Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:22, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности человеческой агрессии и ее изменения с течением возраста
Задачи:
1.изучить понятие агрессии и основные ее теории.
2.выявить причины становления агрессии.
3.рассмотреть методы исследования агрессивного поведения.
4.охарактеризовать агрессивные проявления на разных возрастных этапах
5.провести эмпирическое исследование
Гипотеза – уровень агрессии снижается с течением возраста.
Видение……………………………………………………………….2
Глава 1. Агрессия как социально-психологический феномен………….4
1.1 Понятие агрессии и основные теории……………………………...4
1.2 Причины становления агрессии…………………………………….9
1.3 Методы изучения агрессивного поведения………………………..13
Глава 2. Возрастные особенности агрессии……………………………….20
2.1 Агрессия на разных возрастных этапах…………………………....20
2.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте...24
Глава 3. Эмпирическое исследование……………………………………...28
3.1 Метод рисуночный фрустрации Розенцвейга…………………….28
3.2 Программа исследования…………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………..36
Содержание
Видение……………………………………………………………
Глава 1. Агрессия как социально-психологический феномен………….4
1.1 Понятие агрессии и основные теории……………………………...4
1.2 Причины становления агрессии…………………………………….9
1.3 Методы изучения агрессивного поведения………………………..13
Глава 2. Возрастные особенности агрессии……………………………….20
2.1 Агрессия на разных возрастных этапах…………………………....20
2.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте...24
Глава 3.
Эмпирическое исследование……………………………………...
3.1 Метод рисуночный фрустрации Розенцвейга…………………….28
3.2
Программа исследования…………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Видение
Интерес к проблеме человеческой агрессии носит всеобщий характер. К феномену агрессии человечество проявило интерес уже издревле, и в наше время она является предметом активнейших научно-практических изысканий.
В этой области
все еще остается множество нерешенных
проблем. Является ли агрессия исключительно
поведенческой характеристикой, и,
следовательно, в качестве агрессии
можно и должно рассматриваться
внешне выраженное действие, либо же агрессией
могут быть мотивы, установки, эмоции.
Следует ли говорить об агрессии только
применительно к ситуациям
Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется рядом авторов. Большой интерес представляет работа Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон “Агрессия”. Эта книга является первым учебным пособием в России по этой теме. В ней представлен исчерпывающий обзор теорий, разнообразие экспериментальных методик, выводы и обобщения авторов, которые вносят значительный вклад в сокровищницу психологической науки.
В работе “Психология человеческой агрессивности” составителем которой является К. В. Сельченок представлен материал, который помогает понять сущность агрессивности и освоить искусство управления ею. Практически все собранные здесь статьи посвящены преимущественно практике контролирования агрессивных проявлений, а не пустому теоретизированию.
Р. С. Немов предположил, что за агрессивным поведением лежит особого рода мотив, получивший название мотив агрессивности. Описание этого мотива представлено в его работе “Психология”. Также здесь дан анализ различных точек зрения о происхождении агрессивного поведения и описаны мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением.
К. Э. Изард в своей работе “Психология эмоций” проанализировал и обобщил различные экспериментальные данные и теоретические концепции. Он описал влияние эмоции гнева на проявление агрессии, а также дал анализ различий между враждебностью и агрессией.
Однако несмотря на многочисленные исследования эта проблема недостаточно изучена.
Цель исследования – изучить особенности человеческой агрессии и ее изменения с течением возраста
Задачи:
Гипотеза –
уровень агрессии снижается с течением
возраста.
Глава 1.
Агрессивность как
социально-психологический
феномен
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:
Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. [3]
Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.
Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Агрессия - физическое
действие или угроза такого действия
со стороны одной особи, которые
уменьшают свободу или
Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. [11]
Из
отечественных психологов эту точку
зрения разделяют Т.Г. Румянцева
и И.Б. Бойко. Они рассматривают
агрессию как форму социального
поведения, которое реализуется
в контексте социального
Вопрос
о том, почему люди совершают опасные
агрессивные действия долго, был
предметом серьезных дискуссии,
высказывались резко
Агрессия относится в первую очередь к:
1.врожденным побуждениям или задаткам;
2.потребностям,
активизируемым внешними
3.позновательным и эмоциональным процессам;
4.актуальным
социальным условиям в
Самое раннее
и, возможно, наиболее известное теоретическое
положение, имеющее, отношение к агрессии,
- это то, согласно которому данное поведение
по своей природе преимущественно инстинктивное.
Одним из представителей данной теории
является Зигмунд Фрейд. Он в своих ранних
работах утверждал, что все человеческое
поведение проистекает, прямо или косвенно,
из эроса, инстинкта жизни, чья энергия
(известна как либидо) направлена на упрочнение,
сохранение и воспроизведение жизни [16].
