   Доброжелательность;

           4) Уважение достоинства партнера, реализующееся через: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.

Основными формами культуры общения являются: культура поведения, культура речи и внешнего облика.

1. Культура поведения сотрудника УИС основана на соблюдении правил и норм служебного этикета (о нем было сказано выше)

2. Культура речи сотрудника должна соответствовать следующим требованиям:

- быть содержательной, свидетельствовать о глубоком  знании того, о чем идет  речь;

-  быть литературно  и грамматически грамотной;

-  быть точной, ясной,  краткой и понятной;

-  быть эмоциональной,  выразительной, образной;

-  при разговоре  необходимо тщательно подбирать  слова, учитывать их 

    психологическое  воздействие;

-  мимика, жесты, позы  должны быть сдержанными, четкими,  скупыми,    ненавязчивыми, и  соответствовать содержанию речи.

Факторы, психологически воздействующие на собеседника, вызывающие у него уважение, симпатию к вам, или наоборот, негативные эмоции- это  тембр, интонация, четкость произношения, громкость голоса и т.п.

             Например, слишком быстрая многословная речь вызывает раздражение, заставляет подумать о замедленности реакции этого человека. Нередко умную, хорошую речь портят слова-паразиты, а также, хотя и любимые нами, но от неоднократного повторения теряющие свою привлекательность пословицы, поговорки, присказки, тем более, если они употребляются не к месту. Нужно быть осторожным в употреблении иностранных слов и выражений. Употребление непонятного собеседнику выражения - не лучший способ показать свою эрудицию и образованность. Это не только не способствует лучшему пониманию, но и вызывает раздражение. В народе давно подмечено - кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. Чем доходчивее, понятнее собеседнику будет ваша речь, тем больше вероятность, что вы найдете общий язык.

     Беседу  необходимо вести спокойно, не повышая голоса и не показывая своего раздражения даже тогда, когда для этого есть основания. Горячность, торопливость – плохие помощники в беседе. Полное самообладание и спокойная речь произведут на партнера большее впечатление, чем запальчивый тон и повышенный голос.

Основные средства формирования культуры речи:

- систематическое и  вдумчивое чтение художественной  литературы;

- изучение правил грамматики  русского языка;

Информация о работе Служебный этикет и такт