Систематизация и обоснование основных психологических новообразований в возрастные периоды детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели: на основе углубленного теоретического анализа рассмотреть трудности поведения, встречающиеся у детей в дошкольном возрасте, обосновать применение методов арт-терапии для решения актуальных задач и оптимизации практической психологической службы в системе образования.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ представлений о развитии изобразительной деятельности.
2. Описать основные направления использования рисуночных техник в практике детского психолога.
3. Отработать навыки работы с детьми дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1
Возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста
1.1 Возрастно-психологические новообразования детей дошкольного возраста
1.2 Общение со взрослыми и сверстниками
Глава 2
Эмпирическое исследование
2.1 Проблема исследования
2.2 Процедура проведения исследования
2.3 Описание результатов
2.4 Анализ результатов и выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по возрастн для Люды.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Развитие  внеситуативности в общении детей  происходит по двум линиям: с  одной стороны, увеличивается  число внеситуативных, речевых контактов,  а с другой – сам образ  сверстника становится более  устойчивым, не зависящим от конкретных, ситуативных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделять и чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена в ситуативных проявлениях сверстника (в его конкретных действия, высказываниях, игрушках), но становится все более значимой для ребенка. (8)

      
 
 

Выводы

     На  первое место в системе психических  функций в дошкольном возрасте  выходит память. Появляется возможность  мышления в представлениях, освобожденного  от связанности наглядной ситуацией.  Возникает абрис мировоззрения – схематическая картина мира, природы и общества. Ребенок стремиться объяснить и упорядочить окружающий мир и воображение.

     Новое  отношение между ребенком и  взрослым, при котором образ взрослого  ориентирует действия и поступки  ребенка, служит основой всех новообразований в личности ребенка. Дошкольное детство – прежде всего период первоначального фактического складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

     На  протяжении дошкольного детства  происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. В начале дошкольного детства мотивы имеют характер неосознанных, аффективно окрашенных желаний, связанных с наличной ситуацией. Регуляторами поведения ребенка на рубеже раннего и дошкольного возраста выступают «можно» и «нельзя», «хорошо» или «плохо» взрослого.

     К  концу дошкольного детства обнаруживаются  самые разнообразные виды мотивов:  игровые мотивы; мотивы, связанные  с интересом детей к миру  взрослых; мотивы установления и  сохранения положительных взаимоотношений  со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться. Появляется возможность исполнения обещания.

     Деятельность  в дошкольном возрасте побуждается и направляется уже не отдельными, не связанными между собой мотивами, а их системой.     Возникают первичные этические инстанции – происходит усвоение этических норм, моральных чувств, следование идеальным образцам во взаимоотношениях с другими людьми. Потребность быть признанным способствует позитивному личностному развитию. Однако реализация одной и той же потребности может привести и к негативным образованиям – лжи, зависти, хвастовству, а при неправильном, систематически неодобрительном отношении взрослого – и к «комплексу неполноценности», заниженной самооценке ребенка.

     К  концу дошкольного возраста впервые  наблюдается феномен «горькой  конфеты» (А.Н. Леонтьев).

     Произвольность  поведения также связана с  подчинением поступков ориентирующему образцу. Умение осмысленно ориентироваться на позицию другого человека, опирающееся на воображение, становится основой многих конкретных умений и навыков, в частности школьно-учебных. Непосредственное, импульсивное поведение перерастает в опосредованное определенными внутренними нормами и правилами.

     К  концу дошкольного возраста у  детей формируется самосознание  и самооценка, в содержание которой  входят оценка собственных умений  выполнять практическую деятельность  и моральных качеств, выражающихся в подчинении правилам, принятым в данной социальной группе.

