Систематизация и обоснование основных психологических новообразований в возрастные периоды детского развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Цели: на основе углубленного теоретического анализа рассмотреть трудности поведения, встречающиеся у детей в дошкольном возрасте, обосновать применение методов арт-терапии для решения актуальных задач и оптимизации практической психологической службы в системе образования.
Задачи:
1. Осуществить теоретический анализ представлений о развитии изобразительной деятельности.
2. Описать основные направления использования рисуночных техник в практике детского психолога.
3. Отработать навыки работы с детьми дошкольного возраста

Оглавление

Введение

Глава 1
Возрастно-психологические особенности детей дошкольного возраста
1.1 Возрастно-психологические новообразования детей дошкольного возраста
1.2 Общение со взрослыми и сверстниками
Глава 2
Эмпирическое исследование
2.1 Проблема исследования
2.2 Процедура проведения исследования
2.3 Описание результатов
2.4 Анализ результатов и выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по возрастн для Люды.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Агрессия это индивидуальное и коллективное действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда или ущерба другому человеку. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако остается неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей. Проведенный Е.О. Смирновой сравнительный анализ данных показателей у агрессивных и неагрессивных дошкольников показал, что глобальные проблемы лежат в сфере отношений со сверстниками. Однако эти проблемы неоднородны в группе дошкольников. Смирнова выделила три основных группы агрессивных детей:

- агрессия используется  как средство привлечения внимания  сверстников (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи)

- агрессия как  норма поведения и общения  со сверстниками (для достижения  какой-либо конкретной цели)

- нанесение вреда  другому выступает как самоцель (удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение  сверстникам) (12)

     Основные страхи  в дошкольном возрасте. Младший дошкольный возраст. Начиная с этого возраста, данные о страхах получены при непосредственном интервью с детьми. В 3 года у мальчиков наиболее часто по сравнению с последующим возрастом представлены страхи сказочных персонажей (50%), высоты (40%), крови (43%), уколов (50%), боли (47%) и неожиданных звуков (43%). Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает у мальчиков максимума именно в рассматриваемом возрасте: в 3 года – темноты, замкнутого и открытого пространства, воды, врачей; в 4 года - одиночества и транспорта .

     У  девочек достигают возрастного максимума общие с мальчиками страхи: в 3 года - одиночества, темноты, боли, уколов, в 3 и 4 года - крови. Не достигает максимума, но достаточно выражен и страх замкнутого пространства в 4 года.

     Следует  сказать и о выделенной нами  типичной для данного возраста триаде страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства.   

     Старший дошкольный возраст. Это возраст наибольшей выраженности страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием - возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет и у девочек - в 6 лет (90%). Увеличивается в старшем дошкольном возрасте, еще не достигая максимума, страх смерти родителей.

     Максимально  представлен страх животных (42 и 38% - в 6 и 7 лет у мальчиков и 62% - у девочек 7 лет), из сказочных - Змея Горыныча в 5 лет и в 3 года у мальчиков (у 27% в каждом возрасте), в 6 лет - у девочек (45,5%).

     Из  других типичных для возраста  страхов следует отметить страх глубины, страшных снов, страх огня.

     Нарастает  в старшем дошкольном возрасте, сохраняясь на высоком уровне  в дальнейшем, страх пожара, страх нападения, страх войны.

     В  отличие от мальчиков у девочек  в рассматриваемом возрасте подчеркнуты  страхи заболеть в 7 лет (46%), наказания в 7 лет (37%), перед засыпанием в 5-8 лет (16-17%) и сказочных персонажей в целом в 5 лет (65%). (14)

     Насколько  будет выражен тот или иной  страх и будет ли он выражен  вообще, зависит от индивидуальных  особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

     Продолжающийся  процесс урбанизации удаляет  человека от естественной среды  обитании, ведет к усложнению  межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддержать с ним постоянные отношения. К тому же отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома из-за излишней опеки со стороны взрослых.

     Наиболее  чувствительны к конфликтным  отношениям родителей дети-дошкольники.  Если они видят, что родители  ссорятся, ругаются, то число и  страхов выше, чем когда отношения в семье хорошие.

     Девочки  более эмоционально ранимо, чем  мальчики, воспринимают отношения  в семье. 

     Заслуживающим  внимания фактом является обнаружение  у дошкольников из конфликтных  семей более частых страх животных (у девочек), стихии, заболевания, заражения и смерти, а также кошмарных снов и родителей (у мальчиков). Все эти страхи являются своеобразными эмоциональными откликами на конфликтную ситуацию в семье.

     У  девочек не только больше число  страхов, чем у мальчиков, но  и их страхи более тесно  связаны между собой. Другими  словами, страхи у девочек более  прочно связаны с ее эмоциональной  сферой.

     На  частоту появления страхов оказывает  влияние количественный состав семьи. Как у девочек, так и у мальчиков старшего дошкольного возраста число страхов заметно выше в неполных семьях, что подчеркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

     Наиболее  подвержены страху единственные дети в семье, как эпицентр родительских забот и тревог. Как правило, единственный ребенок находится в более тесном  эмоциональном контакте с родителями и перенимает их беспокойство, если оно есть.(15)

     Боязнь  темноты – один из наиболее  распространенных страхов детей. Часто она начинается лет с трех и длится до предподросткового и даже подросткового возраста.

