Агрессия в возрастной периодизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности человеческой агрессии и ее изменения с течением возраста

Задачи:

1.изучить понятие агрессии и основные ее теории.
2.выявить причины становления агрессии.
3.рассмотреть методы исследования агрессивного поведения.
4.охарактеризовать агрессивные проявления на разных возрастных этапах
5.провести эмпирическое исследование
Гипотеза – уровень агрессии снижается с течением возраста.

Оглавление

Видение……………………………………………………………….2

Глава 1. Агрессия как социально-психологический феномен………….4

1.1 Понятие агрессии и основные теории……………………………...4

1.2 Причины становления агрессии…………………………………….9

1.3 Методы изучения агрессивного поведения………………………..13

Глава 2. Возрастные особенности агрессии……………………………….20

2.1 Агрессия на разных возрастных этапах…………………………....20

2.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте...24

Глава 3. Эмпирическое исследование……………………………………...28

3.1 Метод рисуночный фрустрации Розенцвейга…………………….28

3.2 Программа исследования…………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОПП.docx

— 75.82 Кб (Скачать)

      Рисуночный  тест изучение фрустрации по Розенцвейгу  является полупроективной методикой, предназначенной для оценки типичных реакций на повседневные фрустрирующие события. Испытуемым показывают комикс, где на каждой картинке персонаж произносит слова, из которых следует, что герой столкнется с фрустрирующей ситуацией. Задача испытуемого – вписать ответ фрустрирующего героя в облачко, выходящее из его рта. Ответы классифицируются по «направленности» и «типу агрессии». Направленность может быть вовне, на самого себя или на избежание агрессии. Типы агрессии включают сосредоточение на препятствии или фрустрирующем обстоятельстве; нападение или обвинение; попытку, несмотря на препятствие, разрешить фрустрирующую проблему. [9]

Наблюдение.

      Эти подходы предусматривают «прямую» запись поведения подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих  правил и установленной процедуры  для регистрации текущего реального  поведения. Главное преимущество таких  методов состоит в том, что  они позволяют изучать причиняющее  реальный вид повреждение.

     Полевые наблюдения. Слово «полевые» подразумевает наблюдение за поведением людей в естественных условиях, когда они занимаются повседневными делами и не помышляют об участии в каких-то психологических исследованиях.

      Недостаток  в том, что исследователь может  потратить уйму времени, наблюдая неагрессивное  поведение, прежде чем дождется хоть каких-то проявлений агрессивного поведения. Поэтому во многих случаях приходится вмешиваться в ситуацию способом, повышающим вероятность агрессивного поведения.

      Натуралистические наблюдения. Когда наблюдатель просто следит за естественным поведением, не вмешиваясь в него, то это называется методом натуралистических наблюдений. Такая техника применяется главным образом в исследованиях поведение детей и животных.

     Межличностные конфронтации. В экспериментах Харриса, испытуемые, которым случилось оказаться в магазинах, ресторанах, аэропортах и прочих заведениях, подвергались прямому и сильному подстрекательству к агрессии. В одних случаях помощники экспериментатора намеренно налетали на людей сзади. В других случаях ассистенты влезали перед человеком, ждущим своей очереди в магазинах, ресторанах и банках. Затем записывались вербальные и невербальные реакции испытуемых на эту провокацию.

      Лабораторные  наблюдения. Наиболее общий способ наблюдения агрессии состоит в наблюдении за поведением контролируемых лабораторных условиях. У этого метода немало важных достоинств. [9]

      Большинство методов исследования агрессии относятся  к одной из 4 категорий: 1) «Игровые»  методы; 2) Вербальные нападения на других; 3) «безопасное» не приносящее вреда  нападение на живого человека; 4) «якобы причиняющее вред» нападение.

      «Игровые» меры агрессии. Типичная процедура состоит из следующих этапов:

  1. участников каким-либо образом подстрекают к агрессии – зачастую демонстрируя или агрессивные действия на примере;
  2. затем им предоставляют возможность пинать, щипать или еще каким-то образом нападать на неживые мишени;
  3. агрессия оценивается по частоте совершения подобных действий против «жертв». Подобные процедуры чаще всего применяются для изучения того, каким образом люди усваивают агрессивное поведение.

      Подобные  процедуры стали объектом критики  со стороны некоторых ученых, которые  утверждали, что поскольку действия испытуемых не приносят вреда ни одному живому существу, их нельзя считать  проявлениями агрессивного поведения, а лучше интерпретировать как  форма игры.

      По  мнению Бандуры, дети, усвоившие новые  способы нападения на других и  причинения им вреда, могут с такой  же готовностью продемонстрировать подобное поведение как на кукле, так и на любом человеке.

          Измерение вербальной агрессии: когда слово (или оценки) ранят. В подобных экспериментах испытуемых предварительно фрустрировали или подстрекали в какой-либо форме, а затем или представляли возможность посчитаться со своими обидчиком посредством вербальных комментариев, письменных отзывов или более формальных оценок. Какие ответы следует считать агрессивными приходится определять исследователю. Например, отзывы, в которых употреблялись слова идиот, ненормальный, чудило, придурок, псих или в которых предлагали этих людей расстрелять, засадить, оцениваются как крайне агрессивные.