     Складывается  тенденция к осуществлению деятельности  неигрового характера. Эта тенденция  в современных исторических условиях  выражается в желании стать  школьником, учиться, т.е. выполнять деятельность общественно значимую и оцениваемую. (13) 

Глава 2

Эмпирическое  исследование применения методов арт-терапии  в работе с детьми 4-7 лет

2.1 Проблема исследования

     Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. У дошкольников отражение реальности скорее символично, чем натуралистично, так как они изображают предметы и людей в соответствии со своими возрастными представлениями.  Практическая ценность рисования состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения идей. В качестве особого языка познания рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с окружающей его социальной действительностью. Рисование как творческий акт позволяет ребенку лучше отреагировать фантазии и переживания, безболезненно соприкоснуться с волшебным миром сказок и преданий, развить свои творческие потенции. В изучаемых семьях родители нередко считают игру и рисование несерьезными занятиями, односторонне заменяя их вербальным научением. Поэтому рисунки, сделанные детьми во время занятий, помогают им увидеть творческие возможности ребенка и оценить его спонтанную созидательную активность. Рисование — не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития самостоятельности. Рисуя, ребенок может остаться один на один со своими мыслями и лучше разобраться в своих переживаниях. (4)

      Сейчас подчеркивается полезность рисунка в процессе познания пациента. Интерес к этой технике появляется в момент, когда диагносты ничего не могут сделать из-за малой пользы, которую дают тесты, цель которых подкреплять психометрические процедуры, необходимые для понимания сложных и часто необычайно утонченных проблем, с какими нам приходится встречаться в повседневной практике. Однако независимо от вышеизложенного факта многие психологи верят, что рисунок – это неповторимая, личностная экспрессия внутреннего опыта, и что его умело использовать, то он даст ценную информацию не только с точки зрения диагностики, но и с терапевтической точки зрения. (5)

     Целью  исследование является отработка  навыка применения методов арт-терапии  в работе с детьми дошкольного  возраста.

Для этого решались следующие задачи:

  1. используя методику «Нарисуй человека» установить контакт с ребенком психологический контакт
  2. провести методики «Человек под дождем», «Дом-Дерево-Человек», «Несуществующее животное» с последующей интерпретацией
  3. проанализировать полученный опыт работы с детьми
 

  • Процедура проведения исследования

      В исследовании приняло участие 3 детей дошкольного возраста

          • Девочка 6 лет 8 месяцев, идет в 1 класс
          • Мальчик 4 года 9 месяцев, ходит в детский сад
          • Мальчик 6 лет 11 месяцев, идет в первый класс

         Для  эмпирического исследования были  отобраны следующие хорошо известные  и зарекомендовавшие себя методики:

    • «Нарисуй человека»
    • «Человек под дождем»
    • «Дом-Дерево-Человек»
    • «Несуществующее животное»

         «Нарисуй человека». Тест был создан Карен Маховер на основе раннего опыта интеллектуальных способностей ребенка при использовании техники Гуденау. Уже ранее в поисках значительных диагностических указаний использовали многочисленные средства и художественные техники, однако больше всего внимания посвящали рисунку человека, который считался формой изучения динамики личности. Существовало убеждение, что черты нарисованного персонажа отражают самого автора. Были выдвинуты гипотезы, что такой рисунок можно принимать, как бессознательную проекцию того, как данный человек воспринимает себя.

         «Человек под дождем».  Интересной версией теста «Нарисуй человека», является задание «Нарисуй человека под дождем». Это простая модификация основной инструкции дает необыкновенно богатый материал. Создатели этой техники (вероятно, Арнольд Абрамс или Абрахам Эмчин) пытались обработать процедуру, приоткрывавшую взгляд на человека, находящегося под действием символического стрессогенного фактора, в этом случае – дождя. Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она также позволяет осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. (5)

         «Дом-Дерево-Человек». Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 году. Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Выбор названных предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты. По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д.

         Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей обследуемого, испытанную им в этой среде интерперсональную динамику.

         Рисунок  дерева связан с жизненной  ролью рисующего и его способностями  принимать награды от окружения.  Считается, что рисунок дерева  дает особо богатый материал  о «содержании жизни», т.е. открывает  конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему «Я», которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. Кроме того, на дерево легче, чем на дом, проецировать негативные чувства к самому себе; одновременно оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.