В этом общем контексте агрессия рассматривалась
просто как реакция на блокирование или
разрушение либидозных импульсов. Агрессия
как таковая не трактовалась ни как неотъемлемая,
ни как постоянная и неизбежная часть
жизни.
Пережив
опыт насилия первой мировой войны,
З.Фрейд предположил
Положение
об инстинкте стремления к смерти
является одним из наиболее спорных
в теории психоанализа. Оно было фактически
отвергнуто многими учениками Фрейда,
разделявшими его взгляды по другим вопросам.
Тем не менее, утверждение о том, что агрессия
берет начало из врожденных, инстинктивных
сил, в целом находило поддержку даже у
критиков.
Взгляд теоретиков – эволюционистов во
многом схож с позицией З.Фрейда, но они
считали, что источником агрессивного
поведения является другой врожденный
механизм: инстинкт борьбы, присущий всем
животным, включая человека.
А
представители
В то время
как различные теории агрессии как инстинкта
сильно разнятся в деталях, все они сходны
по замыслу. В частности, центральное для
всех теорий является положение о том,
что агрессия является следствием по преимуществу
инстинктивных, врожденных фактов, логически
ведет к тому, что агрессивные проявления
почти невозможно устранить. Ни удовлетворение
всех материальных потребностей, не устранение
социальной справедливости, ни другие
позитивные изменения в структуре человеческого
общества не смогут предотвратить зарождение
и проявление агрессивных импульсов. Самое
большее, чего можно достичь, - это временно
не допускать подобных проявлений или
ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно
данным теориям, агрессия в той или иной
форме всегда будет нас сопровождать.
И в самом деле, агрессия является неотъемлемой
частью нашей человеческой природы.
Но теория
«Агрессия, как инстинктивное поведение»
никогда не была принята психологами всерьез.
Более распространенными являются теории
побуждения, которые предполагают, что
источником агрессии является, в первую
очередь, вызываемый внешними причинами
позыв, или побуждение, причинить вред
другим. Наибольшим влиянием среди теории
этого направления пользуется теория
фрустрации – агрессии, предложенная
несколько десятилетий назад Дж.Доллардом
и его коллегами. Согласно этой теории,
у индивида, пережившего фрустрацию, возникает
побуждение к агрессии. В некоторых случаях
агрессивный позыв встречает какие-то
внешние препятствия или подавляется
страхом наказания. Однако и в этом случае
побуждение остается и может вести к агрессивным
действиям, хотя при этом они будут нацелены
не на истинного фрустратора, а на другие
объекты, по отношению к которым агрессивные
действия могут совершаться беспрепятственно
и безнаказанно.
Это
общее положение о смещенной
агрессии было расширено и пересмотрено
М.Миллером, выдвинувшим
Теория
когнитивной модели агрессивного поведения,
не содержит в себе каких – либо принципиально
новых формулировок. Просто вышеизложенные
теоретические модели уточнены и расширены
в результате приложения их к эмоциональным
и когнитивным процессам, выступающих
в качестве основных детерминант агрессии.
М.Зильман
признают, что агрессия бывает импульсивной,
не подвластной контролю рассудка. Как
полагает М.Зильман, большинство людей
научаются реагировать на воспринятую
ими провокацию ответной агрессией. Так
что «навык», который они приобретают,
когда когнитивные процессы дезинтегрированы,
являются деструктивными. В соответствии
с данными положениями, подходящим способом
научиться контролировать или устранять
импульсивную агрессию представляется
выработка конструктивных или неагрессивных
привычек в ответ на провокацию.
И последнее
теоретическое направление, это теория
социального научения, предложенная А.Бандурой.
Это теория уникальна: агрессия рассматривается
здесь как некое специфическое социальное
поведение, которое усваивается и поддерживается
в основном точно также как и многие другие
формы социального поведения.
Согласно
А. Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного
поведения требует учета трех мотивов:
1.способы усвоения подобных действий
(биологический фактор – гормоны, нервная
система; научение – наблюдение, опыт);
2. Факторов провоцирующих их появление
(воздействие шаблонов – возбуждение,
внимание; неприемлемое обращение – нападки,
фрустрация; побудительные мотивы – деньги,
восхищение; инструкция – приказ; эксцентричными
убеждениями – параноидальные идеи); 3.
условий, при которых они закрепляются
(внешними поощрениями и наказаниями –
материальное вознаграждение; викарное
подкрепление – наблюдение за тем, как
поощряют и наказывают других; механизмы
саморегуляции – гордость, вина). [1]
Таким образом, теория социального научения
утверждает, что агрессия появляется только
в соответствующих социальных условиях,
то есть, в отличие от других теоретических
направлений, теория этого направления
гораздо более оптимистично относиться
к возможности предотвращения агрессии
или взятия ее под контроль.
Склонность человека
к агрессивным действиям