Агрессия в возрастной периодизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности человеческой агрессии и ее изменения с течением возраста

Задачи:

1.изучить понятие агрессии и основные ее теории.
2.выявить причины становления агрессии.
3.рассмотреть методы исследования агрессивного поведения.
4.охарактеризовать агрессивные проявления на разных возрастных этапах
5.провести эмпирическое исследование
Гипотеза – уровень агрессии снижается с течением возраста.

Оглавление

Видение……………………………………………………………….2

Глава 1. Агрессия как социально-психологический феномен………….4

1.1 Понятие агрессии и основные теории……………………………...4

1.2 Причины становления агрессии…………………………………….9

1.3 Методы изучения агрессивного поведения………………………..13

Глава 2. Возрастные особенности агрессии……………………………….20

2.1 Агрессия на разных возрастных этапах…………………………....20

2.2 Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте...24

Глава 3. Эмпирическое исследование……………………………………...28

3.1 Метод рисуночный фрустрации Розенцвейга…………………….28

3.2 Программа исследования…………………………………………..30

Заключение……………………………………………………………………34

Список литературы…………………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая по ОПП.docx

— 75.82 Кб (Скачать)

       Повышение степени осознанности своих переживаний  нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. [13]

       Говоря  о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что  это сложный, трудный период. Трудность  этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в пубертатном кризисе, кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет  одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

       Говоря  об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот  факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства  детей.

      Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют  многие факторы. Агрессивное поведение  определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как  посредством прямых подкреплений, так  и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

      Многочисленные  исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные  дети, характерны особые взаимоотношения  между членами семьи. Подобные тенденции  психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к  другу. Подростки, выбирая методы выяснения  отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности

       Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень  агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными  большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут  найти друзей среди других агрессивных  сверстников. [12]

      Один  из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований    с использованием самых разнообразных  методов и приемов психологи  и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется,   что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его  остается неизвестной.

      Таким образом, все вышеперечисленные  факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом  в целом при взаимодействии с  подростками, потому что агрессию легче  предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Эмпирическое исследование 

3.1 Метод рисуночный фрустрации Розенцвейга 
 

   Методика  предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно  так понимаемыми) трудностями, препятствиями  на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация.

   Методика  относится к классу проективных  тестов. В ней 16 ситуаций, в которых  создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с  толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими  группами ситуаций имеется связь, так  как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

   Всего методика состоит из 24 схематических  контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые  еще незаконченным разговором. Эти  рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит  свое мнение и проявит типичные для  него реакции выхода из конфликтных  ситуаций. Исследователь отмечает общее  время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Программа  исследования 
 

      В ходе тестирования мы опросили и сравнили 2 группы: 1 группа 16 человек 12-25 лет, 2 группа 16 человек 35-55 лет. Им было предложено 24 рисунка, на каждом из которых изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Им нужно было представить, что будет отвечать другой человек в этой ситуации и написать самый первый ответ, который приходит на ум.

испытуемые умеренная агрессия низкая

агрессия

Весьма высокая  агрессия Неадекватность  по отношению к фрустрации Излишняя фрустрационная нагруженность, подверженность фрустрации
p1 +        
p2 +        
p3 +     + +
p4   +   + +
p5 +     + +
p6 +     +  
p7 +        
p8 +     + +
p9 +       +
p10 +        
p11     +    
p12 +       +
p13     +   +
p14     +    
p15 +     +  
p16 +     + +
Итог 12 1 3 7 8

      Результаты  показали, что из первой группы опрошенных 1 человек имеет низкую агрессивность, 12 человек – умеренную агрессию и 3 человека – весьма высокую агрессию. Из них 7 человек проявляют неадекватность по отношению к фрустрациям, 8 человек имеют излишнюю фрустрационную нагруженность, подверженность фрустрации. Теперь вычислим процентное соотношение полученных результатов.

        (умеренная агрессия)

        (низкая агрессия)

        (весьма высокая агрессия)

      Результаты  показывают, что из 16 испытуемых из 1 группы 6,25% - имеют низкую агрессию, 75% - умеренную агрессию, 18,75% - весьма высокую агрессию. 
 

испытуемые умеренная агрессия низкая

агрессия

Весьма высокая  агрессия Неадекватность  по отношению к фрустрации Излишняя фрустрационная нагруженность, подверженность фрустрации
p1   +      
p2 +        
p3 +       +
p4   +     +
p5   +   + +
p6   +   +  
p7 +        
p8   +   + +
p9   +     +
p10   +      
p11     +    
p12   +      
p13 +        
p14   +      
p15 +     +  
p16 +     + +
Итог 6 9 1 5 6
 

      После тестирования 2 группы низкую агрессивность имеют 9 человек, 6 человек – умеренную агрессию и 1 человека – весьма высокую агрессию. Из них 5 человек проявляют неадекватность по отношению к фрустрациям, 6 человек имеют излишнюю фрустрационную нагруженность, подверженность фрустрации. Теперь вычислим процентное соотношение полученных результатов.

        (умеренная агрессия)

        (низкая агрессия)

        (весьма высокая агрессия) 

      Результаты  показывают, что 2 группа испытуемых 56,25% - имеют низкую агрессию, 37,5% - умеренную агрессию, 6,25% - весьма высокую агрессию.

Вывод:

В самом начале нашей работы мы выдвигали гипотезу о том, что уровень агрессии изменяется с течением возраста. В ходе исследования мы выявили, что испытуемые из второй группы возраст, которых 35-55 лет менее подвержены проявлениям агрессии, чем испытуемые из первой группы возраст, которых варьируется от 12-25 лет. 
 
 
 
 

Заключение 

      Данная  работа отражает многие параметры возникновения  и проявления агрессии.

      В первой главе рассмотрели особенности проявления, методы исследования агрессивного поведения. Проанализировали различные определения агрессии: агрессия как поведение, агрессия как намерение, агрессия как причинение ущерба. Освещаются многие теории возникновения агрессии: агрессия как инстинктивное поведение, агрессия как проявление побуждения, агрессия как научение.

      В работе подробно изучаются также  причины, которые оказывают влияние  на возникновение агрессии. Ими являются семейные взаимоотношения, взаимодействие с окружающими.

     Во  второй главе были изучены особенности агрессивного поведения на различных возрастных этапах и особое внимания мы уделили подростковой агрессии. Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезненным, может спровоцировать возникновение глубоких    психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую   его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов – психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей агрессии в подростковом возраста необходимо для профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Информация о работе Агрессия в возрастной периодизации