         Можно  допустить, что рисунок человека  возбуждает сознательные чувства,  касающиеся образа собственного  тела и образа «Я» как с физической точки зрения, так и с психологической. Терапевты считают, что рисунок человека стимулирует также эмоции, связанные с интерперсональными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному «Я». (5, 6)

         «Несуществующее животное». Методика, разработанная М.З.Дункаревич. Тест построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояние моторики (в частности, моторики рисующей руки). Согласно учению Павлова, «всякая мысль заканчивается движением». Как известно, тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подымание, падение и т. д. При выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию. Пространство в свою очередь связано с эмоциональной окраской переживаний. (6)

         Этапы исследования. Первоначально проводилась краткая беседа с родителями с просьбой охарактеризовать ребенка. Затем экспериментатор вступал в контакт с ребенком. Перед началом рисования ребенка просили рассказать о себе:

    • как зовут
    • сколько лет
    • любит ли рисовать
    • чем любит заниматься

    далее перед  ребенком клался белый лист бумаги, пара простых карандашей и давались инструкции к рисункам:

      1. «Нарисуй мне, пожалуйста, человека»
      2. «Представь, что за окном идет дождь. Нарисуй человека под дождем»
      3. «Каждый человек имеет свой дом, а рядом с домом люди любят сажать деревья. Нарисуй мне дом, дерево и человека»
      4. «Сейчас я попрошу тебя немного пофантазировать. Придумай и нарисуй мне, пожалуйста, несуществующее животное. Назови его несуществующим именем.»

    После каждого  рисунка ребенка задавались вопросы, чтобы получить  дополнительную информацию о нарисованном. 
     

  • Описание и обсуждение результатов
  • Первый  испытуемый.

    Характеристика  от родителей: живой, общительный ребенок, ничего не боится, самостоятельная.

         Ход занятия: девочка спокойно зашла в комнату, села за предложенное ей место для занятия. Не задумываясь отвечала на ознакомительные вопросы. Не перебивая и не задавая вопросов, выслушивала инструкции. Сразу начинает рисовать. Рисует не произнося ни слова. Но при этом наблюдается выразительная мимика на лице. Сильный нажим на карандаш. Когда задавались пояснительные вопросы по рисунку, повисала небольшая пауза при ответе. Когда давалась положительная оценка рисункам (Здорово!, Мне нравится!, Ты рисуешь лучше меня!), появлялась улыбка на лице ребенка и следовала просьба нарисовать что-нибудь еще. После занятия ребенок спросил, можно ли прийти к экспериментатору в свободное время порисовать и поиграть.

         Рассказ о рисунках: человек под дождем хмурый, он больше любит солнышко, чем дождь. Несуществующее животное зовут Фантик, он живет в лесу в дупле, у него в лесу есть друзья, питается он червячками, ему 8 лет – это много, он взрослый.

    Второй  испытуемый.

         Характеристика от  родителей: ребенок стеснительный (мама не была уверена, что сможет уговорить ребенка прийти на занятие), любит гулять на улице со старшим братом (школьник).

         Ход занятия: ребенка привела мама за ручку. Ребенок осмотрел «все углы» в комнате. На приветствия и ознакомительные вопросы не отвечал. Спокойно согласился сесть за рабочее место. Выслушал инструкции, но рисовать не хотел. Ребенок начал рисовать только после того, как в процесс был включен экспериментатор. При этом наблюдалась следующая тенденция: на каждое новое задание ребенок отвечал: «Я не умею» или «Я не знаю как», «Начни ты, а потом буду рисовать я». Ребенок самостоятельно давал пояснения к каждому рисунку, особенно к тем изображениям, «которые он не умеет рисовать». Между рисунками ребенок просил поиграть с ним в прятки или догонялки. После занятия ребенок попросил поиграть с ним завтра на улице.