      «Видение» чудовищ в темноте  – явление настолько обычное,  что может считаться почти  всеобщим. Обладая высоким воображением  дети зачастую не способны отличить фантазию от действительности. Для них чудовища, которых они якобы видят, так же реальны, как или я. Нередко чудовища являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат в себе «дурные» чувства и эмоции, с которыми ребенку трудно справиться. Таким образом, предоставляя ребенку возможность изучить этих чудовищ и противостоять им, вы в то же время указываете ему на путь владения собой.

     Можно  так же порекомендовать вашему  ребенку рисовать чудовищ, а затем рвать эти рисунки в клочья или лепить из глины, чтобы потом сплющить их в лепешки. Это позволяет вашему ребенку не только выразить свои «чудовищные» чувства и эмоции, но и меньше бояться чудовищ и в конечном итоге обрести власть над ними. (16) 

1.1 Развитие общения со взрослыми и сверстниками

     Отделение  ребенка от взрослого к концу  раннего возраста приводит к  новым отношениям дошкольника  с ним и к новой ситуации  развития.

     Впервые  ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.

     Благодаря  речевому развитию значительно  расширяются возможности общения  с окружающими. Теперь ребенок  может общаться не только по  поводу непосредственно воспринимаемых  предметов, но и по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

     М.И.  Лисина выделяет две внеситуативные  формы общения, характерные для  дошкольного возраста, - познавательную  и личностную.

     В  первой половине дошкольного  возраста (3-5 лет) складывается  внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведет к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы.

     Все,  что ребенок слышит от взрослого  и что он видит сам, он  пытается привести в порядок, установить закономерные отношения, в которые укладывается наш непостоянный и сложный окружающий мир. Ведущий для этой формы мотив общения – познавательный. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как источник новых знаний, как эрудит, способный разрешить их сомнения и ответить на их вопросы. А поскольку в ходе «теоретического сотрудничества» обсуждаются темы, далекие от окружающей обстановки ,общение впервые приобретает внеситуативный характер.

     Для  внеситуативно-познавательной формы общения характерно стремление ребенка к уважению взрослого, которое проявляется в повышенной обидчивости детей. Очень важной для них становится оценка взрослого – любое замечание дети начинают воспринимать как личную обиду. Главным средством общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации.

     К  концу дошкольного возраста складывается  новая и высшая для дошкольного  возраста – внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, ее содержанием является мир людей, вне вещей. Ведущими мотивами становятся личностные. Взрослый выступает для ребенка как конкретный индивид и член общества. Ребенка интересуют не только его ситуативные проявления (его внимание, доброжелательность, физическая близость), но и самые различные аспекты его существования, которые не видны в конкретной ситуации и никак не касаются самого ребенка (где он живет, кем работает и прочее). Столь же охотно он рассказывает и о самом себе (о своих родителях, друзьях, радостях и обидах).

     Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситуативно-личностного общения.

     Внеситуативно-личностное  общение ребенка со взрослым  имеет важное значение для  развития личности ребенка. Во-первых, в процессе такого общения  он сознательно усваивает нормы и правила поведения, что способствует формированию морального сознания. Во-вторых, через личностное общение дети учатся видеть себя как бы со стороны, что является важным условием саморазвития и самоконтроля. В-третьих, в личностном общении дети начинают различать разные роли взрослых – воспитателя, врача, продавца и прочее и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с ними.

     Кроме  взрослого, в социальной ситуации  развития ребенка в дошкольном  возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становится не менее значимым для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми.

     На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем направлениям: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются 2 таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около 6 лет.

     Переломные  моменты можно рассматривать  как временные границы трех  этапов развития общения детей.  Эти этапы, по аналогии со  сферой общения со взрослым, были  названы формами общения дошкольников  со сверстниками.

     Первая  из них – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2-4-й годы жизни). В младшем дошкольном возрасте ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционально-практического общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике дети воспринимают лишь отношение к себе, а его самого (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают.  Он является для них как бы «невидимым зеркалом» (по образному выражения Р.И. Деревянко), в котором они видят только себя.

     Следующая  форма общения сверстников –  ситуативно-деловая. Она складывается примерно к 4 годам и остается наиболее типичной до 6-летнего возраста. После 4 лет у детей (особенно тех, кто помешает детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в их жизни. Напомним, что этот возраст является период расцвета ролевой игры. В это время сюжетно-ролевая игра становится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

     Общение  с другими в ролевой игре разворачивается как бы на двух уровнях: не уровне ролевых взаимоотношениях (т.е. от лица взятых ролей: врач-больной, мама-дочка) и на уровне реальных, т.е. существующих за пределами разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других).

     Ребенок стремится привлечь внимание других. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало.

     В  конце дошкольного возраста у  многих (но не у всех) детей складывается новая форма общения, которая была названа внеситуативно-деловой. К 6-7 годам значительно возрастает число внеситуативных контактов. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.

Информация о работе Систематизация и обоснование основных психологических новообразований в возрастные периоды детского развития