      Наиболее  часто в методе изучение вербальной агрессии используют процедуру, когда  испытуемых сначала фрустрируют или иными способами подстрекают к агрессии, а затем просят дополнить опросник, в котором они оценивают подстрекателя.

      Прямая  физическая агрессия: вред без ущерба. Один из наиболее часто используемых методов лабораторного изучения агрессии предусматривает прямое физическое нападение на живую жертву. Методика основана на обмане, посредством которого участников экспериментов заставляют поверить, что они тем или иным способом могут причинить другому человеку физический вред, хотя в действительности они этого сделать не могут. Например, использование против объекта агрессии игрушечного пистолета, шариков, игрушечных кирпичей.

      В такой процедуре удается изучить  намерение причинить вред, избегая  при этом физических увечий. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Возрастные особенности  агрессии 

2.1 Агрессия на  разных возрастных этапах 
 

    Характер  агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую  ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация  к возрастным требованиям нередко  сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Так, в самом  раннем возрасте дети, по всей видимости, демонстрируют агрессию: если часто, громко и требовательно плачут; если у них отсутствует улыбка; если они не вступают в контакт. Психоаналитические исследования свидетельствуют об огромном количестве гнева, переживаемом младенцами, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Также хорошо известен тот факт, что маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к новорожденным брату или сестре.

    Адаптируясь к требованиям детского сада, малыши могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже поглощать  несъедобное. Причем эти действия совершаются, что называется, «без разбора» - импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессии в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы (говорить, есть), кусание ногтей (губ). Следует заметить, что поведение ребенка дошкольного возраста дома существенно зависит от эмоционального климата в семье, а детская группа, в свою очередь, становится зеркальным отражением внутреннего состояния воспитателя. Если те или другие проявляют, даже просто испытывают агрессию, дети с большой вероятностью будут ее воспроизводить.

    В целом детская агрессивность  является обратной стороной беззащитности. Если ребенок чувствует себя незащищенным (например, когда его потребности  в безопасности и любви не получают удовлетворения), в его душе рождаются  многочисленные страхи. Стремясь справиться со своими страхами, ребенок прибегает  к защитно-агрессивному поведению. Другим возможным способом преодоления  страха может стать направление  агрессии на самого себя. Аутоагрессия может проявляться по-разному, например в саморазрушительных фантазиях, в робости или идеях самонаказания. [7]

    В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к  более слабым («выбранной жертве») ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения  школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Резко негативная реакция учителей и родителей на подобное поведение  зачастую не только не уменьшает агрессивность  детей, но, напротив, усиливает ее, поскольку  служит косвенным доказательством  силы и независимости последних. Тем не менее, именно учитель, его  авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению  побуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

    Специфической особенностью агрессивного поведения  в подростковом возрасте является его  зависимость от группы сверстников  на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным  часто означает «казаться или  быть сильным». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытания  новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувство  принадлежности к группе и дают подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое проявление насилия по отношению к «не членам группы» оправдывается заверениями типа - «они предатели... мы должны защищать своих... мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки-аутсайдеры, дезадаптированные в силу различных причин и предпринимающие попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

    Таким образом, агрессивное поведение  достаточно обычное явление для  детского и подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение  выполняет ряд важных функций. В  норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивной и деструктивно-дезадаптивной.

    В целом для развития личности ребенка  и подростка опасны не столько  сами агрессивные проявления, сколько  их результат и неправильная реакция  окружающих. В случае, когда насилие  дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у детей я подростков с большой вероятностью формируется  поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и  взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко  приводит к эффекту, противоположному ожидаемому.

    У взрослых людей проявления агрессивного поведения более разнообразны, поскольку  определяются преимущественно их индивидуальными  особенностями. В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, подозрительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительное отношение к агрессии (как к полезному или нормальному явлению). [13] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Особенности  агрессивного поведения в подростковом  возрасте 
 

      Подростковый  возраст – это граница между  детством и взрослой жизнью, связанная  с возрастом обязательного участия  человека в общественной жизни. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения.

       Необходимо  рассмотреть более подробно некоторые  основные характеристики подросткового  возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения  агрессии в этом возрастном периоде.

     Первая  общая закономерность и острая проблема подросткового возраста  – это  перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости  к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое  состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными»  моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в  мир взрослых.

       Главным противоречием подросткового возраста можно считать противоречие между  рассудочной формой возникновения  в сознание подростка рефлексии, ставшей для него ведущей  формой сознательного отношения к миру, и неличным миром  взрослых, не укладывающейся в рамки рассудочности, и в то же время  провозглашающим рассудочность (сознательность»)  своего бытия.

       Вторая  особенность и ценнейшее психологическое  приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи  с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими.

       С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству  показателей более реалистичны  и объективны, чем юношеские, а  юношеские, чем подростковые.

Информация о работе Агрессия в возрастной периодизации