         Рассказ о рисунках: человек под дождем – зонт у меня будет внизу, это шапка, я нарисую два бубенчика, красивые тучи я рисовать не умею, это земля. ДДЧ – здесь у меня будет куст, идет снег, здесь (слева от дома) должна быть церковь. Несуществующее животное – я хочу нарисовать бегемота, он сильный; его зовут Васька, он живет в доме с мамой.

    Третий  испытуемый

         Характеристика о  родителей: ребенок идет в первый класс, в сад не ходил, вместо этого проводил целый день на детской площадке; гуляет в основном один; самостоятельный, послушный; рисует плохо.

         Ход занятия: ребенок быстро зашел, сел за стол. Четко, не задумываясь отвечал на вступительные вопросы. Выслушав инструкции, приступал к рисованию. Много раз исправлял каждый рисунок, при этом, поясняя, что он хочет исправить. На каждом рисунке считал количество прорисованных пальцев. Все должно быть по правилам. Не мог придумать и нарисовать несуществующее животное; предлагал нарисовать тигра, леопарда.

         Рассказ о рисунках: человек под дождем радуется (сам дождь не любит). Несуществующее животное – снежный человек, живет в лесу зимой на ветках (где он живет летом не знает), живет один («семьи у него нет!»), питается мясом, сколько лет не ответил, но сказал, что он взрослый. 

  • Анализ  результатов и  выводы
  • Первый  испытуемый

         Проинтерпретировав и проанализировав полученные данные можно выделить следующие качества и черты ребенка:

    • внутренняя тревога, напряжение
    • чувство покинутости
    • агрессивность
    • импульсивность
    • наслаждение от фантазий
    • поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений
    • стремление сохранить свой внутренний мир
    • нестабильность в эмоциональной жизни
    • неприятности мобилизуют, делают личность более сильной и уверенной

         В  качестве обратной связи для  родителей, хотелось бы порекомендовать  уделять ребенку хотя бы по  полчаса в день и заниматься в то время тем, что хочет ребенок. Ребенок весьма активен, поэтому не рекомендуется защемлять его активность. В проблемной ситуации ориентировать ребенка на позитив (говорить не только как не надо, но и как надо), раскрывать и показывать ее положительные стороны.

    Второй  испытуемый

         Было  трудно интерпретировать рисунки,  так как у ребенка еще не  достаточно развита изобразительная  деятельность. Тем не менее после  интерпретации удалось выделить  следующие черты ребенка:

      • незащищенность, потребность в заботе
      • поиск самоутверждения, контакта, но при этом есть трудности при стремлении раскрыться перед другими
      • стремление к действию, движению
      • при проблемной ситуации сможет справиться сам, если будет чувствовать внешнюю поддержку, например от родителей

         Ребенку необходимо давать самостоятельности. Если он просит помощи, то зачастую достаточно словесного одобрения, чтобы ребенок смог справиться с действием сам. Взрослому в основном следует идти за ребенком, только ориентируя его в мире на ценности, которые он хочет воспитать в ребенке.

    Третий  испытуемый

         Не  удалось во многом разговорить  ребенка, поэтому приходиться  опираться на графическую информацию. Общая характеристика ребенка  по рисункам:

    • тревога, чувство дискомфорта, скованности
    • недовольство собой
    • стремление к независимости
    • стремление к действию, контакту
    • хорошо социализирован
    • при влиянии неблагоприятных факторов ищет защиты и покровительства у других, но при этом сможет постаять за себя
    • отрицание поддержки со стороны родителей в трудной ситуации, не сформировано чувство домашнего тепла

    В преддверии первого  класса и во избежании конфликтов со сверстниками, рекомендация родителям  обратить внимание на эмоциональную  жизнь ребенка: ребенок нуждается  не только в питании, одежде, но и  в общении.  Лучше объяснить ребенку элементарные вещи, «что такое хорошо и что такое плохо», чем этому он будет учиться методом проб и ошибок. Необходимо поддерживать ребенка в трудной ситуации, а принижать его личность.

