Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 14:27, лекция
Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек, в том числе и сотрудник УИС, должен не
Введение
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды этикета.
2. Развитие этикета в России.
3. Служебный этикет сотрудника УИС.
Заключение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР
Цикл общеправовых и социальных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФКОУ ДПО МУЦ УФСИН
России по Московской области
подполковник внутренней службы
________________ А.А. Шалин
«____» _______________ 2012 г.
Лекция
по программе профессиональной подготовки младших инспекторов отделов режима СИЗО и тюрем
Разработали: старший преподаватель цикла ОП и СД майор внутренней службы И.В. Колесникова
Тема № 2.3. «Служебный этикет и такт».
Дисциплина: Профессиональная этика и психология сотрудника уголовно-исполнительной системы
Время 2 часа
Обсуждена на заседании цикла ОП и СД,
протокол № от « » 2012 г.
Содержание
Введение
Учебные вопросы:
1. Понятие и виды этикета.
2. Развитие этикета в России.
3. Служебный этикет сотрудника УИС.
Заключение
Литература
1. Концепция воспитания
работников уголовно-
2. Приказ ФСИН России от 24.05.2010 № 240 «Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника УИС».
3. Приказ ФСИН России
от 14.06.06 № 390 «Об организации
4. Андреев О.В., Алексеева М.И. Профессиональная этика сотрудника УИС [Текст] // Цикл лекций для проведения занятий с личным составом УИС Минюста России / под общ. ред. О.Г. Ковалева. М., НИИ УИС Минюста России, 2004. – 156 с.
5. Гуревич П.С., Этика: учебник – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 351 с.
6. Кобликов А.С. Юридическая этика: учебник. – 3-е изд. – М.: Норма, 2005. – 173 с.
Учебно-материальное обеспечение: раздаточный материал, учебная доска.
Введение. Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития. Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек, в том числе и сотрудник УИС, должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.
Вопрос № 1. Понятие и виды этикета.
Что такое этикет? Заглянем в словарь: термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.
Само понятие "этикет" настолько давнее, что очень трудно найти и установить время его появления. Но, если верить историческим фактам, слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV - того самого, которому легенда приписывает изречение: "Государство - это я". На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".
Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет. Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.
Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, в силу своих общественно-социальных условий был вопиюще дисгармоничен в потребностях, нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.
В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока. Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.
А как же развивался этикет за океаном? Первый президент США Джордж Вашингтон прославился тем, что в четырнадцать лет, воспользовавшись английским переводом книжки французского монаха, изданной в 1640 году, составил сто десять "Правил приличного поведения". Вот лишь некоторые из них: "Не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях..." Более поздние американские своды правил во многом ориентированы на практицизм сочинений видного писателя и политического деятеля Б. Франклина. В наше время в Америке существует Институт этикета имени Эмилии Пост. Она - самый популярный автор книг по культуре поведения, пожалуй, не только в США.
Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание. Активным проводником европейских манер в России стал Петр I. Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.
Различают несколько видов этикета:
1. Придворный этикет — строго установленный порядок и формы обхождения при дворах монархов. В настоящее время применяется при дворах и в светском обществе стран с монархической формой правления.
2. Воинский этикет — свод общепринятых в данной армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их жизни и деятельности в частях, на кораблях и в общественных местах.
3. Дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц в отношениях друг с другом и на различных официальных дипломатических мероприятиях (приемы, визиты, презентации, переговоры, встречи делегаций и т.д.).
4. Общегражданский
этикет — совокупность правил, традиций
и условностей, соблюдаемых в общении
между собой частными лицами данного общества.
Большинство правил общегражданского
и дипломатического этикета идентичны
или совпадают в той или иной мере. Однако
в кругу дипломатических и официальных
лиц строгому соблюдению правил этикета
придается большое значение. Представители
деловых кругов должны не только хорошо
знать правила этикета, но и неукоснительно
соблюдать их в практической деятельности.
С сожалением приходится констатировать,
что в современной России в повседневном
обиходе этикет не пользуется особым почетом.
Это относится не только к поведению в
общественных местах, транспорте, быту,
но и на службе. Наглядным подтверждением
тому служит поведение народных избранников
в высших органах государственной власти.
Создается впечатление, что грубость и
разнузданность, называемые ошибочно
раскованностью, становятся признаками
современного «хорошего тона».
Выделяют также следующую классификацию этикета:
1. Речевой, или вербальный этикет - определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации — искусство вести беседу.
2. Неречевой этикет (мимика и жесты). Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.
3. Организация пространства (этикетная проксемика) - взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.
4. Этикетная атрибутика (мир вещей в этикете) - одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Итак, современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Тактичный человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого человека, не оскорбит его достоинства.
Вопрос № 2. Развитие этикета в России.
Русский народ на протяжении всей своей истории руководствовался своими, неписаными, но очень крепкими, устойчивыми правилами жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое выражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках.
Долгие годы русская культура развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту.
В период феодальной раздробленности (12 - конец 15 века), после татаро-монгольского нашествия 1237-1241 годов, проникают восточные нормы поведения, например, ужесточение наказаний, деспотизм мужа в семье и т. д. Они сохранились и в период централизованного Московского государства (16 - 17 века).
Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях… где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего…чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный, или посол, - … угостите пищей или питьем… Больного посещайте, мертвого пойдите проводить… Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…»
Позже, в первой половине XVI века, в России была написана книга, называемая «Домостроем», которая содержала в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину - и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». Сокращенное название этого уникального сочинения, написанного Сильвестром, - «Домострой» - до сих пор известно каждому русскому человеку. Автор «Домостроя» разработал своеобразный кодекс поведения горожанина, основанный на справедливом и гуманном отношении людей друг к другу. Эта книга из 67 глав охватывала все стороны жизни людей богатого сословия: учила, как относиться к церкви, власти, членам семьи, прислуге, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство, как встречать гостей и наносить ответные визиты.
Семья в русском сознании была чрезвычайно замкнутой ячейкой, брак был церковным институтом. Домовладелец был главой своего «двора», «чада и домочадцы» были почти его собственностью. До замужества девушка находилась в полном подчинении у отца, после свадьбы - у мужа. Никогда и ни при каких обстоятельствах порядочная женщина не показывалась без сопровождающих, из дому выходила редко, обычно только в церковь. При разговоре с посторонними считалось приличным закрывать лицо рукавом. В домашнем кругу женщину с детства окружали многочисленные кормилицы-«мамки», нянюшки, сенные девушки, зачастую бедные родственницы и приживалки. Выйдя замуж и став хозяйкой, женщина должна была следить за повседневной жизнью всех многочисленных домочадцев, вставать раньше всех, а ложиться - позже. Круг общения женщины был крайне ограничен. За расходами следил обычно хозяин, уход за детьми передавался доверенным слугам, а хозяйка заботилась об одежде и утвари. Достойным занятием считалось рукоделие, которому обучали с малых лет. Грамоте обучали весьма немногих. В имущественном отношении русская женщина и в то время была защищена законом: за ней сохранялись права на приданое, вдова получала не менее седьмой части имущества мужа, если не было завещания в ее пользу; жена и дети осужденного преступника сохраняли права на его имущество.
Браки заключались по воле родителей. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины - с 12-15 лет; в крестьянских семьях, где в жене видели прежде всего работницу, невеста могла быть и старше жениха. Разводы были редки, производились по бракоразводным грамотам и приговорам священников. Освященный церковью брак можно было заключать только три раза.