Этикет — это свод норм, правил общения людей между
собой, поведения каждого конкретного
человека в обществе — в той социальной
среде, где он живет, с членами которой
взаимодействует.
Этикет бывает
Речевой этикет
Столовый этикет
Свадебный этикет
Траурный этикет
Этикет «выходного дня» (театральный,
концертный и др.)
Дипломатический этикет
Профессиональный этикет (воинский,
медицинский, юридический, сервисный и
др.)
Религиозный этикет
Служебный этикет
Телефонный этикет
- Деловой этикет
- – важнейшая
сторона профессионального
поведения любого человека.
- Соблюдение
этих норм подкрепляется неформальными
санкциями со стороны социального
окружения, которое оценивает,
как личность сообразуется с
совокупностью требований, норм и образцов
поведения. Результатом этой
оценки является общественное (групповое)
мнение о данном человеке, одобряющее
или порицающее его поведение.
- Нормы делового
этикета выполняют следующие функции:
- 1. Они выполняют
важнейшую функцию – регуляции поведения
и совместной
деятельности членов социальной группы,
что делает возможной саму
эту деятельность, обеспечивая стабильность
и порядок.
- 2. По
своей объективной природе они направлены
на повышение эффективности делового
взаимодействия, оптимизируют деятельность
и выполняют деловую функцию.
- 3. Являясь
средством выражения уважения
и доброжелательности, выполняют
коммуникативную функцию, помогают
устанавливать и поддерживать хорошие
деловые отношения, избегать конфликтов.
- 4. Отражая
статусные различия, закрепляют иерархию
отношений, выполняя
дисциплинирующую функцию.
- 5. В отношении
группы выполняют интегративную функцию,
обеспечивают
сплоченность и однородность социальной
группы за счет единства норм
и социальных ожиданий ее членов.
- 6. Для индивида
являются условием кооптации (включения,
принятия)группой, выполняют функцию самопрезентации.
- 7. Помогают
человеку ориентироваться в
ситуации, снижают ее неопределенность,
и таким образом выполняют функцию
своеобразной психологической
поддержки.
- В основе правил делового этикета лежат общие предпосылки и основные принципы.
- 1. Принцип уважения: будьте любезны, доброжелательны и приветливы.
- 2. Принцип пунктуальности: делайте все вовремя.
- 3. Принцип третий: не болтай лишнего.
- 4. Принцип четвертый: думайте не только о себе, но и о других.
- 5. Принцип пятый: одевайтесь, как принято.
6. Принцип шестой: говорите и пишите хорошим языком.
- В профессиональной
деятельности работника дошкольного образования
деловой этикет очень важен. Многие принципы
делового этикета совпадают с теми требованиями,
которые изначально предъявляют к будущему
педагогическому работнику еще в колледже.
Например : . Воспитатель просто обязан
в силу своей профессии грамотно и доходчиво
излагать свои мысли. Более того, ему приходиться
постоянно дифференцировать свою речь,
ведь в течение дня воспитателю надо разговаривать
с детьми, родителями, коллегами, начальством.
И каждый раз выбирать те языковые средства,
которые будут понятны тому, с кем в данный
момент он общается.
- 2. Несмотря
на то, что деятельность воспитателя сопряжена
с постоянным стрессом (ребенок упал и
ушибся, претензии родителей), он также
в силу своей профессии всегда должен
быть любезен, вежлив и доброжелателен,
потому что воспитатель - это не просто
сотрудник. Он является лицом образовательного
учреждения. По его словам и поступкам,
а также внешнему виду, родители детей
делают вывод, насколько хорош тот или
иной детский сад. Также доброжелательность
педагога способствует созданию благоприятной
психологической атмосферы в группе непосредственно
для детей.
- 3. И последнее,
привычка делать все вовремя: вовремя
приходить на работу, писать конспекты
занятий, готовить отчеты и любую другую
документацию не раз поможет вам подтвердить
репутацию надежного человека. Тем более,
что все вышеперечисленные факторы прямым
или косвенным образом влияют на качество
образовательного процесса в дошкольном
образовательном учреждении.
- ВЫВОД
- Из всего
сказанного мы можем сделать вывод, что
принципы делового этикета для воспитателя
являются важной составляющей педагогической
этики и профессиональной компетенции,
без знания которых и без умения действовать
в их рамках на уровне подсознания, педагог
не может стать по настоящему профессионалом
.