     

    Заключение

         В  ряду диагностических методов  современной психологии графические методы оказались где-то на периферии: они рассматривались либо как забавные фокусы, либо как любопытные развлечения, либо как некий совершенно несамостоятельный вспомогательный прием. Насколько нам известно, почти полностью отсутствует систематическое научное изучение графических методов как особых методов психодиагностики – со своей собственной общенаучной основой, с технологичной специфичностью, особенностями конструирования и применения. Более того, и среди специалистов они в основном расцениваются как весьма слабые и ненадежные процедуры.

         В  то же время история и наш  собственный опыт психологического анализа этой группы методов убеждают в том, что в рисунках на «заданную» тему, т.е. в ситуации стандартного и изобразительного задания содержится значительно больше информации о психологических особенностях рисовавшего их человека, чем это принято считать. По нашему мнению, в таких рисунках полезной информации для психолога даже больше, чем в рукописном тексте (и в почерке, и в самом содержании текста). Сказанное означает, что рисунок на заданную тему мы рассматривает как весьма мощное психодиагностическое средство.

         Графические  методы – это работа с невербальным  материалом, что и позволяет существенно  расширить как возрастной диапазон  их применения, так и возможности межкультурного использования. Эти методы оказались интересными для наших консультируемых, что позволило установить коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. В силу проективного характера большинства графических процедур их результаты, как показывает наш опыт, менее подвержены контролю сознания, а это весьма важный аргумент в пользу их применения.

         Они  оказались простыми и быстрыми  по процедуре, что, во всяком  случае, допускает их эффективное применение в качестве методов предварительной экспресс-диагностики.

         При  составлении портрета личности  на основе информации, полученной  методами арт-терапии, необходимо  помнить об их особенностях.

         Во-первых, следует крайне осторожно относиться к их использованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условием такого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимых экспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов.

         Во-вторых, делать окончательные выводы  о психологических особенностях  субъекта на основе одних лишь  рисуночных тестов не рекомендуется.  Эти тесты дают основания для  обоснованных предположений, но  не для безапелляционных суждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставлении особенностей рисунков с другими данными (например, с результатами наблюдений, данными клинической беседы или дополнительных, более строгих тестов).

         И,  наконец, заключение ни в коем  случае не должно основываться на отдельных признаках рисунка, взятых изолировано, вне их связи друг с другом. Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

         Мы  руководствуемся тем, что правильное  освоение техники – как и  любого полезного инструмента  – требует большого опыта и  постоянного накопления знаний, полученных от других людей,  знакомых с этой процедурой. Конечно  всегда необходимо пользоваться несколькими параллельными способами сбора информации, прежде чем сформулировать некое утверждение о личности данного человека.   
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  литературы

    1. В.С. Мухина Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. М., 1981 год, стр 22-40
    2. Л.Ф. Обухова Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995г.
    3. А.И. Захаров Происхождение детских неврозов и психотерапия
    4. Хрестоматия по психологии художественного творчества. 1998 год
    5. Д. Остер Рисунок в психотерапии. М., 2005 год, стр 17-50
    6. Е.С. Романова Графические методы в практической психологии. СПб., 2002 год, стр 278,  390-399
    7. Журнал «Психологическая диагностика» 2004 год №4
    8. Е.О. Смирнова Детская психология. М., 2003 год, стр 297-338
    9. Г.А. Урунтаева Психология дошкольника. М., 2000 год, стр 144-152
    10. Детская практическая психология. М., 2000 год
    11. Дошкольная психология под ред. Г.А. Урунтаевой. М., 1996 год,         стр 216-223
    12. Журнал «Психолог в детском саду» 2004 год
    13. И.В. Шаповаленко Возрастная психология. М., 2004 год, стр 218-220
    14. А.И. Захаров Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез.
    15. А.И. Захаров Как помочь нашим детям избавится от страха. СПб., 1995год, 12-57
    16. Д. Бретт Боязнь темноты. М., 1996 год, стр 38-39
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

          
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Систематизация и обоснование основных психологических новообразований в возрастные периоды детского развития